Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинговые занятия с подростками на стрессоустойчивость

Коррекционная программа «Антистресс». Занятия
Множество детей, живущих своей повседневной жизнью подвергаются воздействию стрессоров - это школьные перегрузки, острая нехватка времени, обилие дополнительных внешкольных обязанностей, напряжённая обстановка в семье и обществе. Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом может сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Повседневный детский стресс со временем превращается в настоящую проблему и грозит разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением.
В предлагаемом цикле тренинговых занятий учитываются особенности младшего подросткового возраста. Центральным новообразованием этого возраста является представление о себе «не как о ребёнке». Важнейшей задачей этого жизненного этапа является поиск себя, узнавание своего Я. Младшие подростки, вступившие в пору серьёзного возрастного кризиса, сталкиваются с валом, школьных и внешкольных обязанностей, нехваткой времени, конфликтуют друг с другом, родителями, учителями. Не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть своими эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, являются мишенью сильнейшего стресса.
Опыт, который подростки приобретут на предлагаемых занятиях, поможет им научиться справляться cо стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Цель: научить справляться со стрессом, адекватно выражать свои эмоции, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Задачи
• Формировать представления о стрессе, негативных эмоциях. Научить распознавать негативные эмоции и принимать их.
• Актуализовать стратегии поведения в стрессовых ситуациях и навыки конструктивного выражения эмоций.
• Формировать умение управлять негативными эмоциями. Обучить навыкам саморегуляции в ситуации стресса.
• Развивать представления о житейских конфликтах между людьми.
• Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
• Научить способам расслабления и снятия напряжения.

Организация занятий: в группе может быть 10-12 человек младшего подросткового возраста (11-13 лет). Частота занятий - 1 раз в неделю. Продолжительность - 45 минут.

Структура занятий:
1. Ритуал приветствия
2. Рефлексия прошлого занятия.
3. Основная часть.
4. Рефлексия занятия
5. Ритуал прощания.
Занятие 1
Тема: «Принятие групповых правил».
Цель: знакомство с правилами психологического тренинга. Обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуалов прощания и приветствия
Оборудование: мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью «На тренинге», фломастеры.
Ход занятия
Ритуал, приветствия
Участники сидят в кругу. Ведущий объясняет, что сейчас нужно будет представиться и намного рассказать о себе. Ведущий говорит о том, что каждое занятие будет начинаться с приветствия, на котором нужно будет высказываться и делиться друг с другом происшедшими событиями.
Основная часть
Упражнение «Имя и качество»: сидя в кругу, участники передают друг другу мяч или игрушку, называют своё имя и какое-либо своё качество, начинающее с любой буквы, которая есть в его имени.
Принятие правил группы: На стойле (в центре круга) укрепляется лист бумаги с надписью: «Нам нужны правила». Ведущий начинают дискуссию о том, что будет происходить на тренинге. Задает вопросы: зачем дети пришли на тренинг, что они хотят получить от тренинга, будут ли отличаться правила поведения на тренинге от правил поведения на уроке. Участники по очереди высказывают свои мнения

Упражнение «Мой адрес»: все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие; далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на черновике: «Нельзя перебивать друг друга».
После дальнейшего обсуждения записывается второе правило: «Нельзя мешать друг другу». Ведущий говорит о том, что у всех участников тренинга будут свои мнения и формулируется третье правило: «Нельзя оскорблять друг друга». Ведущий демонстрирует черновик, на котором написаны три записи. Почему правила звучат строго? В ответах ведущий подчёркивает, что строгость придаёт слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить словом «можно». После обсуждения каждое правило записывается на отдельном листе: «Можно быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать», «можно делать всё, что не мешает никому из присутствующих», «можно надеяться, что тебя никто не оскорбит». После обсуждения формулировок участникам предлагается расположить правила в любом порядке.
Правила закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано «На психологическом тренинге» (этот лист заменят собой надпись: «Нам нужны правила»). Один или несколько участников по очереди читают правила вслух. С этого момента правила должны находиться в аудитории, где проходит тренинг.

Заключительная часть
Упражнение «Цвет моего настроения»: участники по кругу передают друг другу мяч или игрушку и сообщают, с каким цветом ассоциируется у них настроение
Ритуал прощания: Ведущий предлагает придумать ритуал прощания, после обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я», на последнем слоге не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Ведущий даёт задание на дом: придумать, как здороваться друг с другом.
Занятие 2
Тема: «Стресс: что это такое?»
Цель: формировать представление о стресс, актуализовать стратегию поведения в стрессовых ситуациях, формировать навыки саморегуляции. Ход занятия: после шеринга Ведущий спрашивает, придумал ли кто-нибудь ритуал приветствия. Выбирается какой-то вариант. В случае необходимости можно предложить такой вариант: все становятся в круг, левую руку поворачивают ладонью вверх, а правую ладонью вниз, каждый соединяет свои руки с руками соседей, хором произносят слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ». При этом на последнем слоге руки разъединяют и хлопают в ладоши.
Основная часть
Упражнение на расслабление: ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться и закрыть глаза. Сосредоточить внимание на пальцах ног, напрячь их, а затем расслабить сделать тоже самое ещё два раза. Потом сосредоточиться на лодыжках, напрячь – расслабить. Затем, по очереди напрячь и расслабить все остальные части туловища: ноги, живот, грудь, спину, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, плечи, шею, нижнюю челюсть, щёки, лоб. Следует пояснить, что это упражнение, может помочь быстро сбросить напряжение, восстановить силы. Можно выполнять не всё упражнение, а его часть (сжать пальцы в кулак и расслабить).
Ведущий задаёт участникам следующие вопросы:
- что такое стресс
- когда, из-за чего он возникает?
- какими ощущениями сопровождается?
- вреден ли он?
После общения высказываний ведущий предлагает определение стресса: «Стресс - это такое изменение состояния человека, которое возникает в результате воздействия на него различных факторов (не только отрицательных, но и положительных), побуждающих его приспосабливаться к ним». Ведущий приводит примеры приспособления к окружающей среде: замёрзнув, человек дрожит, чтоб согреться; в жару потеет, чтоб при испарении влаги снизилась температура. Стресс является реакцией и адаптацией на воздействие факторов окружающей среды

Упражнение «Вверх по радуге»: участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют себе, что с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, и выдыхая - съезжают с неё как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же, как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Это повторяется три раза. После участники рассказывают о своих ощущениях. Затем упражнение выполняют ещё раз с открытыми глазами. Ведущий говорит, о том, что это упражнение помогает контролировать своё состояние.

Упражнение «Место покоя»: участникам предлагается сесть удобней и закрыть глаза. Ведущий говорит: «Представьте себе место, которое вам очень нравиться. Это может быть знакомое вам место или воображаемое. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно. Представьте его себе в деталях. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Прислушайтесь к звукам. Возможно, вы чувствуете дуновение ветра. Это ваше место покоя. А теперь осмотритесь, сделайте, глубоки вдох и откройте глаза». Можно сопровождать " упражнение музыкой. Далее участникам предлагается зарисовать это место покоя. Это упражнение позволяет регулировать своё состояние.
Заключительная часть: участникам предлагается рассказать, как они теперь могут справляться со стрессом: не паниковать, сосредоточиться на деле, давать себе время на отдых, обращаться за помощью.
Домашнее задание: выполнять дома разученные упражнения.
Ритуал прощания
Занятие 3
Тема: «Стресс и эмоции: распознавание и принятие негативных эмоций».
Цель: развивать представление о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формировать навык распознавания и принятия этих эмоций; обучать Навыкам конструктивного выражения эмоции, злости.
Оборудование: мяч или мягкая игрушка, бумага А4 (8-10 листов), два ватмана, фломастер или маркер, 4 ручки.
Ход занятия
Ритуал приветствуя, проверка домашнего задания, упражнение. «Цвет моего настроения.

Основная часть
Едущий кладет в центр круга листы, на которых написано «радость», «грусть», «злость», «cтpax», «интерес» - это эмоции. После ответов участников на вопрос «Что такое эмоции?», ведущий приводит определение: эмоции - это определённое отношение к кому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для! нас благоприятно. Ведущий говорит, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями (злость, страх, грусть) и негативными состояниями (раздражение, беспомощность, апатия). Каждая эмоция выполняет определённую функцию и для чего-то нужна. Эмоция это сигнал об опасности, угрозе жизни.
Далее участники делятся на четыре группы, каждая получает задание обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции. Первая обсуждает злость, вторая страх, третья грусть четвёртая - апатию. По ходу обсуждения группа записывает свои выводы. На работу даётся 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах. Ведущий подводит итог. Выводы записываются на ватман:
злость, мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
- страх сигнализирует об опасности;
- грусть помогает задуматься;
- апатия даёт передышку.
Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Стоит ли подавлять негативные эмоции? Можно ли осуждать других за испытываемые ими негативные эмоции. Важно показать, что эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их выражении.

Техника «Я-высказывания»: Ведущий предлагает сравнить два высказывания: «Ты ненадёжный друг, потому что забыл принести мне книгу» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл мне очень нужна». Я-высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта. Я-высказывание относиться к поступку, а не к личности человека. Далее ведущий передаёт мяч участникам по очереди, предлагая типичные ситуации. Участники должны отреагировать, используя Я-высказывания:
- твой друг опоздал на встречу с тобой
- сосед по парте положил твои вещи так, что они тебе мешают;
- тебе надо сделать уроки, а твой брат тебя отвлекает.
Заключительная часть
Упражнение «Вверх по радуге».
Домашнее задание: попробовать использовать Я-высказывания в ситуациях, когда будут испытывать негативные эмоции. Ритуал прощания
Занятие 4
Тема: «Стресс и уверенное поведение».
Цель: Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым; развитие навыков уверенного поведения. Формирование представления о связи стресса со способами поведения. Формирование умения дифференцировать проявление уверенности, неуверенности, грубости.
Оборудование: мяч, три мягкие игрушки, ватманские листы, фломастеры, сравнительная таблица.
Ход занятия
После ритуала приветствия обсуждается домашнее задание.

Упражнение «Пересядьте, кто»: участники получают карточку с одной из эмоций: радость, грусть, злость, страх. Таким образом, у нескольких участников на карточках будет написана одна и та же эмоция (важно, чтоб каждая эмоция была как минимум у трёх участников). Водящий встаёт в цент круга, его стул убирается; он должен не называя свою эмоцию каким-то образом её продемонстрировать - позой, мимикой, фразой, интонацией. Те, кто узнают свою эмоцию, должны поменяться местами, при этом задача водящего занять освободившийся стул.

Основная часть
Ведущий представляет участникам трёх персонажей: это могут быть мягкие игрушки с визитками «Уверенный», «Неуверенный», «Грубый». От имени этих персонажей участникам предлагается продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях:
1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю говоришь
2. Ты играешь в компьютерную игру, а родители хотят, чтоб ты сел за уроки, тогда ты им говоришь...
3. Твой приятель не возвратил тебе вещь, тогда ты ему говоришь...
Участник берёт в руки игрушку (например, персонаж «Грубый») и после описания ситуации произносит несколько реплик от лица персонажа. Ведущий высказывается от лица учителя. Задача ведущего реакцией своего персонажа подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения.
Далее ведущий предлагает ознакомиться со сравнительной таблицей.

Три участника по очереди зачитывают признаки неуверенного, грубого и уверенного поведения. Затем самостоятельно разыгрывают ситуации опираясь на таблицу. После обсуждается какая техника была наиболее эффективной и почему.

Упражнение «Я чувствую неуверенность, когда...»: сидя в кругу и передавая мяч, завершаю фразу «Обычно я чувствую неуверенность, когда...» (наличие незнакомой обстановки, отсутствие поддержки, неопределённость перспективы событий). Обсудить ощущения неуверенности, способы обретения уверенности. Далее таким же образом участники называют ситуации, когда они чувствуют уверенность, завершая фразу «Я чувствую себя уверенно, когда...» (знакомая обстановка, поддержка, успешный опыт действий в похожих ситуациях). Необходимо подвести участников, что уверенность приобретается с расширением опыта и знаний
Упражнение: глядя на ватман принять позу уверенного человека, пройти как уверенный человек. Кидая мяч по очереди каждому из участников, ведущий предлагает ситуации и просит их высказываться уверенно. Ситуации:
• тебе нужно попросить учительницу, чтоб она разрешила переписать тебе аконтрольную;
• тебе нужно отпроситься с урока;
• в магазине ты хочешь продавца попросить заменить товар;
• ты хочешь попросить старшего брата пустить тебя поиграть на компьютере.
Заключительная часть
Домашнее задание: попросить сознательно вести себя уверенно в ситуациях, когда уверенности не чувствуешь.
Ритуал прощания.
Занятие 5
Тема: «Стресс и острые ощущения».
Цель: развивать представления о связи стресса с неординарными переживаниями, формировать стремление выражать потребности в острых ощущениях социально-приемлемым способом.
Ход занятия
После ритуала приветствия обсуждается домашнее задание.
Упражнение «Нос-пол-потолок»: ведущий показывает на нос, пол, потолок и одновременно называет их по-другому. Например, показывает на нос, а говорит: «потолок». Участники должны делать то, что говорит ведущий, а не то, что он показывает. Ведущий ускоряет темп. Когда упражнение закончено ведущий спрашивает, менялись ли ощущения по мере ускорения темпа. Он обращает на усиливающуюся остроту ощущений.
Обсуждение понятия «Острые ощущения». В чём их привлекательность? Острые ощущения сопровождаются приливом сил, азартом, дают возможность испытать себя. Что люди делают, чтоб испытать острые ощущения? Люди, понимая свою потребность в острых ощущениях, создали культурные формы её удовлетворения: экстремальные виды спорта, творчество, путешествия и т.п. Участникам предлагается привести примеры того, как можно удовлетворить потребность в острых ощущениях, не подвергая себя риску столкнуться с негативными последствиями. Отсудить, как могут занятия спортом помочь почувствовать азарт, творчество способствовать приливу сил.
Для того, чтобы почувствовать, как творчество способствует приливу сил, ведущий предлагает выполнить упражнение «Наш город»: участники разбиваются на две подгруппы. Каждая подгруппа на листе ватмана должно построить город из подручного материала (вырезки из журналов, коробочки, ленты, краски и т.п.). Город должен иметь общее название и герб. По окончании работы подгруппы идут к друг другу в гости и обмениваются впечатлениями.
Заключительная часть
Ритуал прощания.
Занятие 6
Тема: «Стресс и конфликт».
Цель: развивать представление о житейских конфликтах, связи конфликтных ситуаций со стрессовыми переживаниями, формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов.
Оборудование: мяч, плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Компромисс.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Упражнение «Круг с закрытыми глазами»: участники собираются плотной группой в центре аудитории, по команде ведущего все закрывают глаза, и не произнося в слух ни одного» слова пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности.
Ведущий объясняет, что очень часто источником стресса является конфликт. Далее проводиться «Аукцион идей» по теме конфликт. Обобщая высказывания участников, ведущий даёт определение: «Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов». Текст определения помещается на доску или в цент круга. Далее участники обсуждают, возможно» ли полностью избежать конфликтов? Конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни, они приводят к созиданию нового взаимодействия между людьми.
Далее участники делятся на несколько групп. Каждая получает описание житейского конфликта и задание найти такое решение, чтоб оно максимально учитывало интересы сторон
1. В семье двое детей-школьников. Собираясь в школу, у них возникает конфликт, кому первые идти в ванную, никто не хочет вставать раньше, чтоб умыться первым.
2. Ты любишь слушать громкую музыку, а твой сосед предпочитает тишину возникает конфликт.
3. К концу уроков в классе становиться грязно, но никто не хочет убирать мусор, так как он лично не сорил. Как быть?
4. Перед сном ты не можешь оторваться от книжки, возникает конфликт с родителями. Что делать?
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги ведущий говорит, что большинство конфликтов можно решить путём компромисса. Даётся определение: «Компромисс это соглашение на основе взаимных уступок». Определение вывешивается на доску. Необходимо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны стремятся разрешить конфликт мирным путём. «Беспроигрышный метод решения споров»:
- выяснить как можно точнее, в чём дело, какова причина разногласий;
- найти максимальное количество вариантов решения конфликтов;
- дать оценку всем вариантами выбрать тот, который соответствует интереса всех сторон следовать достигнутым договорённостям
Далее участникам предлагаются примеры типичных конфликтов. Они пробуют решить их на основе предложенного метода.
Заключительная часть
Домашнее задание: обсудить с родителями «Беспроигрышный метод решения конфликтов» и апробировать его на практике.
Ритуал прощания.
Занятие 7
Тема: «Стресс и цейтнот».
Цель: формировать представление о причинно следственной связи между острой нехваткой времени и стрессовыми переживаниями. Развивать навыки рационального планирования собственных нагрузок с целью профилактики стресса цейтнота.
Оборудование: бланки «Моя Неделя» (Лист А4 разделён семь вертикальными линиями на равные части по дням недели и тремя горизонтальными: утро, день, вечер), цветные карандаши красного, жёлтого, зеленого цвета - по количеству участников.
Ход занятия
Ритуал приветствия, проверка домашнего задания.

Упражнение «Шестёрка»: участники встают в круг и по очереди считают. Тот, кому достаётся число 6, числа, Делящиеся на 6, или числа содержащие число 6, должен не называть его, а вместо этого хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Ведущий говорит о том, что очень часто возникают такие ситуации, когда одно дело не закончено, а нужно браться за другое. Предлагает участникам вспомнить подобные ситуации. Какие способы придуманы людьми, чтоб максимально продуктивно использовать время. Ведущий подводит участников к мысли о том, что наличие плана, графика, расписания помогает структурировать время и деятельность. В высказываниях участников подчеркнуть: режим дня, расписание уроков, план работы на четверть. Можно обсудить, чем вызвана необходимость режима дня? Удобно ли иметь расписание уроков на каждый день, почему.
На бланках «Моя рабочая неделя» участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами: красным то время, которое совпадает с большой нагрузкой, жёлтым - со средней нагрузкой, зелёным - с отдыхом и развлечениями (эта работа завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников течение недели и каждого дня. Там, где много красного цвета - опасность стресса. Как можно это избежать:
- планировать предстоящие дела;
- делать уроки заранее;
- не браться за несколько дел одновременно.
Упражнение «Вверх по радуге»: «Цвет моего настроения». «Метод восстановления силы мобилизации ресурсов»: массаж мочек ушей, надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком, массаж переносицы и области третьего глаза.
Заключительная часть
Домашнее задание: доделать начатое задание «Моя рабочая неделя», использовать массаж активных точек для мобилизации сил.
Ритуал прощания.
Занятие 8
Тема: «Эксперты по стрессу».
Цель: обобщение полученного в ходе тренинговых занятий опыта, отработка стратегий управления стрессом в типичных ситуациях.
Оборудование: листы ватмана на которых в ходе предыдущих занятий были записаны различные определения (развешиваются на стены аудитории), письма от подростков, четыре лиса А4, четыре ручки, карточки с надписью «Удостоверение эксперта по стрессу» по количеству участников.
Ход занятия
Ритуал приветствия, домашнее задание. Упражнение «Шестёрка» или «Круг с закрытыми глазами».

Игра: ведущий сообщает, что все участники работают в организации «Антистресс». Ежедневно на сайт их организации приходят письма от подростков с просьбой помочь справиться с трудными ситуациями. Далее участники делятся на несколько подгрупп, каждая из которых получает по письму. Им нужно будет придумать ответ с соответствующими рекомендациями. Перед началом работы ведущий обращает внимание участников на наглядные пособия. По окончании работы подгрупп каждая зачитывает пришедшее к ней письмо и свой ответ на него. Проводиться обсуждение предложенного решения. При необходимости вносятся дополнения. После завершения ведущий выдаёт всем участникам удостоверения «Экспертов по стрессу
Заключительная часть
Подводиться итог всем занятиям, участники высказываются, что они запомнили, и какие упражнения будут теперь использовать в ситуациях стресса. Ритуал прощания.

Литература:
1. В.Родионов, М. Ступницкая, К. Ступницкая «Прививка от стресса», Ярославль, 2006
2. М.Р. Битянова «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками», Спб., 2002
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. Пособие для студентов вузов.- М.:ТЦ Сфера. 2005.-512с.
4. Черепанова Е.М. «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку» книга для школьных психологов, М: «Академия», 1997

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия для подростков
Использование интегративных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования | Программа объединения по интересам эколого-биологического профиля для подростков
Опубликовано: 391 день назад (22 марта 2023)
Просмотров: 1982
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!