Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детское воровство

Статья на тему:"Детское воровство"
План
1. Психологические корни воровства
2. Аспекты проблемы воровства
3. Причины и мотивы детского воровства
4. Анализ воровства по возрастным этапам развития
5. Ошибки родителей
6. Что делать?
7. Работа с “жертвой воришек”
8. Профилактика

Ваня взял без спроса конфету из шкафчика другого ребенка, Даша положила чужую игрушку в карман своей куртки, Воспитатели недоумевают, родители - вшоке! Случаи детского воровства , к сожалению, не редкость.
Воровство- присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления их обладателя.
Считается , что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что- нибудь украл. Итак- детское воровство- это закономерность роста или ЧП ?
1. Психологические корни воровства.
Какие желания лежат в основе детского воровства? Что делает , чувствует ребенок , когда берет чужое?
Общеизвестно, что ворованным ребенок практически никогда не пользуется- такие “игрушки “ хранятся где- нибудь в тайнике, в них не играют.
Представление же о том , что на самом деле происходит с ворующим ребенком, достаточно смутное и общее : это акт агрессии или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости… Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать или менять. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний , с одной стороны , и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию - с другой
2.Аспекты проблемы воровства.
Медико-биологический аспект.
Все мы, в последнее время, довольно часто слышим термин “ клептомания”. Этот диагноз имеется в DSM-4 и -МКБ-10 - шифр F63.2
Симптомами клептомании являются следующие проявления:
• Периодически возникающее непреодолимое желание украсть предметы , которые не нужны и не являются жизненно- необходимыми, а также не имеют материальной ценности
• Повышенное напряжение, возбуждение непосредственно перед совершением кражи.
• Ощущение удовольствия непосредственно во время акта кражи, и возникающие, в большинстве случаев , чувство вины и тревога после совершения кражи.
• Кража не совершается как акт гнева или мести
• Кража не связана с нарушениями поведения или расстройством личности по антисоциальному типу.
Клептомания- это психическое расстройство, болезнь, она проявляется навязчивым желанием взять чужое и его реализацией. Клептоман ворует не ради получения ценностей, а ради самого процесса. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать , но не может справиться с собой , иногда он просто не помнит , как все происходило, и обычно не прилагает больших усилий , чтобы «замести» следы. Важно отметить, что клептомания очень редкое заболевание , столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно
Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день- слишком большая нагрузка на психику
По продолжительности ремиссии различают три варианта клептомании :
• Редкие, единичные кражи перемежаются с долгими периодами ремиссии
• Затянувшиеся периоды воровства перемежаются с периодами ремиссии
• Хроническая клептомания с некоторыми степенями неустойчивости.

Психологический аспект:
Психоаналитики обращают особое внимание на детское и подростковое воровство, особенно на его символический аспект. Так, Анна Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам писал о преобладании чувств, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят.
Выделяют семь категорий, объединяющих хроническое воровство:
1) способ восстановления утраченных взаимоотношений мать- ребенок
2) акт агрессии
3) защита от повреждения
4) способ получить наказание
5) способ восстановить или усилить самооценку
6) реакция на семейную тайну
7) возбуждение

Cоциальный аспект:
Воровство-это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает после достижения совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов своей семьи, родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Поэтому строжайшим условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности.
3.Причины и мотивы детского воровства.
Воровство как явление в дошкольном детстве имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые кражи « престижа», кражи « на спор». Также для дошкольников нехарактерны групповые кражи.
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство , можно выделить несколько групп:
• Желание владеть чем либо ( чаще всего игрушкой)
• Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.
• Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
• Желание отомстить кому-либо.
Все перечисленные выше мотивы не имеют под собой криминальной опеки.Рассмотрим более подробно причины детского воровства.
1)Незнание «правил игры».
Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том , что они имебт определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат. По мнению кандидата психологических наук А.Ф. Шадуры- для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами которые находятся в его доме. «Мое», «чужое», «наше», « твое», -эти понятия в его сознании достаточно размыты. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет и одевает свои вещи и тд: он знает , что дом часть его жизни , а он член семьи, но в тоже время существуют и определенные ограничения, связанные с тем, что ребенок еще не может адекватно пользоваться некоторыми вещами. Ценность вещей постигается ребенком только с возрастом. Если родители никогда не рассказывали детям, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок абсолютно без задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Родители не должны впадать в панику из-за этого. Задача родителей - не отругать и пристыдить, а помочь ему разобраться в тех вещах , о которых он, в силу своего возраста, имеет слабое представление. Хороший способ ввести ребенка в курс дела- выделять ему небольшие карманные деньги и помогать ими распоряжаться , постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Необходимо также подключить ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему восприятие денег, как ресурса, которым нужно разумно распорядиться
2)Пробелы в нравственном воспитании.
Дети, когда берут чужие фломастеры, игрушки, конфеты и тд не ставят себя на место жертвы, не представляют себе ее чувства. Подобное поведение является серьезным пробелом в нравственном воспитании . Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, надо обращать внимание ребенка на переживания человека , утратившего нечто по чужой вине.
3)В отдельную группу можно выделить «бунтарей»
Это дети , которые не хотят мириться со своим положением в семье или группе детей и хотят самоутвердиться: « Могу ли я сделать это?» К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство -пустяк, фарс. Для них - воровство- подражание любимому герою, приобщение к миру взрослых, интересное приключение…В эту же группу можно отнести детей , бунтующих против гиперопеки родителей , и так называемых мстителей.- « Я тебя просил, а ты мне не дал- …получай…». Тогда украденные вещи подбрасываются младшим братьям и сестрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребенок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.
В эту группу можно отнести детей, которые считают , что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Они часто воруют за компанию от того, что им просто нечего терять- таким детям, в первую очередь, нужно повышать самооценку, а родителям изменить семейную атмосферу.
4)Навязчивое воровство не психического , а невротического характера.
Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Ребенку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства, а с тревогой, которая гложет ребенка. Воровство этого типа характерно для детей , переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
5) Воровство- как символическое замещение родительской любви или радости в жизни.
Кражи такого плана говорят о следующем- ребенок не получает достаточно внимания со стороны значимых взрослых, отношения в семье между родителями довольно прохладные и ворующий ребенок заставляет их объединиться перед лицом « общей опасности». В этом случае, кража- реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства ( холодное равнодушие родителей, нелюбовь, неприятие, развод родителей и тд)
6) Воровство- как реакция на систематическое пренебрежение потребностями ребенка.
В основе этого лежит уверенность родителей, что они « лучше знают , что их ребенку нужно в действительности». Такие кражи возникают , когда родители , без достаточных на то оснований, отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения и тд, что делает ребенка
« белой вороной» в глазах сверстников.
7) «Покупка» дружбы или расположения- подкуп.
В основе этого вида краж лежит желание ребенка повысить свою значимость в кругу сверстников- т.е купить их расположение, дружбу, любовь. Причина воровства- одиночество ребенка в кругу сверстников, неумение строить отношения, низкая самооценка.
8) Импульсивность.
Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания
( импульсивностью), которое охватывает ребенка , порою, из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина воровства. Маленьким детям очень трудно контролировать свои желания. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности
9) Желание сделать приятный подарок любимым людям
. Такая причина связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится любым способом сделать приятное дорогим людям.
10) Вымогательство
Ребенок может воровать от безысходности, когда у него вымогают деньги путем угроз. Важно- у ребенка и взрослых должны быть доверительные отношения , чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним за помощью.
4.Анализ воровства по возрастным этапам развития.
Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя на улице или в гостях, он может взять понравившуюся ему вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку, что чужое брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего свою вещь. Помните- ребенок раннего возраста не ворует, а берет- берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.
Представление о том, что такое «мое»., «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, с развитием самосознания
4-6 лет -возраст формирования нравственных привычек, но это не значит , что они уже закрепились, к тому же ребенку трудно обуздать свою импульсивность, что и приводит к таким, не всегда приятным поступкам.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства- зачем брать, если все равно тебя поймают?. Дети дошкольники обладают некоторыми психологическими особенностями, которые и толкают детей на нелогичные поступки:
• Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения.
• Неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
• Узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий.
• Осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.
Ошибка ребенка- это всегда ошибка родителя. Нравственные нормы постигаются постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает, что такое хорошо и что такое плохо только по реакции родителей.
5.Ошибки родителей.
Воровство , как явление, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
• Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой- «закрыть глаза» на такой же проступок, и за угрозой наказание не следует.
• Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку- такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки или в семьях, где мама и папа не могут договориться между собой, когда одно и тоже действие ребенка оценивается по - разному.
• «двойная мораль» , когда слова родителей расходятся с делом ( не лги, а сами лгут, не воруй, а сами воруют, думая, что ребенок не понимает)
• вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитание в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением.
• Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали.
6. Что делать?
• Родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
• Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка ( действиям , ане личности ребенка) с конкретным запретом на воровство.
• Рассказать ребенку о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека , лишившегося любимой вещи. Поставить ребенка на место пострадавшего- а что бы ты чувствовал?
• Следует помнить, что тенденция к воровству не излечивается только с помощью наказания и родителям , даже в случае единичного проступка, предстоит довольно обширная работа:
Душевный разговор- родителям вместе с детьми очень полезно разбирать различные ситуации , связанные с нарушением моральных норм.
Сказкотерапия- вместе с ребенком анализировать ситуации в сказках, баснях, что способствует формированию нравственного иммунитета
Библиотерапия- обсуждение с детьми различных художественных текстов, анализ различных ситуаций
Правила общения с маленьким воришкой
• Ни в коем случае не навешивать уголовных ярлыков на ребенка, называя его вором, предрекая ему «плохую дорожку в жизни»
• Избегать сравнений с другими детьми или самим ребенком в раннем детстве- вот Ваня не ворует и его маме не стыдно, в нашей семье отродясь такого не водилось..
• Не заставлять ребенка , ради справедливости, отдавать свою самую лучшую игрушку, но и не препятствовать, если ребенок самостоятельно примет такое решение, как бы жалко не было игрушку.
• «Не перегибать палку» в разговоре с ребенком , иначе он будет утаивать от вас свои проступки.
• Не возвращаться к тому , что было , даже если ребенок вызовет ваше недовольство еще раз- не попрекать и не напоминать о конкретном проступке, разъяснительную работу вести опосредованно ( см душевный разговор, сказкотерапия, библиотерапия)
• Никогда не обвинять ребенка в краже, даже , если кроме него этого сделать было некому. В случае, если застали ребенка «на месте преступления с уликами», сдерживайтесь и выбирайте выражения.
7. Работа с «жертвой воришек»
Воровство- такое явление в нашей жизни, с которым ребенку , рано или поздно, придется столкнуться. Ребенка либо обсчитают в магазине , либо украдут деньги из кармана и тд. Впервые став жертвой воришек малыш может пережить это очень болезненно. Он сочтет себя виноватым в том, что случилось, ему будет неприятно и даже противно. Ребенок может даже перестать доверять людям вообще, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры и, может статься, он захочет отплатить окружающим тем же.
• Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде
• Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к ней, научите ребенка оберегать свое имущество.
• Ребенка нужно учить не только уважать чужую собственность , но и быть бдительным- он должен знать, что не све люди считают чужое неприкосновенным.
8. Профилактика воровства.
• Доверительная беседа - лучшая профилактика возникновения возможных ситуаций. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих.
• Старайтесь направить энергию ребенка в мирное русло- выясните, что его интересует, старайтесь привить ему любовь к спорту, чтению…
• Ненавязчиво создать для ребенка приемлемый круг общения- дети ваших друзей, клуб, кружок, секция.
• Учить ребенка сопереживать и задумываться о чувствах окружающих
• Ребенок должен нести ответственность за кого- либо в семье- младший братик или сестренка, домашний питомец , наличие в доме свежего хлеба, поливку цветов и тд
• Ребенок должен быть уверен , что в любую минуту он может расчитывать на ваше внимание, понимание, помощь и поддержку.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа

Похожие статьи:

Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития

Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста

Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко

Семинар для педагогов ДОУ
Опубликовано: 3677 дней назад (28 ноября 2014)
Просмотров: 5787
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Наталья Алексеевна Горбунова # 28 ноября 2014 в 13:11 +1
Здравствуйте, Людмила Владимировна. Спасибо за полученную полезную информацию.
Я не сторонник наличия карманных денег у детей, но ваша статья помогла многое понять и принять. Двумя руками за доверительное отношение между детьми и взрослыми.А пункт 8 вашей статьи возьму на заметку. Спасибо.
Ирина Владимировна Шахова # 28 ноября 2014 в 17:06 0
Людмила Владимировна, спасибо за то, что вы подняли такой вопрос на обсуждении.Любой педагог может столкнуться с данной проблемой и важно понимать и знать психологические аспекты действия ребенка. Мы должны умело и грамотно найти путь решения данной проблемы.Ваша статья поможет многим из нас.
Екатерина Николаевна Михаленок # 28 ноября 2014 в 20:09 0
Людмила Владимировна, познакомилась с Вашим материалом. Очень полезная, подробная, доступная и научная информация Вами предложена. Действительно проблема воровства очень серьёзная.Порой педагогам очень сложно довести до сведения родителей информацию о том,что их ребёнок ворует,так как многие мамы воспринимают ее в штыки.Думаю, если родители получат консультацию такого плана,как Ваша,проблему будет решить намного проще.
Марина Викторовна Алябьева # 4 декабря 2014 в 08:36 0
Здравствуйте, Людмила Владимировна. Очень ценный и интересный материал, который можно и нужно использовать в нашей работе! Я являюсь педагогом доп. образования, летом работаю в детских оздоровительных лагерях и такая проблемма имеет место к сожалению, но она была во все времена! Главное знать и предупредить, уметь - это сдерать, ваш материал отличный помощник, беру к себе в заметки +1! Спасибо!