Декорация: зал оформлен под ярмарочную площадь - расписные домики, прилавки. Стены украшены предметами народного прикладного искусства. Дети сидят на стульчиках.
Вбегают девочки и исполняют «Танец с вербами».
Ведущий ставит букет веточек в вазу.
Ведущий. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, с вербы. С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу и красоту тем, кто его коснется. А веточки вербы, особенно распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особенной силой.
Дети прикасаются к веточкам.
- Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга, в первую очередь детей, приговаривая:
Верба, верба, верба хлест,
Верба хлест бьет до слез,
Верба синя бьет несильно,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,
Верба хлест бьет до слез!
Не я бью, верба бьет!
Верба хлест бьет до слез!
Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и при лихорадке. На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары и ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить всевозможные сладости, игрушки, повеселиться, позабавиться, на качелях покататься. Давайте и мы ярмарку устроим весёлую.
Все участники расходятся по своим местам, звучит русская народная музыка «Коробейники», несколько взрослых и детей с корзинками, коробами и мешками идут и выкрикивают, предлагая товар.
1-й ребёнок.
У нашего Якова товару хватит всякого!
Тары-бары, растабары,
Расторгуем все товары!
2-й ребёнок.
Нитки, катушки, селёдочные кадушки!
Красивые платочки,
Мелкие гвоздочки!
3-й ребёнок.
Вот орешки, хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!
4-й ребёнок.
Сами мы рязанские,
Сельди - астраханские!
Давай - покупай,
Выбирай, забирай!
5-й ребёнок.
Подходи, бедный, подходи, богатый!
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
6-й ребёнок.
Пряники печатные, конфеты сахарные!
Как куснёшь, так и уснёшь!
Как вскочишь, так и захочешь!
Звучит музыка, «красны девицы» и «добры молодцы» гуляют по ярмарке, разглядывают товары, делают «покупки». Ведущий подходит к «торговцу» с платочками, достаёт цветные платочки.
Ведущий. Ой, девочки, а вот платочки шелковые - алые, голубые, лиловые...
Девочки «покупают» платочки и встают в круг.
Девочки.
Вы, подруженьки любимые,
Вы, красавицы-забавницы,
Сходитесь на лужок,
Да встанем все в кружок.
Девочка.
Как нам, девушкам, хоровод собирать?
Как нам, красным, новы песни заводить?
Без парней-то нам невесело...
Под веселый плясовой наигрыш важной походкой выходят мальчики, кланяются девочкам и встают рядом со своей парой.
7-й ребёнок.
Уж ты, верба-вербушка,
Золотая вербушка.
Не расти, верба, во ржи,
Расти в поле на межи.
Ветер вербу не берет,
Соловей гнезда не вьет.
Соловей-то Ванюшка,
Канарейка - Марьюшка.
Походи-ка, погуляй,
Хороводы набирай!
Исполняют хоровод «Как у наших у ворот».
Садятся на стульчики. На середину зала выходит мальчик Иванушка с большой корзиной. Вздыхает. К нему подбегают девочки и встают полукругом.
Все девочки. Где был, Иванушка?
Иванушка. На ярмарке!
Девочки. На ярмарке?..
Смеются. Мальчики встают рядом с девочками.
Инсценируют песню «Где был, Иванушка?».
Дети смеются и окружают Ваню, идут по кругу.
Дети.
Барашеньки, крутороженьки,
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород!
Ваня. Вот я вам!
Догоняет обидчиков.
По залу с корзинкой и парой гусей идёт мальчик - это дед Андрей.
Ведущий. А вот и сосед наш идёт на ярмарку - дед Андрей.
Инсценируется попевка «Дед Андрей».
В зале неожиданно появляется Петрушка с погремушкой.
Петрушка.
Тра-ля-ля! А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Дети отвечают.
Надел шапку на макушку,
Знаете кто я?
Дети. Петрушка!
Петрушка. Угадали, молодцы!
(Оглядывается.)
Все по свету шёл да шёл,
Но куда же я пришёл?
Дети. На ярмарку!
Петрушка. На ярмарку? А что тут можно делать?
Дети подсказывают, Петрушка радуется.
Дудочку себе куплю!
Очень музыку люблю!
«Продавец» приносит дудочку, но Петрушка не знает, как на ней играть: то её переворачивает, то прикладывает к уху. Просит детей научить его играть. Дети играют на воображаемых дудочках, потом вместе с Петрушкой исполняют любую плясовую мелодию на музыкальных инструментах.
Петрушка. Ох, как весело! А давайте с вами поиграем!
Проводится игра с Петрушкой.
Как скажу я «хлоп-хлоп»,
Вы ногами - топ-топ,
Я скажу «топ-топ»,
Вы руками - хлоп-хлоп!
Игра на внимание проводится несколько раз. Вдруг Петрушка начинает плакать.
Ведущий. Что с тобой, скажи, Петрушка?
Петрушка. Я забыл купить ватрушку!
«Продавец» спешит успокоить его, даёт Петрушке ватрушку. Петрушка благодарит. Ведущий оставляет его веселиться на празднике. Затем обращает внимание детей на карусель.
Ведущий. Ой, ребята, посмотрите, а на карусели покататься не хотите ли?
Проводится игра «Карусель».
На середину зала выходят «батюшка», «матушка» и их «дочка» Машенька.
«Батюшка». А пойдем, Машенька, на ярмарку гулять! Мы будем тебе, Машенька, подарки выбирать!
Инсценируется песня «Ай, тари-тари».
Ведущий.
Машенька, нарядись!
Всем ребятам покажись!
Машенька, попляши,
Твои ножки хороши!
Машенька надевает серьги, сапожки, поворачивается в разные стороны, показывает свои подарки. Все хлопают, Машенька пляшет.
Проводится игра «Гори ясно».
Садятся на стульчики.
Всех приглашаем, кто знаком
С народным русским ремеслом.
Есть ли охотники до лаптей?
Висят лапоточки высоко-высоко!
И ходить бы им далеко-далеко!
И найдётся ли среди вас удалец проворный,
Кто, подпрыгнув высоко, лапоточки достанет?
Звучит «Камаринская», проводится игра-аттракцион «Достань лапти». В зале подвешены к потолку лапти, они висят на веревочке. Дети выстраиваются в колонну по одному и по очереди подпрыгивают, пытаясь достать лапти.
А кто же будет играть сейчас?
У каждого молодца своя ухватка:
Справиться надо всего лишь с палкой!
Проводится соревнованье для двух мальчиков «Кто дольше сможет удержать палку», лежащую горизонтально на двух пальцах или на указательном пальце. Все дети считают до 10.
Ярмарка, ярмарка!
Веселись, народ!
Ну-ка, красавица,
Выходи вперёд!
Исполняется хоровод «А я по лугу».
В зал входит «коробейник» под музыку.
«Коробейник».
У меня полным-полна коробушка!
В коробейниках хожу.
Подходи, душа-красавица,
Все товары разложу!
Продажа поделок детского творчества.
«Коробейник». Делу - время, а потехе - час! По времени шутить, по времени перестать! (Подходит к Ване.) Где был Иванушка?
Ваня. На ярмарке!
Ведущий. Что купил, Иванушка?
Ваня подбегает и вводит за руку «тетеру». Дети пристраиваются, образуя хоровод, идут «змейкой», «тетера» уходит и уводит детей из зала под речитатив:
Ихо-хо-да, там тетера шла,
Ихо-хо-да, муховата шла.
Ихо-хо-да, за собой детей вела.
Ихо-хо-да, и старших, и меньших,
Ихо-хо-да, и средних, и больших.
Ведущий. До свидания, гости дорогие! Приходите к нам на ярмарку ещё раз!
Автор: Эльмира Михайловна Гамидова
Нет комментариев. Ваш будет первым!