Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Младший дошкольный возраст. Презентация
Сообщение из опыта "Применение здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста"
В данном сообщении я хочу рассказать об использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ (1слайд). И начну со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (2)
Цель моей работы:
1. Максимально сохранить и укрепить здоровье ребёнка, чтобы оно обеспечивало ему гармоничное развитие;
2. Социализация детей младшего дошкольного возраста.(3)
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать оптимальные условия для организации педагогического процесса, двигательной активности, формирования основ здорового образа жизни, атмосферу доброжелательности.
2. Формировать привычку к соблюдению режима, культурно-гигиенических навыков, потребность в физических упражнениях и играх у детей, правильного отношения к своему здоровью.(4)
Когда ребёнок посещает детский сад в его жизни появляется много правил: строгий режим дня, требования к поведению, группа детей, с которыми надо научиться общаться,которые могут отнять любимую игрушку, обидеть, нет рядом мамы и папы. Я задумалась, что же нужно сделать для того, чтобы ребёнок, чувствовал себя в детском саду комфортно. И решила начать с предметно-развивающей среды. Основное внимание уделила уголку здоровья.(5) Ведь только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Я изготовила различные пособия для самомассажа, дыхательной гимнастики, закаливающих процедур и т. д. Теперь в нашей группе созданы все условия для здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей.(6)
Когда дети приходят в группу, я всегда встречаю их с улыбкой и даю им понять, что здесь их ждут и очень рады видеть. Ведь в младшем возрасте потребность в эмоциональном контакте со взрослым остаётся на первом месте, и это нужно учитывать. Я разговариваю с ними тихим ласковым голосом, обнимаю их, поглаживаю. Таким образом, я стараюсь установить телесный контакт с ребенком, чтобы добиться комфортного пребывания в детском саду. Ведь маленьким детям важно объяснить, что здесь в садике безопасно, именно на таком «тактильном» языке.
Периодически мы с детьми слушаем негромкую, спокойную музыку. Я часто стараюсь создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, ведь лучшее лекарство от стресса – это смех. Так же провожу игры и упражнения, направленные на эмоциональную разрядку.(7)
В группе я стала использовать разнообразные здоровьесберегающие технологии, такие как: I. Технологи сохранения и стимулирования здоровья.
1. Пальчиковые игры
2. Дыхательная гимнастика
3. Гимнастика для глаз
4. Гимнастика пробуждения
5. Закаливающие процедуры (умывание водой комнатной температуры, растирание сухим полотенцем и т. д.)
6. Релаксация
7. Дорожки здоровья
II. Технологии обучения здоровому образу жизни:
1) Утренняя гимнастика
2) Физкультурные занятия
3) Самомассаж.
III. Коррекционные технологии:
1) Музыкотерапия (для снятия напряжения,утомления, повышения эмоционального настроя и пр.)
2) Сказкотерапия
3) Цветотерапия
4) Улыбкотерапия
5) Тактильная терапия (8)
В течении дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы, начиная с утреннего приема и заканчивая уходом детей с родителями домой. Наш день начинается с весёлого приветствия:
Собрались ребята в круг,
я-твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
и друг другу улыбнёмся
Далее следуют игры « Подари улыбку», «Ласковое слово» и дружные «обнимашки». (9)
Затем мы делаем утреннюю гимнастику под весёлую музыку. Дети с огромным удовольствием выполняют физические упражнения.Потом идём умываться водой комнатной температуры.(10)
В течении дня мы играем в пальчиковые игры, делаем дыхательную гимнастику (бабочка на цветке, волшебная бутылочка, сдуй снежинку, листик - всё это способствует выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний, позволяют организму ребёнка правильно развиваться, при помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме ребёнка..)(11)
Так же используем гимнастику для глаз( закрой-открой глазки, посмотри на бабочку и т. д.) Делаем самомассаж, с использованием массажных рукавиц, варежек – это всё способствует снижению заболеваемости детей простудой, повышению тонуса центральной нервной системы, улучшению кровообращения, нормализации обмена веществ, оказывает на детский организм общеукрепляющее воздействие. А также массаж, с использованием нетрадиционного материала: зубные щётки, мячики-ёжики, су-джок шарики - всё это развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.(12)
Пример стихотворения для игры с су - джок шариком:
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по ручкам вверх бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
А ещё слушаем музыку для поднятия эмоционального настроения, читаем сказки, делаем релаксационные паузы, играем в подвижные игры.(13)
Для того, чтобы ребенок с желанием ложился спать, я использую следующие методы: читаю простые сказки, включаю тихую музыку, говорю ласковые, добрые слова, это способствует расслаблению, отдыху детей, сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
С целью плавного перехода от состояния сна к состоянию бодрствования провожу бодрящую гимнастику. Дети постепенно просыпаются и, лежа в постели выполняют несколько упражнений общеразвивающего воздействия. А после бодрящей гимнастики – закаливающие процедуры: растирание сухим полотенцем, упражнения для профилактики плоскостопия - ходьба по массажной дорожке.(14)
В результате использования таких здоровьесберегающих технологий дети стали более здоровыми, и физически и эмоционально. Они с удовольствием посещают детский сад.
Я хочу закончить своё выступление словами Николая Михайловича Амосова
“Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно”.(15)
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ