Дидактическая игра по изодеятельности в подготовительной группе
Конспект НОД по изодеятельности с использованием компьютерной дидактической игры "Цветная прогулка" в формате powerpoint
Пояснительная записка
Использование компьютера в жизни ребенка оказывает существенное влияние на различные стороны его развития. Естественная среда развития ребенка - это игра. Детей не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием. Для дошкольника игра является ведущей деятельностью, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. Правильно подобранные задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Все это можно реализовать с помощью цифрового образовательного ресурса.
Актуальность использования цифрового образовательного ресурса:
Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.
Лев Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку, гонит автомобиль по коридору квартиры, или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещая действительность в игре.
В случае с компьютером его мечта об обладании и управлении вещью из мира взрослых легко сбывается. Дети, допущенные к компьютеру с яркой увлекательной программой, получают как бы эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. К тому же, при успешном выполнении ребенком какого либо задания с использованием компьютерной техники, резко повышается его самооценка, ведь он справился, смог сделать что-то совсем как взрослый. Так у ребенка появляется желание освоить компьютер, рождается мотивационная готовность к вхождению в виртуальный мир, которая по мере взросления малыша усиливается.
Анализ программного обеспечения, рекомендуемого детям дошкольного возраста показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.
Обучающие игры - это игровые программы дидактического, «закрытого» типа в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого - и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
В результате использования цифрового образовательного ресурса дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этим заданиям вновь. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как речевое развитие, познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Созданная мной игра с использованием цифрового образовательного ресурса предназначена для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, эмоционального и нравственного развития у детей дошкольного возраста.
Данный материал может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, учителями ИЗО младших классов при работе с детьми и их родителями как индивидуально, так и в микрогруппе.
Цель: закрепление знаний оттенков цветов, через игровые действия, используя цифровой образовательный ресурс. Задачи:
• способствовать процессу познания и запоминания, увеличению уровня познавательных возможностей;
• развитие познавательной активности;
• создать доверительную атмосферу;
• установить тесный эмоциональный контакт родителя с ребенком;
• уточнить и расширить представление детей в области изобразительного искусства;
• пополнить словарный запас;
• развивать воображение, любознательность, память, внимание и мышление;
• развивать общую и мелкую моторику.
Планируемые результаты: знает названия цветовых оттенков, понимает "опредмеченные" названия цвета (например: лимонный, шоколадный, персиковый и т.д.), знают какие оттенки относятся к "теплым" и "холодным" цветам, запомнил "порядок цветов в радуге".
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие» развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. «Познавательное развитие» развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных интересов, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. «Речевое развитие» владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие фонематического слуха. «Художественно - эстетическое развитие» реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной). «Физическое развитие» развитие крупной и мелкой моторики.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, игра. Методические рекомендации по работе с презентацией.
Методические рекомендации:
1. Заранее объяснить детям правила игры и принцип работы.
2. При затруднении в решении игровых заданий, ребенку оказывается помощь в их преодолении.
3. Нельзя навязывать ребенку темп игры. При необходимости, давать больше времени на обдумывание и осмысление задачи поставленной игрой.
4. Проведение НОД на закрепление знаний с использованием компьютерных игр должна предшествовать НОД, направленная на ознакомление с новым материалом по этой теме.
5. Для выполнения задания желающие подходят к ноутбуку и проходят один этап-задание, остальные смотрят и проверяют.
6. Игру можно выложить на персональный сайт или в облако OneDrive, а родителям дать ссылку для скачивания игры и использования дома.
Игра создана в программе POWERPNT и не требует никаких специальных навыков в области использования ИКТ. Просто внимательно прочитать задание ребенку и показать, как выбрать изображение при помощи клика левой кнопки мыши. Для перехода на соседний слайд воспользуйтесь кнопками – стрелочками внизу слайда.
Хорошо, если дети уже знакомы с самим понятием цветовых оттенков и их названиями, понимают "опредмеченные" названия цвета (например: лимонный, шоколадный, персиковый и т.д.), знают какие оттенки относятся к "теплым" и "холодным" цветам, запомнили "порядок цветов в радуге". Но можно изучать все в процессе, давая детям комментарии по ходу демонстрации. Итак, выбираем показ демонстрации - с начала (т.е. во весь экран, иначе работать не будет).
Сама игра начинается со слайда 2.
Не спешите, дайте начаться музыкальному сопровождению на втором слайде, которое будет поддерживать веселое настроение в течение всей игры. Если оно мешает объяснению, просто уберите звук на компьютере.
Можно начать игру со вступления примерно так: Жил-был ежик. Однажды, вылез он из своей норки и улыбнулся. Как вокруг красиво. Лето! Все вокруг цветет и благоухает. Буйство красок! Решил ежик отправиться на прогулку. Слайд 3. Шел ежик по дорожке и увидел яблоню.
Хочет яблочки собрать, а достать не может. Помоги ему.
ЗАДАНИЕ. Собери зеленые яблоки в корзинку. Слайд 4. Играем. Кликаем (щелчок левой кнопкой) мышкой по зеленым яблокам. При неверном выборе яблоки вертятся и не падают в корзинку. Когда все яблоки собраны, переходим на следующий слайд. Слайд 5. Получаем подарок! И жмем на правую стрелочку. Слайд 6. Пошел ежик дальше. Вышел на большое и поле, все в цветах.
Захотел собрать красивый букет. Помоги ему.
ЗАДАНИЕ. Собери цветы красного оттенка. Слайд 7. Также кликаем по цветам красного оттенка. Иногда требуется кликнуть по цветку пару раз. При неверном выборе цветы увеличиваются в размере, как бы говоря "смотри внимательнее". Слайд 8. Ура, радуемся. Слайд 9. Пошел ежик дальше. И путь ему преградила река.
Никак не перейти.
ЗАДАНИЕ. Помоги ежику перебраться через речку.
Выбери цвета "теплого" оттенка. Слайд 10. Последовательно, сверху вниз просматриваем палитру цветов и кликаем по "теплым" цветам. При правильном выборе появляются бревнышки мостика. Если не хватает бревнышка, значит, где-то пропущен цвет. Слайд 11. Перешел ежик речку и посмотрел в воду и увидел рыбок.
Много их, никак сосчитать не может. Помоги ему.
ЗАДАНИЕ. Сосчитай всех желтых рыбок и нажми цифру ответа. Слайд 12. (правильный ответ 5) Слайд 13. Все рады, даже лягушка. Слайд 14. Пошел ежик дальше. Вдруг увидел в небе радугу.
Только хотел ее рассмотреть, а она исчезла.
Помоги ему. Вспомни порядок цветов радуги.
Не спеши, после каждого цвета, нажимай на стрелку вправо. Слайд 15. Выбери цвет первой полоски радуги. Потом стрелка вправо. Слайд 16. Выбери цвет второй полоски радуги. Потом стрелка вправо. Слайд 17. Выбери цвет третьей полоски радуги. Потом стрелка вправо. Слайд 18. Выбери цвет четвертой полоски радуги. Потом стрелка вправо. Слайд 19. Выбери цвет пятой полоски радуги. Потом стрелка вправо. Слайд 20. Выбери цвет шестой полоски радуги. Потом стрелка вправо. Слайд 21. Выбери цвет седьмой полоски радуги. Потом стрелка вправо. Слайд 22. Любуемся радугой вместе! Слайд 23. Пошел ежик дальше и забрел в густой лес.
Кто-то поджег в лесу сухую траву. Испугался ежик. Нужен дождь.
Помоги ему, выполни задание.
ЗАДАНИЕ. Выбери все капельки холодного оттенка. Слайд 24. Выбираем капли "холодного оттенка" – огонь "затухает". Слайд 25. Поощрение! Слайд 26. Шел ежик, шел и увидел мольберт на полянке, а на нем картинка не раскрашенная. Помоги раскрасить ее. Слайд 27. ЗАДАНИЕ. Выбери шоколадный цвет, нажми стрелку. Слайд 28. ЗАДАНИЕ. Выбери оранжевый цвет, нажми стрелку. Слайд 29. ЗАДАНИЕ. Выбери кремовый цвет, нажми стрелку. Слайд 30. ЗАДАНИЕ. Выбери светло-бежевый цвет, нажми стрелку Слайд 31. ЗАДАНИЕ. Выбери бледно-желтый цвет, нажми стрелку. Слайд 32. ЗАДАНИЕ. Выбери салатовый цвет, нажми стрелку Слайд 33. ЗАДАНИЕ. Выбери оливковый цвет, нажми стрелку. Слайд 34. ЗАДАНИЕ. Выбери сиреневый цвет, нажми стрелку. Слайд 35. ЗАДАНИЕ. Выбери травяной цвет, нажми стрелку. Слайд 36. ЗАДАНИЕ. Выбери изумрудный цвет, нажми стрелку. Слайд 37. ЗАДАНИЕ. Выбери брусничный цвет, нажми стрелку. Слайд 38. ЗАДАНИЕ. Выбери алый цвет, нажми стрелку. Слайд 39. ЗАДАНИЕ. Выбери лазурный цвет, нажми стрелку. Слайд 40. Результат. Слайд 41. Конец прогулки! Ежик отправился домой!
Источники:
• Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
• Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду. Информатика и образование. 2003.- №4.- С.89-95; №5.- С.83-89
• Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе Плужникова Л. Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
• Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.