Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект "Взаимодействие родителей и ДОУ"

Проект в ДОУ на тему "Открытость и доступность - как главные факторы построения эффективного сотрудничества"
Актуальность:
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и новым федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Поэтому одна из основных задач педагога на сегодня — это вовлечение родителей в конкретные дела, занятия, проекты развивающихся в группах.
Проблемы:
- Во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.
- Во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, открытости что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Основная идея проекта:
создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ различных формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.( совместные мероприятия, мастер-классы, дни открытых дверей, круглые столы, информационные стенды и т.д.)
Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Участники реализации проекта:
- воспитатель группы (разработчик проекта) – организует и координирует работу по проекту,
- педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях.

Гипотеза: Использование в совместной инновационной работе с родителями, при воспитании детей, принципов открытости и доступности позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:
Цель: активизация родительского сообщества, информирование родителей и создание положительного эмоционального настроя.
Задачи:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- помочь родителям разобраться в вопросах семейного воспитания;
- заинтересовать родителей совместными занятиями со своими детьми;
- привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом, показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями;
- способствовать тесному общению родителей друг с другом, что способствует поддержке реализации совместных проектов детей и взрослых;
-поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Предполагаемый результат.
Активизации родительского сообщества, информирование родителей и создание положительного эмоционального настроя будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи (стенды, папки -передвижки, буклеты и т.д);
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с воспитателем и педагогам группы, а также участию в образовательном процессе;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей ;
- открытости и доступности деятельности ДОУ и группы для родителей и общественности.
- вовлечение большего количества семей воспитанников в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии оценки эффективности реализации проекта

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
- изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ;
-осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
- положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Сроки реализации проекта – 1 год
Реализации проекта
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития педагоги нашего детского сада наметили работу в четырех направлениях:
1. Познавательное направление;
2. Информационно-аналитическое направление;
3. Наглядно-информационное направление;
4. Досуговое направление.
Работа с родителями начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В начале года проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- Проектная деятельность
- Проведение мастер-класс
- Выставка семейных реликвий
- Акции
- Сайт ДОО
- Группы в Контакте, которые создают либо педагоги, либо родители
- Фотогазеты из жизни группы
Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- Это учет индивидуальности ребенка;
- Это укрепление внутрисемейных связей;
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Все выше сказанное отражено в раскрытии направлений нашей работы с семьей.
Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению проведены:
- анкетирование
- тестирование
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно педагогической работы с родителями, для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.
Познавательное направление
Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
• общие, групповые собрания (стараемся на родительских собраниях отходить от отчетов и поучающих бесед, педагоги проводят собрания в форме круга приветствия, дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Используют видеозаписи, слайд-шоу деятельности детей, фрагменты занятий, выступление детей (пение, танцы, театр, мастер-класс – процент посещения собраний повышается);
• консультации и индивидуальные беседы;
• выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
• День открытых дверей. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей,но и принимать участие наравне с детьми, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
• совместное создание предметно развивающей среды
• совместное создание лепбуков на разные темы
• проектная деятельность (совместные проекты: педагог – родитель – дети, родитель – дети)

Наглядно-информационное направление
Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- Родительский уголок, включающий различную информацию.
- Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.( Стенды: «Письмо родителям», «Семья недели», «Добрые дела наших родителей» , «Модель трёх вопросов», «Вот ка мы живём»)
- Нормативные документы
- Объявления и рекламы
- Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)
- Папка передвижка.
- тематические стенды: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребёнка»
- выпуск газеты «Моя семья, какая она?»; «Планета Земля – наш дом» и т.д.
- фотоколажи на сайте ВК и детского сада: « «По дороге знаний по ПДД»,«Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «Наши меньшие друзья», «В кругу семьи».
- детский сад имеет свой сайт. На сайте родители могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Досуговое направление
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям расширить, оптимизировать свой опыт взаимодействия с ребенком, а также включиться в во взаимодействие с педагогами и другими родителями.
По данному направлению провели совместные мероприятия:
- праздники, совместные досуги наиболее полно раскрывают возможности для сотрудничества. Проведение спортивных праздников: «Будем в армии служить», «Мама, папа, я – спортивная семья» сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.
- акции; в ходе акций «Наш огород», «Веселая горка», «Очистим территорию от снега», «Украсим сказочными героями цветники» родители получили возможность оказать помощь в благоустройстве территории и игрового участка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Акции ««Смастерим кормушку вместе с папой» предоставляют возможность родителям как участникам показать личный пример ребёнку положительного отношения. В ходе акции «Внимание, дорога», цель которой было напомнить родителя о необходимости соблюдения правил дорожного движения, родителям вручили буклеты; «Начните утро с зарядки» цель которой была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
- участие родителей в конкурсах, выставках. Выставки семейного творчества «Дары осени», «Елочная игрушка», «Весенний букет» (поделки из природного материала), фотовыставки «Я и мои друзья», «Осенние радости», «Зимние чудеса», «В весеннем лесу» сближают родителей и детей, носят не просто «развлекательный» характер, но и способствуют педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
- участие родителей в совместной игровой деятельности (где родители принимают активное участи и ненадолго становятся «детьми»).
- мастер-класс включает в себя практическую часть: «Попробовать. Научиться чему-нибудь» в заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Таким образом, использование современных форм работы с семьями воспитанников группы даёт положительные результаты:
- родители вовлекаются в образовательную деятельность ДОО и группы,
- повышается уровень психолого – педагогических знаний родителей,
- оптимизируются детско – родительские отношения,
- дети получают огромное удовольствие от совместной деятельности с родителями в детском саду,
- родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями
Приложение 1
Как активизировать участие родителей?
• Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
• Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.
• Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.
• Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
• Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
• Поощряйте посещаемость родительских собраний.
• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Приложение 2
Анкета для родителей
Просим Вас ответить, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет» и записать ответ в соответствующей графе.
1. Проводится ли в вашей группе вовлечение родителей в образовательный процесс?
2. Используете ли Вы с родителями традиционные формы работы?
3. Используете ли Вы с родителями нетрадиционные формы работы? Какие? (перечислите)____________
4. Используете ли Вы средства ИКТ в работе с родителями?
5. На прошедших родительских собраниях Вы применяли игровые приемы и ситуации из педагогического совета № 3?
6. Как педагог дошкольной организации, какие методы привлечения родителей в образовательный процесс вы применяете в своей работе? (использовали в своей работе?)
(перечислите)________________________________
7. Готовы ли вы открыто поделиться с педагогами как положительным, так и отрицательным опытом работы с родителями по включению их в образовательный процесс?

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Проект в старшей и подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Счёт в пределах 9
Опубликовано: 412 дня назад (19 сентября 2023)
Просмотров: 478
Рубрика: Проекты в ДОУ
+1
Голосов: 1
Ирина Викторовна Трубинова # 19 сентября 2023 в 14:25 0
Спасибо большое за интересный содержательный проект. Видно, что Вы ведёте активную работу с родителями, привлекаете их к работе в группе. Только совместно с родителями мы сможем положительно повлиять на подрастающее поколение. Удачи Вам в Вашем нелёгком труде. Знаю из собственного опыта, что сложнее всего организовать работу с родителями. Если у Вас это получается, то это просто отлично.