Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко

Характеристика развития детей дошкольного возраста. Кризисы

В дошкольном возрасте, который длится от трех лет до шести, происходят главные события в жизни ребенка. Во-первых, это возраст кризисный и он характеризуется некоторыми особенностями, переводящими малыша в другую возрастную группу. В обобщенном виде симптомы кризиса выглядят следующим образом:

* отказ подчиняться требованиям взрослого. Но это не связано с непослушанием. Это просто отрицательная реакция, направленная на конкретного человека;

* осознание ребенком своей личности. Не владея другими механизмами ее выделения, он начинает упрямиться, настаивать на своем решении;

* частое выражение протеста против действий взрослых;

* обесценивание позиции взрослого;

* стремление к самостоятельности, настаивание на своем.

Из характеристик мы видим, что кризис этих трех лет, прежде всего, имеет социальные корни, выраженные в попытке изменить уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. Стремление малыша к самостоятельности, к «вхождению» во взрослую жизнь ознаменовывается тем, что в этом возрасте взрослые становятся для ребенка образцами действий. Именно от них и зависит, как малыш, да и его окружение, перенесут этот кризис. С ним не надо бороться, надо лишь учитывать специфические механизмы, действующие на становление ребенка в дошкольном возрасте.

Его потребности, в отличие от младенческого возраста, круто меняются. Главными становятся потребности в активном движении, активном общении и активном впечатлении. Ведущим средством общения у ребенка этого возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым! Ответы на вопросы помогают маленькому человечку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические решения. Почему игра становится таким важным действием для дошкольника? Ответить на этот вопрос поможет разбор структуры игры. В нее входят следующие компоненты:

• роль — игровые действия — перенос значений — товарищ по игре — правила

Выполнение роли в игре — для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт.

Игровые действия носят изобразительный характер. Они значимы для ребенка, поскольку в действиях он учится преобразовывать действительность.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперировать разными предметами, «додумывая» их роль в игре. Вместо сабли — палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо лошади — швабра, поскольку имеет «лохматую» часть, похожую на гриву.

В игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность. В игре рождается смысл действий одного играющего для другого участника.

Правила для ребенка в игре очень важны, поскольку он получает удовольствие от правильности своих действий. Это новый вид удовлетворения потребности в этом возрасте, новая форма удовольствия — сделать по правилам.

Ролевая игра аккумулирует появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет, как правило, требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом.

Дошкольный возраст является главным этапом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок овладевает перцептивными действиями, позволяющими вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К примеру, малышу трех и шестилетнему предложили собрать пазл. Трехлетний ребенок делает наугад, и если у него получается, очень радуется. Шестилетний сначала проговаривает свои действия: «Сначала я положу крышу на домик, а потом забор и цветок, который растет у забора».

Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Конечно, еще значительную роль играет узнавание при повторном восприятии какого-либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка проявление способности к воспроизведению. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.

Еще в раннем детстве у ребенка начинает формироваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов. Малыш, конечно, сопереживает героям, но ему не всегда хватает терпения дослушать до конца. Поэтому для раннего возраста выпускают книжки-малышки, содержащие небольшие тексты и привлекательные картинки. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение бурно развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоят в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходят игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступают система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У малыша уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии со взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте начинают формироваться представления о нравственных нормах. Малыш знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Естественно, в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется в своих поступках на его поступки.

Поведение у детей пока неустойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного в жизни или в кино, от прочитанного. Ребенок еще очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Он еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца».

К концу этого периода уже могут проявиться зачатки произвольного поведения, которое характеризуется устойчивостью, неситуативностью, умением ребенка соотносить внешние стимулы и внутреннюю позицию.

Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания и нахождение своего места во взрослом мире, стремление к положительно оцениваемой взрослыми деятельности. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или воспитателями. И уж, конечно, он стремится к высокой оценке своего труда.

Рекомендуем посмотреть:

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития

Нет комментариев. Ваш будет первым!