Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у детей с ЗПР

Речевая деятельность детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей:
- бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
-существенные трудности в овладении грамматическими сторонами речи (особенно в понимании и в употреблении лексико-грамматических структур);
- своеобразие формирования словообразовательной системы языка;
- позднее овладение способностью осознавать речь как особого рода действительность, отличную от предметной:
- нарушение в формировании монологической речи

Некоторые особенности словаря детей с задержкой психического развития
Имя прилагательное является одной из абстрактной частей речи. Прилагательные играют важную роль в умственном речевом развитии детей. Умение выделять признаки предметов и обозначать их соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций.
Хотя описание предметов для дошкольников является более легким, гораздо сложнее описание по представлению (ребенок не видит описываемый предмет, а рассказывает о его свойствах по памяти).
Рост словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития на протяжении старшего дошкольного возраста происходит за счет появления новых слов и более частого употребления уже имеющихся в лексиконе.
В употреблении прилагательных дети с ЗПР допускают ряд ошибок:
1. Недифференцированное употребление качеств предметов. Наиболее характерных для речи детей с ЗПР ряд ошибок. Например, серая шапка названа «черной», а большая по размеру «очень длинной».
2. Ребенок ориентируется не только на наиболее выраженные качества предметов, но и на менее выделяющиеся и не соподчиняет качества предмета. Например, брюки с коричневым ремнем и белой пряжкой описываются так: «брюки коричневые, черные, белые»
3. Прилагательные употребляются безотносительно к тем качествам, которые они обозначают
4. Ошибки персеверативного характера (повторение названного прилагательного для описания предметов у которых отсутствует качество, соответствующее данному слову).
Кроме того, у всех детей с задержкой психического развития появляется много прилагательных-неологизмов «прямоугольниковый стол». Они встречаются во всех видах описаний.

Приемы коррекции нарушений
Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры. В любой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно осуществляется коррекция не только речевой, но и познавательной деятельности. В таких играх как «Магазин», «Что бывает широкое», «Похож – не похож» и других у детей вырабатывается умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни.
Словесные игры и упражнения проводятся не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр. Они помогают детям проанализировать и запомнить увиденное, облечь зрительные впечатления в словесную форму.
Поскольку у детей с задержкой психического развития перевод зрительных впечатлений в словесную форму нарушен, то необходимо обращать внимание на словесный отчет о выполненном задании. Следует требовать от ребенка, чтобы он описал нарисованную им картинку, сделанную поделку. Сначала взрослый делает такой отчет сам, а ребенок слушает его. Потом проделанная работа описывается совместно. Только после такого подготовительного этапа ребенок самостоятельно рассказывает о том, что он увидел, сделал.
Словарную работу необходимо проводить так, чтобы пробудить у детей интерес к семантическим наблюдениям. («Почему этот предмет так называется?»). В процессе подобных наблюдений ребята овладевают значениями слов. Это оказывает положительное влияние на формирование словообразовательных процессов.
По мнению психологов (Т.В. Егорова, С.Н. Карповой и других), в основе становления словообразовательных процессов лежит механизм формирования обобщенных словесных классов и структур в их последующей дифференциации.
Рекомендуемые задания направлены на развитие активной познавательной деятельности в сфере языка. Они способствуют формированию обобщенных словесных классов и их дифференциации. Это, в первую очередь, слова по подбору родственных слов:
• Задания по называнию действующих лиц (Как можно назвать человека, который чинит сапоги? убирает мусор? красит забор? и т.д.)
• Задания по аналогии («Чей детеныш?»)
У кошки – котенок, у лисы - ?)
• Задание на образование от заданных слов родственных им (дом – домашний, сад – садовый, садить, садовник)
Если кошка живет дома, то эта кошка какая? (домашняя)
Если это ложечка для чая, то это какая ложечка? (чайная)
• Задания по выделению противоположных свойств (Сахар сладкий, а лимон -?)
• Задания по выделению схожих свойств («Чем похожи»)
Подготовлено по материалам Е.С. Слепович «Исправление речи у детей»

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды

Похожие статьи:

Причины возникновения ЗПР у детей

Опыт работы учителя логопеда ДОУ. Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста | Игры на кухне с детьми
Опубликовано: 2603 дня назад (6 октября 2017)
Просмотров: 2532
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!