Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Фольклорно - игровая программа для 3 класса. Сценарий

Фольклорно-игровая программа «КРАСНОЕ СЛОВЦО»
Автор: Бусовикова Оксана Викторовна, методист, педагог МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края.
Описание работы: сценарий фольклорной направленности предназначен для детей 9-10 лет. В программе веселые герои организуют с детьми народные игры, знакомят с различными жанрами фольклора.

Цель: знакомство детей с жанрами фольклора
Задачи: дать понятие о жанрах фольклора: считалки, частушки, небылицы;
научить играть в народные игры, сочинять небылицы; развивать внимание; воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
Действующие лица:
Ведущая – Маша
Домовенок Кузя - Саша
Эник, Фома – Оксана
Бэник, Ерема - Лена
Предварительная подготовка: дети разучивают частушки и считалки, повторяют пословицы.
Оформление: на заднике рисунок русской печи, самовар, кухонная утварь, висят рушники. Дети сидят за круглыми столиками по 5 человек.
Ход:
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим к нам на праздник. Без гостей и праздник – не праздник.
Игры, шутки, поговорки,
Песни и скороговорки –
Все пришло из старины,
из далекой глубины.
Русский народ создал своеобразное, необычайно интересное устное народное творчество: пестушки и потешки, заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, загадки и пословицы, песни, былины, сказки, частушки, скороговорки, считалки. А каким одним словом все это можно назвать? (фольклор) Ну что же, сегодня мы раскроем кладезь русского фольклора. А поможет мне в этом..догадайтесь, кто..
Звучит «Камаринская». Появляется Домовенок Кузя, «играет» на балалайке
Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Я – Домовенок Кузя, из славного рода домовых. Вы меня хорошо знаете. И я приглашаю вас в путешествие в страну Фольклора. А это еще кто??? (обращается к Энику и Бенику, выглядывающим в дверь)
Выбегают
Эник: Мы Эники, мы Бэники
И мы едим вареники!
Бэник: Раз, два, три, четыре, пять,
Сейчас мы всех идем считать!
Кузя: Ребята, а вы их знаете? Так значит, мы попали в город Считалок!
Ведущий: Считалки – это короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре. Это самый распространенный жанр детского фольклора. Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
В основе считалок лежит счет. В древности люди пользовались «тайным» счетом, запрещалось, например, считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и в домашнем хозяйстве.
Кузя: Но ведь в считалках бывает не только счет!
Ведущий: Да, правильно, считалки бывают разные. Считалки-числовки – стихи, содержащие счетные слова, например…
Эник: Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли мальчики играть,
Стали друг друга считать
Да водилку выбирать.
Им стал дядя Родион,
Выходи отсюда вон!
Кузя: Ребята, а какие вы знаете считалки-числовки?
Варианты считалок: Раз, два, три, четыре, пять
Вышла свинка погулять.
А за свинкой серый волк,
Волк-то в свинках знает толк.
Дети отвечают.
Ведущий: А бывают считалки заумные, состоящие из бессмысленных слов. Например…
Бэник: Эны-бэны, рики-факи.
Торба-орба, он дысмаки
Дэус-дэус, касматэус,
Бакс.
Кузя: Ребята, а какие вы знаете заумные считалки?
Варианты считалок:
Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.
Дети отвечают.
Ведущий: Стихи, не содержащие ни заумных, ни счетных слов – это считалки-заменки. Например…
Эник: Бежит зайка по дороге,
да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать!
Кузя: Ребята, а какие вы знаете считалки - заменки?
Дети отвечают.
Варианты считалок:
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон!
Звучит музыка «Русские наигрыши»
Ведущий: Ребята, а давайте подскажем Домовенку, какой город нас ждет впереди? Когда мы с вами используем считалки? Правильно, когда играем. И мы с вами отправляемся в город Игр!
Эник и Бэник незаметно убегают
Кузя: Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем сейчас играть.
Встанем в дружный хоровод,
Город Игр всех нас ждет!
Дети встают в хоровод. Ведущий и Кузя проводят игру «Золотые ворота». По считалке выбираются двое ведущих – воротики. Остальные становятся друг за другом и проходят через воротики со словами: «Золотые ворота, проходите, господа. На первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас». Тот, кто попался, также становятся «воротиками». После игры дети садятся на свои места.
Ведущий: Еще один жанр русского народного творчества – это небылицы.
Кузя: Сказывать небылицы мастера у нас Ерема и Фома.
Звучит веселая музыка. В круг вбегают два Скомороха Фома и Ерема.
Фома: Здравствуйте, честной народ!
Ерема: Мы пришли к вам оба…
Вместе: Фома и Ерема!
Фома: Людей посмотреть..
Ерема: Себя показать,
Вместе: Да небылицы вам рассказать!
Фома: Здравствуй, кум!
Ерема: Здравствуй, Фома!
Фома: Как у вас, кум поживают?
Ерема: На свиней портки надевают.
Свиньи зерна клюют.
Никому не дают!
Фома: Да это же куры, петухи!
Ерема: В кошелек тебе трухи!
Куры наши живут под водой,
Питаются тиной одной,
Там дерутся с карасями,
Люди ловят их сетями.
Фома: Да это же ерши!
Ерема: За ушами почеши!
Ерши живут в хлеву,
Мычат по утрам «муу-у»!
А днем они на лугах, при собаках и пастухах.
Фома: Да это же коровы!
Ерема: Щелчок тебе здоровый!
Коровы сидят на заборе,
Летают себе на просторе,
Прилетят во двор,
Заведут разговор, застрекочут.
Фома: Да это же сороки!
Ерема: Тычков тебе в боки!
Фома: А тебе – блоху в карман!
Ерема: А тебе – рот на замок,
Чтоб язык болтать не мог!
Отворачиваются друг от друга. Кузя разворачивает их.
Кузя: Не ссорьтесь… Смешно говорите, но очень непонятно, все наоборот..
Ведущий: Правильно, Кузя, в основу небылицы положена абсурдная комическая игра в невозможное. Главная цель игры – рассмешить. Как правило, обыденным предметам, животным, людям приписывается что-то совершенно неподходящее, нелепое: медведь летит по небу, свинья гнездо вьет, безголосый кричит, безногий бежит и т.д.
Кузя: Ребята, а вы сможете сочинить небылицу? Давайте пофантазируем!
Зрители сочиняют небылицы (от одного столика – к другому)
Фома: Ну, ребята, молодцы…умеете фантазировать.
Кузя: Здорово! Весело у нас в городе Игр.
Ерема: А я еще одну игру знаю. Пусть эта половина (показывает рукой) будет деревня Сорокино, и ее жителей будут звать «Петьки».
Фома: А жителей моей деревни (показывает рукой) - Воронино – величать будут «Васьки». Запомнили? Мы с Еремой будем вопросы задавать, а вы нам будете отвечать!
Ерема: А кто громче ответит, тот и будет молодец.
Фома: Итак, Васьки, запоминайте свои слова:
«Васька, у меня штаны в горошек,
Я пришел из сказки, потому что я хороший!» (репетируют)
Ерема: А Петьки будут отвечать такими словами:
«Петька, у меня рубашка в клетку,
Я пришел к вам детки, чтобы съесть конфетку!» (репетируют)
Фома: Приготовились? Ваша задача – как можно громче и дружнее ответить на наш вопрос!
Сначала отвечают Петьки, потом Васьки, в третий раз отвечают все вместе, каждый свое
Ерема: На солнечной поляночке
Стоит зеленый дом,
А рядом с этим домом
Стоит веселый гном.
Гном, гном! Как тебя зовут?
Проводится игра.
Кузя: По-моему, и в твоей, Фома, и в твоей, Ерема, деревне одинаковое количество добрых молодцев и красных девиц.
Ведущий: «По одежке встречают, по уму провожают».
Кузя: Это ты к чему клонишь?
Ведущий: А к тому, что все ребята нарядные, а вот знают ли они русские пословицы? Я сейчас вам по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.
Конкурс «Продолжи пословицу» между столиками.
1. Семь раз отмерь… (один отрежь)
2. Без труда… (не вытащишь рыбку из пруда)
3. Дареному коню…(в зубы не смотрят)
4. Один в поле…(не воин)
5. С кем поведешься…(от того и наберешься)
6. Слово не воробей, вылетит…(не поймаешь)
7. Лучше синица в руках…(чем журавль в небе)
8. Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
9. Любишь кататься…(люби и саночки возить)
10. Поспешишь…(людей насмешишь)
11. Кто не работает…(тот не ест)
12. Семь раз отмерь…(один отрежь)
Ведущий: Молодцы, ребята! Знаете почти все пословицы.
Кузя: Вот это мальчишки и девчушки!
А не пропеть ли нам частушки?
Ведущий: Частушка - это короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Вот послушайте…
Фонограмма частушек
Фома и Ерема: Выходи народ честной, пой частушки по одной!!
Выходят подготовленные дети, поют частушки.
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!

Пошла курица в аптеку
И сказала «Кукареку!
Дайте мыло и духи
Чтоб любили петухи!»

С горки ехала Иришка
— Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!

Трень — брень — дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!

Раз пошёл Алёша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»

Сидит Лешка за столом
Ковыряется в носу
А козявка отвечает:
Все равно не вылезу!

Две лопатки у Егора,
А у Нины — формочки.
Я за это им язык
Высуну из форточки.

Я куличик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.

Письму Ваня дед учил,
А вышли-то каракули.
Ваня двойку получил.
И оба горько плакали.

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Кузя: Поднялись ворота, всему миру красота!
Ведущий: Что это ты, Кузя, загадками говоришь?
Кузя: Это мы прибыли в город Загадок! Слушайте, ребята, первую загадку!
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(арбуз)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Фома: А у меня тоже загадки есть!
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
Ерема: А сейчас я загадаю!!
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник)
Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)
Крылатый, горластый - красные ласты.
В воде купался - сух остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки.
(Гусь)
Ведущий: Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна)
Ведущий: Правильно, это весна, пробуждение природы, начало новой счастливой жизни.
Весна поет, звенит капель,
Почистил крылья воробей.
Кричит скворцу он: - Не робей!
Иди купаться Вот … (ручей)
Кузя: А давайте напоследок поиграем в «Ручеек».
Организуют игру. Играющие делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало
«ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
Ведущий: Вот так весело заканчивается наша фольклорно-игровая программа «Красное словцо».
Кузя: Постигайте мудрость народную, живите в согласии с добрым словом.
Фома: Недаром русские народные пословицы гласят: «Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
Ерема: «Доброе слово – лучше мягкого пирога».
Ведущий: Любите Россию. Будьте взаимовежливы, дружны и до новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фольклорного праздника, 5-6 класс Фольклорный праздник. Сценарий для учащихся 5-7 классов Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств Фольклорный праздник в Доме культуры «Сретение или Встреча Зимы с Весной». Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий праздника «В песне русская душа»

Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 2-3 классов

КВН по русскому языку для 3 класса

Ролевая игра в начальной школе во внеурочное время. Сценарий для 3-4 класса

Правовые клубные часы в ГПД, 3-4 класс

Участник №125 творческого конкурса для детей и педагогов «Весенняя капель»
КВН на тему ЗОЖ, 4- 5 класс. Сценарий | Интеллектуальная игра по истории древней Руси для учащихся 6 класса
Опубликовано: 3563 дня назад (23 марта 2015)
Просмотров: 13847
Рубрика: Сценарии
+1
Голосов: 1
Оксана Викторовна К # 18 апреля 2015 в 06:50 0
Оксана Викторовна! Интересный сценарий фольклорного развлечения. В фольклоре заложены большие воспитательные возможности. В ходе праздника развиваете творческую активность детей, их познавательные процессы. Знакомите и приобщаете детей к русским традициям и обычаям. Но есть недочёты в работе.
Для какой аудитории предназначен сценарий? Не написано назначение материала. Когда сочиняют небылицы, не увидела примерных ответов. Нет предполагаемых ответов детей. Можно было подкрепить фотографии с Вашего мероприятия, самое элементарное - это оформление музыкального зала. Кто автор частушек? С уважением, Оксана Викторовна!