Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Язык эмоций как средство развития речи и творческого мышления у дошкольников»
Автор: Чунюкина Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Колокольчик» город Курчатов Курской области
Цель: познакомить педагогов с играми и упражнениями, которые способствуют эмоционально-речевому развитию дошкольников.
Ход мастер-класса
Воспитатель:
«Эмоция! Зачем она нужна?
И что за магия такая происходит?
Когда грустим, то с глаз бежит слеза,
От радости улыбка с нас не сходит.
Поток эмоций льется через край
И призывает быть самим собою,
Не прятать чувства, не кривить душою,
Лишь нужно научиться ими управлять»
(Чунюкина Е.Н.)
Воспитатель: В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что детям трудно выразительно прочесть стихотворение, увлекательно о чем-то рассказать, ярко и эмоционально исполнить роль в театрализованной деятельности. Это потому, что дети еще не умеют показывать свои эмоции, а тем более им сложно передать чувства, которые испытывал сказочный герой или автор произведения.Считаю, что с самого раннего возраста необходимо раскрывать перед детьми яркий и загадочный мир эмоций с его многообразием чувств, интонаций, мимики и жестов.
Сегодня на мастер-классе я представлю вашему вниманию некоторые речевые игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми. Прошу выйти на сцену четырех участников.
Воспитатель: Природа наградила нас возможностью передавать свои чувства с помощью интонации. Каждый раз меняя интонацию, мы показываем свое отношение к тому, о чем говорим. Попробуем прочесть всем знакомое стихотворение с заданной для вас эмоцией: радости, печали, удивления, страха.
"На прививку первый класс
Вы слыхали? -Это нас!
Я прививки не боюсь.
Если надо-уколюсь.
Ну подумаешь – укол.
Укололся и пошел". (С.Михалков)
Воспитатель: Как видите, текст один, а благодаря разной интонации звучать он может совершенно по-разному.
Воспитатель: Развивать эмоциональную выразительность речи у детей мне помогает сказка. В следующем упражнении мы увидим, как одна и та же сказка может звучать совершенно по-разному в зависимости от того, кто ее рассказывает. Представьте, что вы – ЛИСА, ЗАЯЦ, Баба-Яга, Царевна Несмеяна. Вы сейчас разными голосами попробуете рассказать зрителям всем известную сказку «Курочка Ряба». Итак, прошу - Сказка «Курочка Ряба»:
1. Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. ЛИСА
2. Снесла как-то курочка яичко – да не простое, а золотое. Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила. Заяц
3. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Баба-яга
4. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое! Царевна Несмеяна
Аплодисменты нашим участникам!
Воспитатель: При знакомстве детей с эмоциями считаю важным развивать творческое мышление. А творчески мыслить и сочинять детям помогает воображение. И сейчас мы увидим, как далеко оно может увести нас за собой. Я предлагаю вашему вниманию персонажа - «капельку» - с разными эмоциями. Необходимо сочинить историю о приключениях капельки, у которой меняется настроение в зависимости от происходящих с ней событий. Каждый участник придумывает свои фразы с опорой на эмоцию в руках. Эмоции: удивление, злость, грусть, радость.
Участники мастер-класса:"Однажды над лесом проплывала серая туча. В этой туче жила капелька. Однажды она решила отправиться в путешествие. Спрыгнула и полетела вниз. Капелька опустилась в реку и удивилась, как быстро понесло ее по течению. Она встречала на своем пути маленьких рыбок, ударялась о камни и злилась от этого. Наконец ее вынесло на берег. Капелька загрустила по своему дому, по свей тучке, но не знала, как вернуться домой. Она попросила о помощи солнышко, оно послало на землю свои теплые лучи. А капелька по лучам поднялась в небо и опустилась на свою тучку. Капелька радовалась: наконец то она вернулась домой".
Воспитатель: При знакомстве с эмоциями я учу детей различать эмоциональные состояния и выражать с помощью пословиц и поговорок. И в следующей игре нужно подобрать пословицу, которая подходит по смыслу к вашей пиктограмме. Прошу участникам делать шаг вперед.
Сердце веселится и лицо цветет. Радость
С ним водиться, что в крапиву садиться. Злость
Слезами горю не поможешь. Грусть
Смотрит, что баран на новые ворота. Удивление
Ног под собой не чувствовать. Радость
Кому надо собаку ударить, тот и палку отыщет. Злость
Что тому дивиться, что земля вертится. Удивление.
День меркнет ночью, а человек печалью. Грусть
Воспитатель: Раскрывая перед детьми мир эмоций, я учу детей говорить о своих чувствах, при этом речь детей обогащается эмоционально-оценочной лексикой. Предлагаю двум участникам придумать грустную фразу с междометием Ох! А двум другим участникам - радостную фразу с междометием Ах! Например, Ах, какой прекрасный мастер-класс!
Участники произносят речь в предложенной тональности.
Воспитатель: Ну а теперь я хочу поблагодарить коллег за активное участие в мастер-классе и на память подарить эти буклеты.
Воспитатель: Наша речь – это не только слова, но и то, как мы ее произносим, какие чувства в нее вкладываем. Это такое же искусство как писать картины, музыку, стихи. И этому искусству нужно учиться с детства.
"Любая влага, влитая в кувшин,
Спешит принять его литую форму.
А слово, проникая вглубь души,
Способно за собой вести покорно.
Прекрасна речь! Когда она
Бурлит в потоке всех эмоций,
И если искренними чувствами полна,
То сердца каждого она рукой коснется".
(Чунюкина Е.Н)
Рекомендуем посмотреть:
Семинар для педагогов ДОУ
Практикум для педагогов ДОУ. Организация мини-музея
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ. Мои эмоции
Семинар практикум для педагогов в детском саду