Проведение православных праздников в ДОУ как одно из направлений духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста «Пасха в гости к нам пришла»
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным, должно быть пронизано народностью»
К.Д. Ушинский
(Слайд 1)
Вступление
Духовно-нравственное воспитание детей — приоритетное направление в системе воспитания. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Русские народные праздники способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, о старинных играх-забавах.
(Слайд 2) Цель нашей работы — создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям посредством проведения православных праздников, дать детям представление о традициях празднования праздника Пасхи в России.
(Слайд 3,4) Задачи:
• Познакомить детей в доступной для них форме с основными традициями празднования Пасхи, пользуясь иллюстрациями, потешками, стихами, загадками, играми.
• Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности детей.
• Обогащать словарный запас детей ( Пасха, кулич, традиции)
• Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, сострадание – через чтение художественной литературы, театрализованную деятельность, с/р игру .
• Создать условия для реализации творческой деятельности.
• Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи.
(Слайд 5)
Пасха - это святой церковный праздник, и празднуется он всегда в воскресенье. На Пасху люди обязательно ходят в гости: обмениваются крашеными яичками, приветствуя друг друга словами: «Христос воскресе!» и отвечают: «Воистину воскресе!». В этот день в церквях торжественно и празднично звонят колокола. Этот звон называется Пасхальный Благовест.
(Слайд 6, 7) Игра «Колокольный звон» Цель: развитие музыкального слуха, развитие звукопроизношения, голосового аппарата.
Прочитайте стихотворение и предложите послушать, как звонят колокола.
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна
Тихая долина
Отгоняет сон
Где-то за дорогой
Замирает звон. (С. Есенин)
(Слайд 8)
Погода На Пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Потому что считали, какой будет погода в Светлое Воскресенье, таким и всему лету быть.
Посмотрите в окно:
- Какая сегодня погода?
- Какого цвета небо?
- Есть ли облака?
- Светит ли солнышко? (Если ребенок не может сказать сам, отвечайте за него, формулируя полные ответы. Так вы подаете образец правильной речи.)
(Слайд 9) Игра «Выгляни, солнышко» Цель: тренировка памяти, внимания. Выучите закличку, которой в старину звали солнышко
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка.
(Слайд 10) Пальчиковая игра «Солнышко» Цель: развитие двигательной моторики
Солнышко, солнышко, выйди из-за речки, (раскрыть ладони)
Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (сложить руки «полочкой»)
Посчитаем лучики: раз, два, три… (загибаем пальцы)
Не закроют тучи яркие лучи. (скрестить руки перед собой)
Солнышко, солнышко, выйди из-за речки, (раскрыть ладони)
Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (сложить руки «полочкой»)
Мы давно тебя всё ждем, посвети своим лучом! (хлопки в ладоши)
Солнышко вставай, лучики бросай. (постепенно поднять и опустить руки вниз)
(Слайд 11)
Пасхальные развлечения детей: На Пасху главным развлечением для детей было катание пасхальных яиц. А также пасхальной забавой было катание на качелях.
(Слайд 12, 13) Игра «Кто дальше» Цель: развитие ловкости и меткости.
Вам понадобится: вареные яйца (или контейнеры от киндер-сюрприза, наполненного крупой) Как играть: сядьте за стол рядом друг с другом. Возьмите по яйцу и катайте
по очереди от себя. Чье яйцо дальше, тот выиграл. Можно установить приз, например, крепкие объятия.
(Слайд 14) Игра «Шумелка» Цель: развитие мелкой моторики, слухового внимания.
Вам понадобится: футляры от киндер-сюрпризов;
- фасоль;
- горох;
- бусинки и др.
Предложите детям сложить в разные футляры разные предметы, погреметь, сравнить звуки.
(Слайд 15,16) Игра «Качели» Цель: укрепление артикуляционного аппарата
(Слайд 17,18) Хоровод
На Пасху принято водить хоровод.
Возьмите по платочку и в такт музыке плавно ходите по кругу, сходите и расходитесь, взмахивайте платочками, кружитесь. Предложите ребенку самому тоже придумать движения.