Методический доклад "Основные методы работы с детским фольклорным коллективом"
Содержание методического доклада
1. Фольклорный ансамбль;
2. Детский фольклор;
3. Народная манера пения;
4. Основные принципы обучения;
5. Список используемой литературы.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Фольклорный ансамбль – синтезированное искусство включающее в себя: песню, танец, хоровод, народную игру, инструментальную музыку, пантомиму, декламацию. Направлено на развитие творчества, музыкальных способностей, образовательного уровня детей.
По народной традиции певцы действуют в песне. Они – не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне. И движение, и жест непосредственно вытекают из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении, импровизируются.
Использование с первых занятий простейших движений при исполнении игровых и плясовых песен является началом формирования творческих умений, способностей, которые развиваются при выполнении следующих заданий: сочинение текста на заданные ритмы, варьирование мелодии, импровизация движений под музыку.
Создание ансамбля требует от преподавателя знаний народного творчества, богатств его жанров и региональных особенностей, умения сделать тщательный анализ песенного материала, прослушивание и изучение записей народных песен, поиску средств и методов освоения активного репертуара.
Обязательно нужно помнить о бережном отношении к песне. В последнее время многие песни «перекраиваются», меняется ритм, музыкальная интонация, диалект, в конечном счете и смысл. Поэтому одна из самых трудных художественных проблем в исполнительской практике – поиски эффективных средств и методов перенесения народной песни из бытовых условий на сцену с минимальными потерями.
Детский фольклор – особая система ценностей. К нему относятся колыбельные песни, потешки, детские колядки, щедровки, считалки, заклички и тд. Большая часть из них, в связи с разрушением семейного уклада, ныне забыта.
Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности. Отбор произведений всегда был и остается острой практической проблемой. Выбор репертуара – процесс творческий, требующий знаний законов восприятия и умения моделировать сочетание песен различных жанров. Руководитель также должен знать закономерность вокально-певческого развития ученика и уметь предугадать динамику этого развития.
Подбирая музыкальный материал, надо учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость, поющих резко повышается, если разучивание песни слишком сложны, не продумана методика ведения занятия.
Репетиционную работу следует сочетать с концертами. Участие в концерте выявляет все возможности коллектива, демонстрируют его сплоченность, музыкальность, сценичность, эмоциональность. К тому же концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Участникам ансамбля должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их совместный труд слушатели.
К каждому концертному выступлению ансамбль готовится специально. Проводятся репетиции, завершает их генеральная репетиция, на которой устраивается прогон программы, отрабатываются мизансцены, вход, выход, ведение программы.
Иногда концерт можно сопровождать рассказом об исполняемых песнях, о самом коллективе. Разговор с аудиторией облегчает контакт со слушателями, способствует восприятию услышанного. Беседа не должна быть длинной, утомительной, её цель – пропаганда народной песни. Вести беседу может сам руководитель, ему помогают дети-ведущие.
Проводить концерты следует не слишком часто, но и не очень редко. Первое обстоятельство стирает свежесть впечатлений, превращая концерт в будничное дело, второе – расхолаживает коллектив.
Полезно записывать выступления ансамбля и даже создавать специальную фонотеку, по которой можно будет судить о творческом росте фольклорного ансамбля.
Народное пение – самый демократический жанр хорового искусства. Участие в нем доступно многим, особенно детям, т.к. основано оно на естественном звучании голоса и не только не противоречит природе голоса ребенка, но и развивает её.
Что касается народной манеры пения – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов, которые складываются на основе местных, историко-культурных и художественных традиций. Иначе говоря, народная музыка связана с певческим стилем той или иной области. Это сочетание диалекта, особенностей музыкального языка песен и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. От того народная манера пения имеет относительно традиционную устойчивость. (Н. Калугина)
В последнее время отношение к народной музыке, песне меняется под воздействием жизни. Взаимодействие с профессиональной музыкой значительно меняет как стилистический язык, так и форму исполнения народной песни.
В работе с фольклорным ансамблем следует придерживаться традиционной манеры исполнения, в репертуар включать народные песни разных областей России, но основу должен составлять местный песенно-танцевальный фольклор.
Манера народного пения возникла из живой человеческой речи. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжение, скаты, форшлаги, красочная игра словом. Поэтому следует сохранять образную народную речь при обучении пению, основные особенности местного говора, характерную фонетическую окраску, его манеру звукообразования, на которую влияет музыкальный склад песни.
Следует заниматься глубоким изучением этих особенностей. Вместе с тем к народно-бытовому пению нужно относиться критически и не копировать его недостатки (сиплое, резкое звучание, гортанный звук, заунывность, монотонность). Таким образом,
главным методическим приемом, принципом в обучении народному пению является разговорная манера пения, тоесть установка «петь, как говоришь», при этом стремиться сохранять и передавать различные смысловые интонации, которыми так насыщена человеческая речь. Отсюда вытекает первая методическая установка: артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается тем же, что и в разговорной речи. Во время пения необходимо сохранять разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Чтобы это получилось, следует выполнять упражнения:
•
проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;
• проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти.
• проговаривать фразы нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова;
• петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.
В народном пении следует работать над близким посылом звука, но при этом необходимо помнить о высокой позиции звука. Достигается близкий посыл звука при помощи языка: кончик языка «ложечкой» упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, при этом создается микро-резонатор, благодаря которому голос звучит близко и ярко. Как и в разговорной речи, в пении резонируют не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта - твердое нёбо и зубы, грудные резонаторы.
Еще одна важная особенность народного пения – огласовка согласных /об/ы/манула, цветёт/ы/. Важно научить, не выпячивать вставную гласную. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе. Спеть – значит произнести слова ясно и выразительно, так же отчетливо, как и в разговорной речи. Иными словами, певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи.
В народном вокале исключается «вливание» одной гласной или одного слога в другой. Разговорность создается пением как бы говорком с определённостью и отчетливостью каждого слова ради выразительности слова и песни в целом» (Н. Калугина). Над словом надо работать не формально, а вникая в его интонационную выразительность. Народная песня не терпит душевной фальши.
Причины плохой дикции связаны с вялой работой артикуляционного аппарата: малоподвижность языка, зажатость нижней челюсти, вялость губ, скованность мышц шеи и лица. Для преодоления этих недостатков следует выбирать определенные упражнения (для раскрепощения нижней челюсти – упражнения на слоги БА, МА, ДА, на преодоление вялости и малоподвижности языка – упражнение на слог ЛЯ ). Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Учить правильному дыханию нужно с первых занятий. Прежде всего, следует понять технику пользования дыханием: «бесшумный короткий вдох, опора дыхания, спокойное постепенное его расходование. Главное – сознательно относится к дыханию, практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха, систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях».
Работая с фольклорным ансамблем, необходимо помнить, что это коллектив с единой манерой звукообразования, которая подразумевает единую тембровую окрашенность, единую манеру произношения гласных звуков, близкий посыл звука.
Для достижения положительных результатов в певческом воспитании необходима не только вокально-хоровая работа, но и работа по развитию слуха мелодического и гармонического. Работу следует вести на хоровой основе, в тесной взаимосвязи с хоровыми занятиями (использовать методические пособия для детского начального образования). К тому же народные песни сами являются благодатным материалом для работы над вокально-хоровыми навыками. Каждый подголосок в них имеет яркую запоминающуюся мелодию, небольшой диапазон, многие народные песни используются без сопровождения, что способствует развитию слуха. Большое внимание следует уделять развитию чувства ритма, учитывая то, что народ. Песня исполняется без дирижера. Плясовые, хороводные, игровые, – основаны на движении. Четкое ощущение ритма можно вырабатывать различными путями: прохлопывать ритмический рисунок какой-либо музыкальной фразы, начиная с простейших песенных мелодий из репертуара ансамбля и переходя, к более сложным, петь гаммы, ритмически варьируя, использовать распевание с активным ритмическим началом.
Пение в фольклорном ансамбле подразумевает не только коллективное творчество, импровизацию, но и органичное слияние индивидуальностей, умение подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других участников.
Поэтому руководитель должен постоянно обращать внимание не только на унисон ансамбля, но и следить за динамическим (слитность голосов по силе звучания), ритмическим (особенно в плясовых песнях, протяжных со сложным ритмом, огласовкой), темповым (единство темпового исполнения), тембровым, дикционным ансамблем.
Хороший способ работы над всеми видами ансамбля – исполнение на стаккато.
Развивая голос и навыки народно-хорового исполнения на основе разговорной манеры, руководитель должен хорошо знать строение певческого аппарата и физиологию певческого процесса, который в основе своей протекает у всех детей одинаково. В основе техники дыхания и звукообразования, дикции лежат единые для всех принципы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
1.Развивать голос следует исходя из примарных тонов, совершенствовать звучание наиболее естественных звуков, постепенно расширяя диапазон до чистой 8. Народные песни благодаря мелодичности и удобству диапазона составляют благоприятную почву для естественного развития детских голосов;
2. Работать в определенном диапазоне.
3. Использовать мелодичный материал, особенно на начальных этапах обучения.
4. Не усложнять мелодический материал, не увеличивать диапазон, при этом постепенно повышать требования, осознанность.
5. Добиваться оптимизации тембра, достижения наилучшего тембра.
6. Многократно отрабатывать основные качества звучания (близкий посыл звука, звонкость, певучесть звука, компактность звучания) совершенствовать их и закреплять в повторении. Работа эта не завершится никогда.
7. К работе над качеством звука подходить через эмоцию, что особенно важно в работе с детьми. На первых этапах работы, используя не столько методические принципы, сколько формировать звук с помощью эмоционально-художественных представлений.
8. Постоянно использовать связь речевого стереотипа и певческого.
9. Поощрять сильные стороны, не слишком акцентируя внимание на недостатках.
10.Проводить индивидуальную работу (развитие индивидуальных задатков и работа над недостатками).
11. Приобщать к самостоятельной работе (декламация слов песни, скороговорки на примарных тонах, правильное открытие рта)
12. Корректировать вокальный слух (приучать слушать себя).
13. Связывать обучение и сценические выступления.
14. Постоянно рассказывать о песнях, обрядах, традициях, истории.
15. Работать постепенно без торопливости, не допускать форсирования звучания.
16. Среди всех певческих навыков особое внимание уделять звукообразованию: петь естественным, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Для отработки певческих навыков использовать не только певческий репертуар, но и специальные упражнения, распевания. Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по мелодическому материалу и техническим задачам, а именно: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, четкость дикции.
Начинать надо с простейших упражнений, диапазон которых небольшой, тесситура удобная, затем усложнять. Никогда не начинать упражнения с громкого пения, а в определенном порядке, пополнять их новыми интересными примерами. На первых занятиях упражнения будут занимать значительное время. Иногда целесообразно им посвятить не 10–15 минут, а гораздо больше.
17. Помнить о том, что на первом этапе развития детского голоса, 7–10 лет голоса мальчиков и девочек в общем однородны, деление на 1-е и 2-е условно. Голосовой аппарат еще не сформирован, дыхание поверхностно. Требуется осторожное, бережное отношение к детскому голосу.
Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – Москва, 1983.
2. Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. – Москва 1993
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – Москва, 1968.
Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – Москва,1996. страница 468.
4. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – Москва: ВНМЦ, 1987.
5. Кабанов А.С. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на
участников художественной самодеятельности . Художественная
самодеятельность. Традиции. Мастерство. Воспитание.
6. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. Москва: МГИК, 1994 – 72 страница.
7. Калугина Н.В. О сценическом воплощении народных песен.
сборник выпуск. 17. – Москва, 1985. – Страница.61-65
8. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – Москва, 1995.
9. Красовская Ю. Концертная жизнь народной песни . Советская музыка.
№4, 1971
10. Лукьянова Т., Земцовский И. Внимание исполнительству в фольклоре.
11. Лобкова Г.В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля.
12. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть1. Москва. – 1996
13. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть 2. Москва – 2000
14. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. Москва – 2000
15. Пушкина С., Чернышева М., Калугина Н. Сценичекое воплощение песенного фольклора.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств
Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет
Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств
Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией