Развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность
Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития детей с нарушением интеллекта, проанализированы предметно-развивающая среда, работа воспитателя по использованию платкового театра, работа с родителями для эффективной организации театрализованной деятельности с детьми.
«Театрализация – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играя, а играя, познаёт мир»
О.П. Радынова.
Театрализованная деятельность в детском саду - хорошая возможность раскрытия творческих способностей. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.
Театрализация - это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать мне такие педагогические задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Выявить особенности выразительных движений у дошкольников с нарушением интеллекта.
3. Расширять представление о сказках.
4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей через театрализованные игры. Формировать выразительность речи у детей.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость, используя платковый театр.
6. Адаптировать и социализировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность
7. Воспитывать устойчивый интерес к произведениям, доброжелательность, милосердие, сострадание, умение осознавать и оценивать свои поступки и поступки других.
Необходимо правильно организовать театрализованную игру.
Основными требованиями являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету сказки. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.
Известная рекомендация-чтение произведения до начала игры - требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно хорошо иллюстрировано. (Можно использовать театр игрушек, «живые картинки»). Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.
Вначале педагогу лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Дети начинают участвовать в диалоге с нами, имитируют движения, голос, интонацию персонажей игры.
Дети с нарушениями интеллекта неинтересно играют, не проявляют инициативы и творчества, не способны действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Игровые действия детей, как правило, не эмоциональны, лишены чувств. Дети не используют выразительных движений, для изображения какого-либо персонажа. Их лицо лишено мимики, голос не интонирован, что может привести к потере интереса к игре. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: в младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (имитировать движения); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию, мимику (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Речь воспитателя, которую он ведёт сам, служит первым образцом для подражания. Далее – небольшие упражнения с детьми. После театрализованной игры для упражнений использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например: «Кто лучше, кто жалобнее скажет?» Опросить всех детей, победителю аплодисменты. Мы привлекаем детей к лучшему исполнению. Детям это доставляет радость, кроме того, формируются необходимые умения. Затем упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации.
С целью развития выразительного образа мы включаем игры с превращениями в животных. Они позволяют значительно расширить диапазон невербальных средств коммуникации, а в дальнейшем обогатить содержание игровых ролей. В процессе обычных наблюдений за способом передвижения, положением тела животного, выделяются его характерные движения (как ест, как спит, как бегает). Детей учим устанавливать связь между движениями и эмоциями, настроением персонажа. Для того, чтобы воспроизведение движения осуществлялось осмысленно, а не спонтанно, его необходимо рассматривать, изучать то, что оно выражает, особенно подчёркивать зависимость внешних проявлений и внутренних переживаний персонажа. Например, взрослый спрашивает: «Когда кошка сердится, она мурлычет?», «Как она держит спину, лапы?», «Как она шипит?», «Что она хочет этим сказать?», «Не подходите, оцарапаю!»;
«Можно такую кошку погладить?», «А почему?» Далее обучаем детей технике преображения головы, туловища, походки. Мы рекомендуем использовать игры с превращениями в животных: «Сердитый кот», «Весёлые медвежата», «Мишка рассердился», «Трусишка Зайка», «Зайки серые сидят». Специально подобранные музыкальные фрагменты и эмоциональная речь педагога позволяет детям вжиться в образ и стимулировать перевоплощение.
Предметно-развивающая среда.
Для того, чтобы развитие театрализованной деятельности проходило более успешно, мы создаём необходимые условия в нашей группе: уголок ряженных, декорации, костюмы, инструменты, магнитофон, аудиозаписи сказок, музыки; настольный театр, платковый театр, театр картинок и т.д. Для театрализованных игр мы изготавливаем костюмы и их детали: шапочки, маски, перчатки и т. д. Они не сложные, чтобы дети легко смогли надеть и снять их, не отвлекаясь от игры. Всё это помогает детям в играх, делает их более понятными, доступными и интересными.
В нашем детском саду в работе с детьми мы используем «Платковый театр» в сказках: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Рукавичка». Детям очень нравится «перевоплощаться», они имитируют движения, голос. Принимают на себя роль, удерживают её до конца. Развивают навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми.
Фрагмент игры.
Детям предлагает педагог показать сказку «Колобок». С использованием настольного театра педагог рассказывает сказку. Затем проводится беседа по сказке.
- Как называется сказка? (Сказка называется «Колобок»).
- Кто слепил Колобка? ( Колобка слепили Бабушка и Дедушка).
- Кого встретил Колобок в лесу? (Колобок встретил в лесу Зайца, Волка, Медведя, Лису).
- Что сказал Заяц Колобку? (Колобок, я тебя съем).
- Что ответил Колобок? (Колобок ответил: -Не ешь меня Заяц, я тебе песенку спою).
- Кого ещё встретил Колобок? (Колобок встретил Волка, Медведя, Лису).
- А, кто съел Колобка? (Колобка съела Лиса).
- Какая была лиса? (Лиса была обманщица, хитрая).
Далее идёт распределение ролей, планирование деятельности.
- Максим, сегодня Колобком будешь ты.
- Какой Колобок? (круглый, вкусный). Покажи, как катится Колобок? Каким голосом разговаривает Колобок? Что ты скажешь? Аналогично распределяются другие роли).
Далее педагог приглашает детей в путешествие. Дети в костюмах едут показывать сказку, затем идёт сама игра. Дети показывают сказку. Педагог читает текст. После показа дети возвращаются в детский сад. Затем подводится итог игры. Оценка деятельности детей.
Сказки - это существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания
уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно воспитать ребёнка. Помогать преодолевать негативные стороны его формирующей личности. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития детей. Она необыкновенно насыщенная, что делает её привлекательной для детей.
Работа с родителями.
- Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивании роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.
- Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.
- Изготовление родителями костюмов для детей.
- Украшение группы и музыкального зала к праздникам. Изготовление декораций для спектаклей.
- Организация совместных праздничных чаепитий.
Выводы:
1. Социализация ребёнка в обществе пройдёт наиболее успешно, именно в игре, принимая на себя различные роли, с использованием платкового театра, он придумывает или воспроизводит те, или иные ситуации и способы поведения в них.
2. В результате обследования были выявлены следующие особенности: дети с трудом пользуются выразительными средствами для передачи эмоциональных состояний своих персонажей, практически не пользовались мимикой, интонацией, жестами; они с трудом усваивают роли и перевоплощаются в сказочных героев; для многих детей задания оказываются очень сложными и невыполнимыми.
3. Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии, художественных способностей, творческого потенциала, но и общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1991. – 5-15 с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.:Издательство«Союз»,2001.-320с.
3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1981. -78-79с., ил.
4.Реутская Н. А. Театрализованные игры дошкольников. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. –М.: Просвещение, 1989.–286 с.
5.Ушакова Н. В. Организация театрализованной деятельности в ДОУ.
Ж-л Воспитатель ДОУ, № 6, 2010. – 88-89 с.
6.Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2006.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе
Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де
Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец
Развитие воображения у детей с ЗПР