Проект по сказкам для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Кузнецова Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад№ 323 «Сказка» г. Нижнего Новгорода
Описание материала. Предлагаю вам проект для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) на тему «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы. Этот проект будет направлен на создание условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
1. Описание проекта
Проблема
Проблема развития связной речи особенно актуальна в наше время, так как из жизни ребенка уходит речь. Ни для кого не секрет, что в последние годы стало наблюдаться снижение уровня речевого развития дошкольников. Недостаточно развиты коммуникативные навыки детей, отсутствие умения общаться со взрослыми, контактировать в паре (в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия). В младшие группы приходит все больше плохо говорящих и совсем неговорящих детей. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь их участие в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. Мало внимания уделяется чтению, в современных реалиях на смену книге приходят средства массовой информации – телевизоры, компьютеры, смартфоны, планшеты, которые, полностью завладевая вниманием ребенка, не дают толчка к развитию его речи, не побуждают ребенка к активной речевой деятельности.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Программное содержание
Развитие речи. Совершенствовать речь как средство общения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Актуальность проекта
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя – это развитие речи детей. Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию речи ребенка и в конечном итоге определяет личность ребенка.
Возможность использования русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка,
которые дают возможность выработки у детей собственных
речевых навыков при рассказывании».
К. Д. Ушинский
Сказка – это общение на волшебном, хорошо понятном языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старшего дошкольного возраста верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать.
Объект проекта: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Создать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи проекта:
• способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам;
• знакомить с различными видами сказочных произведений, развивать умение детей узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки;
• содействие развитию познавательной сферы детей, речевого развития, обогащение словаря, связной речи;
• воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность;
• вызвать интерес детей к истории сказки, устному народному творчеству;
• развивать речь детей посредством составления и рассказывания сказок
• развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать личностные качества детей: раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д
• дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте;
• привлечь родителей к активному участию в проекте.
Тип проекта: творческий, познавательно – речевой, групповой
Время выполнения: средней продолжительности (4 месяца)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
РППС проекта
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда.
В центре «Развитие речи» имеются различные игры по формированию у детей связной речи и обогащению активного словаря, сюжетные и предметные картинки, пазлы, тематическое домино, кубики с изображением известных детям сказок.
В «Книжном уголке» находятся различные (в соответствии с возрастом) книги со сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания, раскраски.
В «Уголке театра» находится пальчиковый, теневой, настольный, конусный, плоскостной на фланелеграфе театр, ЛЕПБУК «В гостях у сказки».
Предполагаемый продукт проекта: рисунки и аппликации на тему «Любимая сказка», поделки «Сказка своими руками»
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Н. А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет. – 2-е изд. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 320 с.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.: цв. вкл.
6. Журнал «Дошкольник» №41, 2020
7. Михайлова А. Я. «Современный ребенок и сказка: проблемы диалога» - М., 2002 г.
8. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003
9. Лебедев Ю.А. «Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/». – М.: ВЛАДОС, 2001
2. Содержание проекта
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы по теме
2. Ознакомление с передовым опытом
3. Консультация и беседы для родителей
4. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
5. Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационный материал
6. Разработка перспективного тематического плана для реализации проекта
6. Оформление книжного уголка
7. Изготовление ЛЕПБУКА «В гостях у сказки»
7. Привлечение родителей к совместной работе над проектом.
Основной этап:
Совместная работа воспитателя с детьми, с сотрудниками МБДОУ, с родителями воспитанников.
Заключительный этап:
1. Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:
- выставка рисунков и аппликаций «Любимая сказка»;
- выставка поделок «Сказка своими руками»
Тематический план работы с детьми
Декабрь
Беседа с детьми «Что такое сказка? Моя любимая сказка» - развивать у детей связную монологическую речь, мышление, память, воображение;
Беседа с детьми «Герои сказок – какие они?» - расширять знания детей о характере героев, называя положительные и отрицательные качества; способствовать развитию речи и расширению словаря детей;
Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин» - формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности;
Чтение и обсуждение сказки К. В. Драгунской «Лекарство от послушности»;
Чтение и обсуждение сказки Г. Х.Андерсена «Гадкий утенок» (пер. с дат. А. Ганзен) – формировать интерес к сказкам, развивать связную речь;
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
Рисование «Сказка о царе Салтане»;
Рисование героев сказки «Царевна-лягушка»;
Аппликация на тему сказки «Царевна-лягушка»;
Д./игра «Найди тень» - развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко» - обсудить с детьми поведение героев, подготовиться к инсценировке;
Январь
Беседа с детьми «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается» - способствовать формированию активного слушания от начала до конца не перебивая, способствовать воспитанию уважения к рассказывающему, говорящему;
Чтение и беседа по сказке «Снегурочка»;
Чтение сказки Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой);
Чтение сказки С Маршака «Двенадцать месяцев»;
Рисование «Сказочный дворец»;
Д./ игра «Угадай сказку» - закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Настольная игра «Бродилки по сказкам» - обобщить знания детей о героях сказок, о сказочных предметах; способствовать развитию связной речи, внимания, воображения; развивать творческие способности детей, смекалку, находчивость, терпение, выдержку.
Февраль
Беседа с детьми на тему «Сказка ложь, да в ней намек! Добру молодцу урок - Чему учат сказки?» - обобщение и закрепление полученных знаний по сказкам; способствовать воспитанию любви к русскому народному творчеству;
Ситуативный разговор с детьми «Нужно ли беречь книги?» воспитывать у детей бережное отношение к книгам;
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» - уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову, развивать коммуникативные отношения в ходе игры, побуждать детей к активной связной речи;
Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»;
Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» (пер. с дат. А. Ганзен);
Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик» (пер. с франц. Б. Дехтерева);
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»;
Рисование «Сказочное царство» - формировать умение детей создавать в рисунках сказочные образы;
Рисование иллюстраций к сказке «Морозко» - развивать творческие способности;
Работа в раскрасках по сказкам
Лепка «Персонаж любимой сказки»;
Настольная игра «Любимые сказки» - закрепить знания сказок, умение узнавать и называть сказки по картинке;
Просмотр презентации «Знакомство с биографией Шарля Перро» - познакомить детей с биографией Шарля Перро; закрепить знания о произведениях великого сказочника, полученные в ходе чтения;
Март
Беседа с детьми на тему «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой ведет!» - расширять понимание «народная сказка»; сформировать у детей знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных и бытовые;
Беседа с детьми «Добрые и злые поступки сказочных героев» формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию и настроению героев;
Настольный театр «Волк и семеро козлят» - развивать у детей коммуникативные навыки»;
Чтение и беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» - развивать у детей интерес к художественной литературе; рассматривание иллюстраций к сказке;
Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»;
Чтение и беседа по сказке «По щучьему велению»;
Игровая ситуация «Расскажем сказку» - развивать в детях желание и умение инсценировать любимую сказку, передавать характер героев, их мимику, жесты;
Упражнение «Придумай окончание сказки»- развивать у детей связную речь и творческое воображение;
Лепка «Конек-Горбунок»;
Лепка сценки из сказки «По щучьему велению»;
Лепка «Встреча Ивана-царевича с лягушкой»;
Рисование «Конек-Горбунок»;
Рисование по сказке «Мальчик с пальчик»;
Рисование «Обложка для книги сказок»;
Д./игра «Из какой сказки предмет» - закрепить знания детей о героях любимых сказок, развивать речь, интонационную выразительность, воображение, способность анализировать поступки сказочных героев.
Познавательно-речевой досуг «Сказка, сказка, приходи!» - продолжать развивать интерес к сказкам. Развивать умение детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам;
План работы с родителями
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
2. Анкетирование «Сказка в жизни Вашего ребенка»;
3. Чтение и придумывание сказок с детьми;
4. Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников»;
5. Участие родителей в пополнении книжного уголка сказками;
6. Домашнее задание по теме проекта «В гостях у сказки»:
- выполнить рисунок или аппликацию на тему «Любимая сказка»;
- сделать поделку на тему «Сказка своими руками» из подручных средств.
Результаты проекта.
- В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
- Дети получили новые знания о значении сказки в жизни человека.
- Создавая игровые проблемные ситуации, воспитатели побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации.
- Главными помощниками в проекте стали родители. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в развитии речи ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
- В результате реализации проекта обогатился и активизировался словарь. Сформировалось эмоциональное, положительное отношение к сказке, умение видеть прекрасное через сказку.
- Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Таким образом, по результатам диагностики я пришла к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые знания, обогатить и активизировать словарный запас.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Проект «В мире сказок». Подготовительная группа