Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование интегративных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования

Опыт работы педагога дополнительного образования. Использование интегративных технологий в дополнительном образовании
Этот материал представляет собой отражение моего опыта работы, как с учащимися объединения, так и со слушателями семинаров и курсов, профессиональная деятельность которых связана с учреждениями дополнительного образования или работой с детьми и подростками.
Прежде всего, поясню, что же такое интерактивные методы и интегративные (интегральные) методы.
Интерактивные методы являются способами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются (объединяются) все ведущие функции интерактивных методов.
Сущность технологии интерактивного обучения – совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития [С.С. Кашлев].
Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного занятия, внеклассного дела, методического семинара. В то же время в подобном режиме можно проводить серию или все занятия, семинары по какой-либо учебной теме. Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимовлияния субъектов педагогического взаимодействия.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Интегративные (интегральные) методы – это методы психологии. Обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.
Различие в названиях интегрального – интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный – обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный - синтезирующий, ведущий к целостности.
Любая интегральная психотехника, в основе которой – принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью.
Интегративная (интегральная) технология–система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.
Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии – это, прежде всего, их творческая разработка, а зачастую и вдохновенная импровизация для каждого конкретного случая.
Предлагаю краткую характеристику используемым технологиям.
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством и творческой деятельности. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел и прочие материалы. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством.
Арт-технологии можно рассмотреть с нескольких точек зрения:
• с психологической – создание условий для активизации личностных изменений и психологическая поддержка человека в этих изменениях; анализ и обсуждение психологических категорий (самосознания, «Я»-концепции, целостности личности, самопознания и саморегуляции, социальных ролей, отношения к другим людям и т. д.);
• с методической – описание структуры занятий; оптимальный подбор необходимых материалов; временные ресурсы; опорные вопросы для обсуждения внутреннего плана творческой работы; практические рекомендации специалистам по использованию описанных арт-технологий;
• с педагогической (в аспекте профессиональной подготовки специалистов) – отражение собственных теоретических размышлений над проблемой формирования профессионального самосознания специалиста, передача практического опыта работы со студентами, участниками семинаров и курсов повышения квалификации; формирование и совершенствование профессионально важных умений специалистов по работе с людьми (сензитивность, рефлексия, толерантность, безоценочное принятие, открытость новому опыту и т. д.);
• с личностной – выражение моего субъективного эмоционального отношения, взглядов, ценностей, убеждений (ни в коей мере не претендующих на окончательность и абсолютность), а также восприятие, переживание и анализ опыта участников занятий в обучающем процессе.

Танцедвигательная терапия.
В нашей культуре неявно подразумевается, что танец – это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем, опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей. Когда люди, наконец, начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств. Тропой к творческому потенциалу человека.
Темы, легко исследуемые через ТДТ – контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и т.д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Проявленные в движении, в танце эти темы осознаются, вербализуются и проживаются тотальностью тела/сознания. Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным способом отреагирования и принятия социально и личностно табуированных эмоций.
Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию этой свободы и творчества в повседневной жизни.
Блок 1.
Работа с детьми.
Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; дают основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе общения с воспитанниками. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться. Содержание и стиль художественной работы предоставляют преподавателю огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений; позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения; помогает укрепить взаимоотношение.
Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств; способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками лепка работа с природным материалом, приводят к необходимости организовывать формы и цвета; развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом арт-терапии является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Суммируя эти данные исследований эффективности арт-терапии, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения занятия также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.
В контексте занятия художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам, художественные способности или специальная подготовка воспитанников не нужны для использования художественного творчества в качестве диагностического средства. Для арттерапии важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества. Руководитель поощряет воспитанников объединения выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.
Руководитель объединения обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев.
Руководитель объединения, предложивший элемент арт-терапии, не обязательно должен быть художником. Гораздо более существенны его интерес к проблемам художественного творчества, знания. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.
Очень хорошо если помещение для занятий обеспечивает место для движений и шумных игр. Это позволяет расширить диапазон технологий. Применять любые подвижные и интерактивные игры, а также упражнения из танцедвигательной терапии.
Элементы танцедвигательной терапии на занятиях с детьми применяются для:
расширение сферы сознавания ими собственного тела, его использования и возможностей, что не только повышает физическое и эмоциональное здоровье, но и служит также развлечением;
повышение самооценки путем развития более положительного образа тела;
совершенствования посредством группового опыта социальных умений и элементарных социальных навыков.

Интегративные технологии, используемые на занятии.
Интерактивные игры
Игры и упражнения для начала занятия.

Цель:
• создание условий для сплочения коллектива;
• развитие внимания, памяти;
• установление контактов на вербальном и невербальном уровне.
Упражнение-активатор " Апельсин"
Перекидывая, друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Игры и упражнения для релаксации во время занятия или в перерыве между занятиями.
Цель:
• развитие воображения;
• раскрепощение детей, снятие мышечных зажимов;
• формирование уверенности в себе, эмоциональной устойчивости.
Технология «Поменяемся местами»
Данная технология может быть использована как физкультминутка, так и в целях рефлексии состоявшегося взаимодействия. В этом случае педагог, включает формулировки вопросов оценочные суждения, предлагает поменяться местами (соответственно оценить) тем участникам, кто:
• удовлетворен состоявшейся работой;
• не удовлетворён;
• кто чему-либо научился;
• кто работал творчески, а не по шаблону;
• кто устал;
Подпрыгнете те, кто считает, что
• у него есть вопросы;
• не все понятно;
• может что-то рассказать;
Присядьте те, кому:
• было интересно;
• интересно, что будет дальше;
• трудно определить свое эмоциональное, состояние;
• хотелось бы продолжить работу и т. д.
Игры и упражнения для окончания занятия.
Цель:
• получение обратной связи от участников игры;
• развитие доверия, взаимопонимания;
• развитие самопознания, уверенности в себе;
• формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию.
Технология «Ассоциации»
Задачи реализации метода, развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности, полилога. «Твоя работа у меня ассоциируется…. В твоей работе я вижу….»
Игры на взаимодействие
Дождь в джунглях
Ведущий. Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень тепло и приятно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и всё в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.
А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру.
Анализ: как вы себя чувствуете после кого массажа? Приятно или нет, было выполнять те или иные действия? Поделись своими ощущениями и настроением.
Арт-технологии.
Цель Арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Руководитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.
Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании. Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе. Расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, Исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплоченность

Индивидуальное рисование
Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах. Оно стимулирует творчество и осознавание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
Необходимое время: 1 час.
Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или глина.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и цветных карандашей. Используйте одну – две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытаетесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
В качестве варианта испробуйте другие материалы, например краски, мел, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя. Используйте это упражнение, чтобы стимулировать воображение.
«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.
Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.
Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».
2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.
Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).
Рисование с партнёром.
Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений и конфликтов.
Необходимое время: 30 минут – 1 час.
Материалы: Бумага, цветные мелки или карандаши.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтобы руководитель имел опыт в арт-терапии.
Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.
Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.
Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Групповое рисование.
Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.
Необходимое время: 1 час.
Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.
Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в арт-терапии и групповой динамике.
Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Сознавайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.
Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине, на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в данный момент и сообщающее это настроение группе.
В процессе художественного осмысления такого внутреннего опыта воспитанники часто становятся более разговорчивыми. Большинство руководителей прямо не интерпретируют художественные символы, а помогают участникам понять их смысл, устанавливая безоценочную доверительную атмосферу в кружке, поощряя свободные ассоциации во время художественного творчества. Члены кружка должны сами использовать собственные ассоциации, связанные с их произведениями, для того чтобы лучше понять себя.

Работа с пластилином.
Области применения: для отработки любого неприятного чувства: обида, гнев, страх и т. д; в работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений; работа с собственными ресурсами.
Первый этап. Ребятам даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. В случае если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.
Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчеркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.
Использование элементов арт-технологий в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.
Пластический тренинг
(Танцедвигательная терапия.)
«Огонь лёд». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
«Насос и надувная кукла». Участники разбиваются на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно - кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время закачивания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.
«Растём» Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я, буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10 – 20 «стадий». После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти к упражнению
«Потянулись-сломались». Исходное положение – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!» Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участников на два следующих момента; 1) показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
Блок 2
Взрослые
Работая со слушателями семинаров и курсов, я поняла, что крайне важно отслеживать моменты своего личностного изменения, научиться фиксировать результаты своего движения в освоении профессии, видеть перспективу, обсуждать актуальные и значимые для себя вопросы, проблемы переживания. Во многом эти вопросы касаются своего «Я», потребности быть уверенным в себе и своей профессиональной компетентности, взаимоотношений с другими людьми, осознания огромной ответственности своего вмешательства в жизнь, во внутренний мир человека по роду своей деятельности.
В используемых арт-технологиях приоритет отдается работе с личностью специалиста. Однако эти арт-технологии позволяют создавать благоприятные условия в обучающем процессе и для отработки многих профессионально важных умений, и для усвоения научных идей и закономерностей, поскольку почва для этого подготовлена ситуацией «проживания», и для раскрытия личности преподавателя, ведущего занятия, тем самым, усиливая процесс идентификации. Предлагаемые арт-технологии позволяют создать оптимальные условия в обучающем процессе для перехода самосознания личности специалиста на более высокий уровень психического развития, мобилизации психических резервов личности и развертывания сознательной, целенаправленной деятельности по преобразованию своей духовной и профессиональной сферы.
С какими проблемами помогает справиться арт-терапия? Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как –тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации
Танцедвигательная терапия, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что и другие направления интегративной психотерапии. Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов, работает с ними на своем поле в теле и движении.
Интегративные технологии.
Интерактивные игры
Молчащее и говорящее зеркало
Это упражнение обычно очень нравится участникам группы и проходит, как правило, весело и оживленно. В молодежных группах почти все стремятся получить свое "отражение" и как можно в большем количестве "зеркал". Идея упражнения принадлежит Г. И. Марасанову. В чем же суть процедуры?
Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет "смотреть в зеркало".
Твоя задача только по отражению в "зеркале", точнее в двух "зеркалах", определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два "зеркала", разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе "зеркало" – говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим "зеркалом".
После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает "зеркалам" более подробную инструкцию:
"Зеркала" встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение "зеркалами" происходит по очереди. Сначала работает молчащее "зеркало". Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит одну – только одну! – фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее "зеркало" и так далее. Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее.
Для "зеркал" есть определенные условия. Молчащее "зеркало" фактически не ограничивается в способах "отражения" человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
Такое предупреждение необходимо делать в тех случаях, когда упражнение применяется на начальных этапах работы – особенно в подростковой или юношеской группе. Тинэйджеры зачастую не щадят друг друга и утрированно указывают на физические недостатки других, что может привести к болезненным реакциям и неконструктивным конфликтам. Впрочем, следует оговориться, что ведущий может осознанно пойти на это с целью спровоцировать обсуждение подростками своем физического Я. Но это иная песня, и смысл упражнения тоже изменится.
На говорящее же "зеркало" накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе. Начинаем!
Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока, а тот получает право поменять и "зеркала". Раскусившие смысл игры участники часто даже конкурируют за право стать основным игроком и проверить свою способность понимать сообщения "зеркал". Трех – четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует отрефлексировать прошедшую игру. Можно обсудить такие вопросы:
Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных "отражений", чтобы определить, кто находится за его спиной?
В чем секрет такой прозорливости?
Кто из участников группы оказался самым талантливым "зеркалом"? Что ему в этом помогло?
Кто из участников удивлен тем, как был отражен "зеркалами"?
Что вы почувствовали, когда увидели свое "отражение"?
Богатство возникающих в результате этого упражнения обратных связей трудно переоценить. Даже то, что не стало по каким-то причинам материалом для обсуждения в группе, остается для участника своеобразной "волшебной фотографией", какую не сделать ни одним "кодаком". Ведь фотоаппарат фиксирует "объективный" образ человека, а такие вот "зеркала" дарят субъективный портрет, который невозможно получить никакими приборами.

Арт-технологии.
Коллаж
Само слово «коллаж» происходит от французского collage – наклеивание. В настоящее время техника коллажа активно используется в творческой деятельности. На бумажную или текстильную основу наклеиваются картинки, детали на определенную тему. Кроме того, коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.
Предпочтение технике коллажа в работе потому, что у многих слушателей очень силен стереотип «Я не умею рисовать». Техника коллажа позволяет любому получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность. Она экономична по времени и материалам (что немаловажно для обучающего процесса). Изготавливать коллажи можно индивидуально или группой. Для индивидуальной работы, как правило, дается тридцать – сорок минут, на изготовление коллективного коллажа около часа. При этом последовательность вначале индивидуальный и только потом группой всегда сохраняется. Для индивидуальной работы можно использовать бумагу формата А-4. Для коллективной – один или два склеенных листа формата А-3. Четыре-пять человек вполне «уместятся» на одном листе ватмана, а шесть-восемь человек будут чувствовать себя свободнее на двух листах. Конечно, можно предоставить самим участникам группы решать проблему выбора формата бумаги для будущего коллажа, но, задавая определенный формат бумаги, тем самым обеспечиваю равенство возможностей для каждого, что на начальном этапе работы, когда неуверенность и тревожность участников высока, кажется мне крайне важным.
Материалы для изготовления коллажа: бумага для основы формата А-4, А-3, А-1 (для коллективной работы) обои, ножницы, клей, разнообразные материалы в, зависимости от темы.
В отличие от рисунка, коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные элементы могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т. д.. Главное в коллаже отнюдь не аккуратность, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы.
Коллаж – своеобразное приглашение к разговору. На какие же темы можно говорить посредством коллажа? Практически на любые. Главное – сформулировать тему так, чтобы она затрагивала участников, давала простор фантазии, выявляла различные взгляды и мнения, но вместе с тем не актуализировала бы глубинные личные переживания.
Когда говорят о своем коллаже, то есть о своих взглядах и своем опыте в, то есть возможность настроить слушателей на более глубокий уровень понимания этого метода и сразу скорректировать ожидания (по крайней мере, в отношении «легкости» и «приятности»).
Можно ли утверждать, что во внешкольные учреждения идут люди с весьма определенными личностными особенностями, мотивами и ценностными ориентациями? С какими именно?
Участники получают возможность обсуждать то, что давно накопилось, что где-то в глубине души уже было прочувствовано и обдумано, что каждый уже замечал за собой и своими коллегами, и как важно было понять что-то про себя и принять в себе это.
Работа над коллективным коллажом, помимо вышеперечисленных особенностей, предполагает также специфику групповой деятельности. Каждая группа выходит на обсуждение темы, распределение функций (кто-то выбирает материал и делает наброски; кто-то определяет расположение образов на бумаге и т. д.), возникают острые столкновения мнений в случае неоднозначных многоплановых образов, но все же группа приходит к окончательному решению (далеко не всегда единогласному).
В групповой работе (в зависимости от общего числа слушателей) принимают участие две – три группы (по четыре – восемь человек). Тема дается общая для всех. При обсуждении от каждой группы один представитель рассказывает, как у них шел творческий процесс, какие идеи и с помощью каких художественных приемов были воплощены в коллаже. Другие члены работавшей группы могут дополнять, уточнять, иллюстрировать сказанное. Постепенно в разговор включаются практически все. Кроме содержания, как правило, обсуждается, чем коллективное изготовление коллажа отличается от индивидуального. В коллективной работе появляется необходимость организации работы группы (следовательно, должен быть лидер), выявление круга мнений участников, принятие решения относительно содержания и функциональной организации творческой деятельности, контроль за временем и результатом. Также коллективная работа позволяет каждому участнику группы проявить степень своей заинтересованности и активности в работе. Я прошу каждого дать обратную связь: оценить по десятибалльной шкале (показав на пальцах), во-первых, степень своей удовлетворенности результатом, во-вторых, степень своей активности в творческом процессе. Увидев результат, говорим о тех, кто очень активен в работе (иногда настолько, что своей активностью не дает возможности другим проявить активность); о тех, кто, видя, что есть кому выполнять задание, тихо самоустраняется, предпочитая читать журналы; о тех, кто до хрипоты отстаивает свое мнение, не слыша мнения другого, и о тех, кому не хватило решимости и настойчивости отстоять свое мнение.
Подводя итоги работы, участники с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проявляет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека. Таким образом, техника коллажа может с успехом использоваться в психологической работе с личностью и группой, с самыми разными участниками и предполагает неограниченное множество тем.

Резюмируя преимущества и возможности техники коллажа, можно сказать, что она:
• доступна каждому;
• может обеспечивать равенство возможностей для каждого;
• экономична по временным и материальным затратам;
• допускает индивидуальную и групповую форму работы;
• является дополнительным психодиагностическим средством;
• дает возможность подобрать тему в зависимости от состава, направленности и актуального состояния участников, а также целей и задач психологической работы;
• повышает самооценку, расширяет творческие возможности, развивает умение имеющимися средствами выражать свои чувства и мысли;
• позволяет проявить оригинальность и уникальность личности участника;
• может использоваться многократно при условии варьирования тем и используемых материалов (бумага, текстиль и т. д.).

Танцедвигательная терапия
Можно ли сказать заранее – что даст именно вам курс танцедвигательной терапии? Нет. Так как сам танец является загадкой, а вы сами величайшей загадкой. Для того чтобы только нащупать потенциальные возможности, заложенные в вас, можно обратиться к астрологии или гаданию. Но танцедвигательная терапия это не гадание, это приключение и прыжок в неизвестность.
В неизвестность, понять и постичь которую поможет Танец ощущений как метод оценок, основанных на вашей собственной сенсорике, а не навязанных вам учителем или системой.
Познавая себя в танце можно открыть для себя мудрость бытия и, выражая себя в движении, создавать хореографию своей жизни.
Неправильный угол зрения
Никакой мистики. Проделаем простое упражнение.
1. Встаньте, затем опустите взгляд и походите по комнате несколько минут, отмечая про себя, что происходит в теле. Встряхнитесь, выходя из состояния, сделайте несколько глубоких вдохов.
2. Встаньте, распрямитесь, поднимите голову, не задирайте ее очень сильно, просто поднимите слегка подбородок, взгляд прямо и чуть вверх. Походите несколько минут по комнате, отслеживая состояние.
Снова остановитесь, встряхнитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. И повторите оба упражнения.
Если все проделано правильно, вы наверняка заметили, что опущенный взгляд вскоре заставляет опуститься и голову, шея при этом напрягается, походка становится более тяжелая, состояние минорное.
Взгляд вверх дает возможность видеть простор перед собой, спина распрямляется, дыхание свободное, походка становится легкой, ноги как будто ничего не весят. Настроение мажорное, веселости или тихой радости.
Воспользуйтесь этой техникой на улице, работе, общаясь с друзьями. Вы заметите, что когда вы идете с поднятым взглядом, привычная дорога как будто сделалась короче, краски более яркими и живыми, а ранее скучный и безрадостный мир наполнился новой энергетикой и смыслом.
Животные
Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, сознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.
Эволюция
Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Ведущий предлагает 6 позиций: 1 – амёба, 2 – рыба, 3 –лягушка, 4 – птица, 5 – обезьяна,6 – человек. Они следуют строго друг за другом. Начинать следует с амёбы. При встрече без слов только жесты и звуки происходит обмен игрой «Камень, ножницы, бумага». Тот, кто выиграл, эволюционирует на следующую ступень, снова ищет партнера и снова играет. В конце игры должно остаться 5 «непроэволюционированных особей» остальные люди. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой. Ведущему стоит поблагодарить пятерых оставшихся, так как если бы не они, не было бы разнообразия.
Литература
1. Абрамова ГС. Введение в психологическое консультирование – Москва, 2000.
2. Арт-терапия / Сост. и общая редакция. А.И. Копытина. – СПб.: Питер., 2001,– 320 с.: ил. – ( серия «Хрестоматия по психологии»)
3. Битянова М. Планирование психологической Деятельности – М.: Педагогика, 1989.
4. Большаков В.10. Психотренинг. СПб., 1996.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с: ил.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.
7. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.
8. Диагностика в арт-терапии: метод «Мандала» /Под ред. А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2009, – 2-е изд., испр. – 144с.: ил.
9. Арт-терапия / Сост. и общая редакция. А.И. Копытина. – СПб.: Питер., 2001,– 320 с.: ил. – ( серия «Хрестоматия по психологии»)
10. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения/ С.С.Кашлев – МН.: Белорусский верасень, 2005. -196 с.
11. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002.
12. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005.
13. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
14. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: Академический проект, 1999. – 240 с.
15. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.
16. Малкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога. /Малкина-Пых И.Г.- М.: Эксмо, 2008. 848.
17. Методы современной психотерапии. Уч. пособие/Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова, Москва, 2001.
18. Осипова А. А. Общая психокоррекция – Москва, 2001.
19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми уч. пособие/под ред. Дубровиной ИВ – Москва, 1999.
20. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. – Ярославль, 1994
21. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004
22. Ялом И. Групповая психотерапия: Теория и практика / Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007. - 576 с.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Сценарий гулянья на летнее солнцестояние | Тренинговые занятия с подростками на стрессоустойчивость
Опубликовано: 1199 дней назад (10 августа 2021)
Просмотров: 1671
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!