Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар для педагогов ДОУ

Теоретический семинар: «Вредные привычки»
План семинара:
1) Классификация вредных привычек
2) Наиболее распространенные вредные привычки, причины возникновения, пути устранения, рекомендации .
В процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение У ребенка быстро формируются стереотипы поведения , он легко приобретает некоторые привычки, которые можно назвать вредными.
Вредные привычки- это навязчивые, ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на его физическом и психическом развитии.
Все вредные привычки можно разделить на две группы:
1. Непатологические привычки
- возникают в результате недостаточного внимания к привитию культурно- гигиенических навыков. Это такие привычки , как ковыряние в носу, теребление волос , мочки уха, сидеть и ходить сутулясь, ерзать на стуле, шаркать ногами при ходьбе, поминутно отплевываться, употреблять слова паразиты( « ну», «вот», «как его» и тд), громко говорить и чрезмерно жестикулировать, хватать другого за рукав, перебивать говорящего, крутить пуговицу и тд, которые ребенок осуществляет по привычке, производят довольно неприятное впечатление. За этим стоят издержки воспитания, в частности в привитии культурных навыков. Следует заметить, что некоторые из перечисленных привычек могут возникать по подражанию действиям взрослого( прокашливание, сплевывание ) Предупреждение и исправление вредных привычек данной группы- привитие ребенку навыков аккуратности, организованности, воспитание навыков личной гигиены, способности доводить начатое дело до конца.
2.Патологические привычки
- возникают в результате нарушений детско-родительских отношений, в строгой, чрезмерно-требовательной атмосфере, при дефиците родительского внимания, воспитании по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Ребенка надолго оставляли в одного постели, не брали на руки, выдерживая характер, не укачивали, когда ему было не уснуть, рано отлучали от груди и ( усугубляя) не давали соску. Такие вредные привычки порождены дефицитом материнского внимания перечислим некоторые из таких привычек- сосание пальца, языка, щеки, одежды, постельного белья, верчение и выдергивание волос, качание головы из стороны в сторону, биение головой об подушку перед засыпанием и во сне, грызение ногтей, онанизм, и тд.
Ребенок предоставленный самому себе, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку, страх. Ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец, теребит волосы, ухо, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такие действия закрепляются . Вначале он прибегал к этим действиям , потому, что отсутствовала мать, теперь встревоженная мать рядом с ним, но она его уже не интересует, он занят самим собой. Произошла серьезная перестройка ориентации.
Все вредные привычки данной группы опасны еще и тем, что отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствующее внимание, ласку, общение.
Если привычка сформировалась, родители должны начать борьбу с вредной привычкой , но не борьбу с ребенком. Здесь недопустимы прямолинейность действий - она провоцирует конфликты. Наказание и запугивание могут привести к исчезновению патологической привычки, но психологические последствия принятых мер могут оказаться сто крат тяжелее устраненной привычки - возникновение неврозов различной тяжести, которые очень трудно лечатся, и в тоже время провоцируют возникновение новых вредных привычек- замкнутый круг. Такие привычки как, грызение ногтей, кожи пальцев вокруг ногтей, - еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим акт самонаказания. Нежелательно также связывать ребенка обязательствами, обещаниями, честным словом - волевые качества у ребенка еще не развиты, он не сможет себя проконтролировать , но заработает чувство вины за нарушенное слово.
Далее мы рассмотрим наиболее распространенные патологические привычки детей.
1.Сосание пальца, волос, губы, щеки , одежды ( начало появления - около 6 месяцев) Часто вредная привычка , выражающаяся в серии ритмических движений служит вынужденным замещением необходимых ритмических движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмические автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмический акт , как сосание груди, не только акт кормления- это сложный комплекс воздействий: пищевого, эндокринного, психологического- стимулирует развитие головного мозга. Грудь матери сосут до года, но дети, которые нуждаются в стимуляции, сосут ее до 1,5-2 лет, отлученные раньше срока- сосут соску ( что хорошо ) или палец( что плохо) до 3 и более лет , что в таких случаях нормально.
Причины появления привычки и пути устранения:
• Депривация сенсорных ощущений. Недостаточная эмоциональная стимуляция развития . необходимо как можно больше уделять ребенку внимания ( ласковые прикосновения, поцелуи, тесный физический контакт), создать теплые эмоциональные отношения, а также предоставить в распоряжение ребенка яркие полезные игрушки, соответствующие возрасту.
• Эффект депривации. Органическое поражение центральной нервной системы - ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления , не получая их, ребенок испытывает дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях. Данная причина является фактором для медицинского лечения и коррекционных мероприятий.
• Эмоционально- личностный инфантилизм . В состоянии стресса, нуждаясь в успокоении , ребенок начинает сосать пальцы , щеки, одежду и тд. Здесь необходимо усиливать противострессовый иммунитет ребенка, повышать его самооценку, работать над проблемой неуверенности в себе.
• Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невроза. В процессе лечения и коррекции невроза данная привычка пройдет.
Типичные ошибки при устранении вредной привычки:
• Механическое воздействие- намазывание пальцев горчицей, связывание рук и тд приведет к усилению желания удовлетворить данное действие, к неврозоподобному состоянию.
• Моральное воздействие- Фразы взрослого типа «Ты плохой, отвратительный», « Не буду тебя любить» и тд могут привести к формированию комплекса неполноценности, к невротическому растройству.
Рекомендации:
• Ребенка не наказывают за вредную привычку- он в ней не виноват
• Вредную привычку устраняют терпеливо , затрачивая на ее преодоление столько же времени , сколько она закреплялась Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, теперь же ваше внимание максимально необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя- родители рядом, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. У ребенка не должно оставаться времени на вредную привычку, его внимание должно постоянно переключаться с одной деятельности на другую.
• Борьба с вредной привычкой- это всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом, поэтому необходимы мероприятия повышающие самооценку ребенка, его доверие к миру, чуткое, ласковое отношение со стороны взрослого
• Так как к сосанию пальцев прибегают чаще перед сном, рекомендуются ритмические танцы, прыжки со скакалкой перед сном в течении 10-15 (минут обязательно), качели, лошадка-качалка.
2.Рудиментарная трихотилломания- накручивание и подергивание волос( возраст появления - около 1 года). Причины появления вредной привычки и пути устранения:
• Депривация сенсорных ощущений- недостаточная и материальная стимуляция развития. Необходимо создать атмосферу теплых, чутких отношений с ребенком, обязательно наличие достаточного количества ярких игрушек, соответствующих возрасту.
• Дисбаланс процессов возбуждения и торможения в определенных отделах коры головного мозга.накручивание волос на определенном участке головы является неосознаваемым действием- консультация невролога.
Типичные ошибки при устранении вредной привычки:
• Механическое воздействие- брить наголо, одевать резиновую шапочку и тд приводит к формированию невроза
• Моральное воздействие - см пункт 1
Рекомендации по устранению вредной привычки- см пункт 1
3.Яктация- ритмическое покачивание телом или головой из стороны в сторону.
Причины появления привычки и пути устранения:
• Проблема засыпания( ребенок пытается заснуть с помощью покачивания). В таком случае следует выяснить боится ли ребенок одиночества во время сна, боится ли он темноты, может ли оставаться один в комнате. Можно порекомендовать теплую расслабляющую ванну пред сном, за час -полтора до сна необходимо отказаться от шумных, подвижных игр, хорошо при засыпании включать тихо классическую музыку, звуки природы( пение птиц, капель, шум дождя)
• Депривация сенсорных ощущений
• Эффект депривации
• Невроз
Рекомендации по устранению вредных привычек см пункт 1
4.Онанизм-стимулирование наружных половых органов( возраст возникновения - от 1 года)
До 7 лет встречается у каждого 10-го ребенка. У детей старше 1 года онанизм принимает следующие формы: малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке, сжимает или трет одеяло между ног, раздражает наружные половые органы рукой.Как правило взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая это как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако ребенок до 3 лет существо по сути бесполое, он не выделяет себя из окружающей среды, ребенок только для нас мальчик или девочка, идентификация с женским или мужским полом произойдет только после 3 лет в процессе развития личности.ребенку до трех лет неизвестно , что он раздражает именно половые органы, для него нос, пупок. Половой член только части его тела.
Трехлетний ребенок понимает - родители им недовольны, осуждают эти его действия, которые попадают под определение “нельзя”, но причины отрицательной их оценкм в данном случае ему неведомы. После 3-4 лет он начинает осознавать, что эти действия особенно предосудительны в глазах взрослых, но отказаться от них уже не может- сформировалась привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию, ребенок стремится получить удовлетворение , переступив через запрет и не к чему хорошему это не приведет.
Онанизм имеет ряд специфических причин: заболевания наружных половых органов у девочек, сопровождающееся выделениями и зудом,; острицы, раздражающие промежность; рубчик трусиков, пижамы, штанишек; привычка закладывать одеяло между ножек, ерзать на стуле; и тд
- все это такая же вредная привычка, как сосание пальца.
Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольников, когда он практикуется часто, занимает ребенка более всего, когда ребенок не обращает внимания на присутствие взрослых или других детей , когда девочка пытается пальчиком или другим предметом проникнуть во влагалище- необходимо обратиться к психиатру, тк это может быть следствием органического поражения мозга в родах(ММД).
Рекомендации :
• Не осуждать ребенка , не наказывать , а попытаться своим вниманием, лаской дать понять ребенку, что вместе ( ребенок и взрослый) сумеем преодолеть эту вредную привычку
• Необходимо проити исследование на заражение паразитами и два раза в год ( после консультации с педиатром) пролечивать ребенка от глистов
• Необходимо исключить у девочек заболевание наружных половых органов и очень тщательно следить за их гигиеной
• Ребенка, имеющего привычку к мастурбации ,не следует оставлять одного в постели до тех пор , пока он не уснет. Если ребенок не засыпает сразу- постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему заснуть или поднимите с постели
• Ребенку не следует засиживаться на горшке и обязательно предупреждать появление запоров
• Лучше если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме.
• Ребенок не должен ходить в белье, которое ему мало- рубчик не должен врезаться в тело
• Полезны курсы фитотерапии с приемом успокаивающих лекарственных трав, рекомендованных врачом
• Не следует также качать ребенка верхом на колене, раздражая таким образом область промежности
• По возможности нужно ограничить или исключить из питания ребенка шоколад, острую и пряную пищу, копчености- все это может привести к раздражению промежности
• И самое главное лекарство-это любовь и понимание взрослых, их терпение и безусловное желание помочь своему ребенку избавиться от пагубной привычки
При работе по устранению вредных привычек , ребенка нужно тактично побуждать самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред, учить самоконтролю , ободрять и подбадривать “Ты с этим обязательно справишься, а я тебе помогу”
Вредные привычки часты у детей , имеющих сниженный фон настроения , склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует искоренению вредной привычки .
И помним главное : ребенка не наказывают за вредную привычку- он в ней не виноват.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Учимся, играя» Практикум для педагогов ДОУ. Организация мини-музея Семинар - практикум для воспитателей ДОУ. Мои эмоции Семинар практикум для педагогов в детском саду

Похожие статьи:

Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками

Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития

Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста

Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко

Детское воровство | Особенности работы с гиперактивным ребенком в детском саду
Опубликовано: 3648 дней назад (28 ноября 2014)
Просмотров: 4933
Рубрика: Семаинары
+3
Голосов: 3
Елена Константиновна Любичева # 28 ноября 2014 в 12:10 0
Спасибо вам большое за такой содержательный материал. Для себя узнала много нового и интересного. Тема очень актуальна в наше время и с вредными привычками нужно бороться с детства!Еще раз благодарю!
Лилия Викторовна Большакова # 28 ноября 2014 в 12:45 0
С интересом ознакомилась с материалом. Вредные привычки мешают жить. В работе рассмотрены причины возникновения, но самое главное что прописаны способы их устранения. Спасибо.
Ирина Владимировна Шахова # 28 ноября 2014 в 17:01 0
Спасибо большое за полезную и важную информацию.С вредными привычками у детей может столкнуться любой педагог.Нужно обязательно знать как себя вести в данной ситуации, чтобы не травмировать ребенка и найти правильное решение проблемы.
Шарапова Наталья # 28 ноября 2014 в 21:31 0
Семинар – самая лучшая платформа для развития в общении. Тема семинара "Вредные привычки" актуальна во все времена.Известно, что привычка - это набор определенных действий, которые ребенок делает довольно часто и в основном неосознанно. Привычки бывают различные и возникают благодаря разным действиям.Ребенку нельзя замыкаться в себе.Надо постараться отвлечь его различными играми, постараться, чтобы ребенок не чувствовал одиночества.Спасибо.
Людмила Владимировна Туманова # 2 декабря 2014 в 10:12 0
Большое всем спасибо за теплые слова и внимание к моему материалу.