Из опыта работы воспитателю ДОУ. Игровые приемы при формировании элементарных математических представлений.
Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку в процессе усвоения знаний состоит в недостаточной подготовке мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях о отводится большая роль.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. В своей работе я использую разнообразные материалы по своему применению, текстуре и форме.
Такие как: детали Лего-контсруктора, другие виды конструктора, помпоны, палочки от мороженого, маленькие кубики и прочее.
В последнее время мне понравилось работать с цветными крышками от детского питания. Из-за их доступности, яркости, разнопланового применения, они отлично развивают мелкую моторику рук. Все игровые приемы можно поделить на следующие группы:
1. Игры на усвоение количества и числа.
А) Выложи цифру по образцу
Б) Игра «Мороженое».
Задача: Упражнять детей в счете в пределе пяти; укреплять знания цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой.
В)
Игра «Гусеница».
Задача: Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знания цветов.
Г)
Игра «Назови какой по счету».
Задача: Определять цвет и укреплять знания о порядковом счете. (определи какого цвета вторая крышка справа, определи какого цвета четвертая крышка слева).
Д)
Игра «Построй башню»
Задача: Соотнести число и количество. Сравнивать какая башня выше и на сколько.
Е)
«Займи свой домик»
Задача: Упражнять детей в счете, формировать пространственные представления
2. Игры на развитие внимания и памяти
А)
«Выполни по образцу».
Задача: Предложить детям рассмотреть карточку с предложенным образцом и составить аналогичную перед собой на столе. Предложить схему по образцу и выполнить ее по памяти.
Б)
«Продолжи ряд».
Задача: Составить на слух начало цепочки и далее чередовать ее по одному признаку или по нескольким. Разновидность задания: правильно ли я составила ряд? Найди ошибку.
В)
Игра «Судоку».
Задача: Разложить крышки так, чтобы по горизонтали и вертикали крышки не повторялись.
Г)
Игра «Крестики-нолики».
Задача: Формировать у детей пространственные представления, познакомить с правилами игры.
3.
Игры на пространственную ориентацию.
Задача: Вводим понятие верхний левый угол, центральный нижний и т. д.
4.
Игры на логическое мышление.
А)
Игра «Симметрия».
Задача: Выкладывать крышки симметрично оси. Знакомить с понятием – симметрия.
Б)
«Логическая таблица».
Задача: Составить пару из двух крышек нужных цветов на пересечении по вертикали и горизонтали.
5.
Игра на составление геометрических фигур.
Задача: Составить из крышек определенного цвета заданную фигуру. Составить фигуру той же формы, но другого размера и другого цвета.
Таким образом, считаю использование разнообразных игровых упражнений с применением доступного и интересного дидактического пособия стимулируют умственную активность детей, формируют основные математические представления и понятия, вооружают детей приемами математического мышления.
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному разви
Научно-исследовательская деятельность воспитателя детского сада
Многофункциональная развивающая математическая игра для детского сада
Физическое воспитание детей с двигательными нарушениями в детском саду