Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре

Фольклорные праздники как средство приобщения учащихся школы к народной культуре
Автор: Радулова Екатерина Сергеевна, педагог-организатор, МОУ «Парканская СОШ №1 им. А.Стоева»
Описание работы: Данная статья знакомит с Международным днем культуры, в рамках которого предложены различные формы фольклорных мероприятий. Даны рекомендации по активизации, вовлечения публики во время проведения мероприятий. Материал будет полезен учителям организации образования, педагогам дополнительного образования, работникам культуры.
Цели: приобщение к народной культуре средствами народных праздников.
Задачи:
1. Познакомить с праздником «Международный день культуры».
2. Расширить представление о культуре народов, проживающих в многонациональном государстве.
3. Формировать уважительное отношение к представителям разных народов у подрастающего поколения.

Ежегодно 15 апреля многие страны мира отмечают Международный день культуры (World Day of Culture). Этот праздник был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который стал известен в международно-правовой практике как Пакт Рериха.

Всю свою жизнь Николай Рерих посвятил объединению стран и народов под Знаменем Мира и воспитанию подрастающего поколения на основе культуры и красоты. А Пакт сыграл очень важную роль на дальнейшее формирование международно-правовых норм и общественную деятельность в области охраны культурного наследия. Этот договор является основой для многих документов современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. В том числе в некоторых актах ЮНЕСКО.

В Международный день культуры многие страны проводят различные мероприятия. Например, в российских городах устраиваются праздничные концерты, организуются выставки национальных культур, проводятся конференции и лекции на различные культурные темы, музыкальные и поэтические вечера, танцевальные и театрализованные представления и многое другое. В Приднестровье на сегодняшний день не проводятся мероприятия, посвященные Международному дню культуры.

В настоящее время, когда в мировом сообществе происходят всё новые глобальные экономические и экологические кризисы, природные катаклизмы и военные конфликты, забота о Культуре стала особенно актуальна. Только её подъём и сохранение могут объединить людей независимо от их национальности, возраста, пола, общественного и финансового положения. Только принятие государствами Культуры национальной идеей есть залог Мира на Земле. Мир не может существовать без осознания истинных ценностей, и эта аксиома должна быть запечатлена с детства.
К сожалению, в настоящее время в школе знакомство с национальной культурой обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен, танцев. Отсутствует систематичность в изучении культурных традиций разных народов.

У каждой национальности своя культура, свои обычаи и ритуалы. Подрастая, дети начинают осознавать свою принадлежность к конкретной культуре. Возникает ситуация, в которой дети ставят «свою» культуру в приоритет и возводят ее выше других. Это может послужить причиной межэтнического конфликта.

Приднестровье является многонациональным государством, в котором насчитываются 35 национальностей. Миграции народов, длительные контакты между ними, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур и взаимному обмену.

В основе каждой национальной культуры есть человеческие качества святые и важные для всех. Национальным различием при этом является форма передачи, оформления и средства выражения сущности народа.
Все культуры в своей совокупности имеют общее. В первом ряду нравственные ценности - гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, дружелюбие, честность и правдивость.

Помимо человеческих качеств общим является и воспроизведение сюжетов в фольклоре:
- календарно-обрядовый цикл;
- народная лирика;
- народные игры.

Сценарии фольклорных мероприятий в школе включают в себя ряд социально - педагогических функций:
1. Познавательная – постановки такой направленности дают зрителю возможность познакомиться с особенностями культур народов, проживающих на территории Приднестровья. Дети с помощью танцев, и песен, могут познакомятся с культурой русских, украинцев, молдован, болгар.
2. Регулятивная - мероприятия способны повлиять на поступки и поведение людей. Благодаря им дети понимают, что нужно, с уважением относится к другим культурам.
3. Коммуникативная - в процессе подготовки представления участники творческой группы сплачиваются в единый коллектив, который стремится к высококачественному показу своей работы.
4. Гедонистическая функция: участники мероприятия и гости праздника имеют возможность получить творческое удовольствие.
5. Эстетическая - в постановках собирают материал народного творчества народов Приднестровья, позволяющий получить удовольствие от визуального наполнения постановки. Ведущие и творческие коллективы одеты в национальные костюмы и демонстрируют искусство своей культуры.
6. Воспитательная - постановка способствует развитию и изменению духовных ценностей зрителей. С помощью постановки в сознании формируется понятие как единый народ.
7. Социальная - мероприятия содержат нормы, идеалы, характерные для народов Приднестровья, а также дают понять, что все народы едины.

Правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. Огромное значение имеет оформление помещений: зала, вестибюля школы. Организуются выставки изделий народных промыслов. Зал оформляется торжественно и парадно в соответствии с тематикой праздника с народными элементами.

При проведении праздников используются традиции, обычаи народов, проживающих на территории государства.
В программе праздника сочетаются разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение.

Традиционные фольклорные праздники с участием школьников 1 – 11 классов:
- «Рождественские встречи» с народными колядками, песнями;
- «Масленица» с народными играми, блинами;
- Фольклорный праздник «Мы разные, но мы вместе» ко дню культуры;
- Концерт со стихами, песнями на родном языке, народными танцами;
- Театрализованные представления по мотивам народных произведений.

Любое народное искусство направлено на зрителя. Зритель является потребителем, всё сделано для него и без него искусство теряет смысл.

Одной из особенностей фольклорной досуговой программы является активное участие зрителя в мероприятии, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения фольклорного мероприятия. Человеку присуща потребность не только сопереживать, но и деятельно соучаствовать в том или ином творческом художественном действии.

Приёмы активизации публики – это способы вовлечения людей в активное личностное участие в фольклорном действии.

Основными приёмами активизации зрителей в процессе ведения фольклорных концертов являются: вербальный контакт с аудиторией; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную атмосферу участников; аплодисменты.
1. Живое слово несёт большую эмоциональную информацию, создаёт словесные образы, которые могут передавать действия, чувства, настроения и переживания народного персонажа. Оно создаёт атмосферу общения между аудиторией и актёрами. Слово должно быть колоритным, ярким, чётким, а диалог героев иметь свою цель и двигать действие вперед.
2. Художественная активизация. Глубокий уровень эмоциональной вовлеченности зрителя в действо – сопереживание. Оно вырастает из любопытства, и возникает у зрителя, когда народные персонажи близки и понятны, когда они имеют общие моральные ценности с героями на сцене. Например: зритель наблюдает за тем, каким образом народные герои разрешат спор.
3. Динамично развивающийся сюжет, номера, обращенные к зрителю, построение концертной программы воздействует на восприятие аудитории. Концертные номера побуждают зрителей аплодировать.
- Аплодисменты выступающим артистам, как естественное выражение зрительских эмоций.
- Аплодисменты выступающим артистам во время исполнения финального народного танца - эффект совместного достижения главной цели – успешного прохождения проверки и создание общей атмосферы фольклорного праздника.

Использование этих приемов активизации в фольклорном представлении даёт зрителю эмоциональный заряд, содействует более прочному усвоению и запоминанию информации, заложенной в содержание представления.
Знакомясь с фольклором, дети, прежде всего, познают общественную ценность и значимость нравственных качеств, выраженных в групповом сознании народа.

С помощью проведения мероприятий фольклорной направленности аудитория сможет узнать о разных культурах в Республике и понять, что мы являемся единым народом.

Литература:
1. Балашов Э. В. Мир через Культуру: Сборник статей / Сост.. — М.: 1990.
2. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. — М., 1979.
3. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / О. И. Марков. – Краснодар, 2004.
4. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. – Москва, 1976.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Сценарий фольклорного праздника, 5-6 класс Фольклорно - игровая программа для 3 класса. Сценарий Фольклорный праздник. Сценарий для учащихся 5-7 классов

Похожие статьи:

Сценарий праздника «В песне русская душа»

Участник №39 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2021 года
Сценарий концерта ко Дню учителя в школе современный | Сценарий торжественного открытия мемориальной доски в память воина-афганца
Опубликовано: 1349 дней назад (13 апреля 2021)
Просмотров: 1459
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!