Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Открытый урок в классе фольклорного ансамбля

Открытый урок в классе фольклорного ансамбля
Открытый урок: Освоение народной манеры пения обучающихся 2-6 классов
Цель урока:
- Благодаря формированию и развитию народной манеры пения, привить любовь и уважение к народной песне;
- Расширение кругозора
Задачи урока:
- Обучающие: формирование навыков народной манеры пения, интонирования, звукообразования, певческого дыхания; развитие координации между голосом и слухом, координации между движениями и вокальным исполнением;
- Развивающие: развитие вокального слуха, самоконтроля и самоанализа собственного голоса и исполнения; образного музыкального мышления и художественного воображения; развитие творческой активности обучающихся.
- Воспитательные: воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к народной песне и народному творчеству в целом; воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством; воспитание усидчивости, трудолюбия, достижения поставленной цели; привитие эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный (урок- исправление ошибок, повторение, закрепление умений и навыков, изучения нового материала).
Организационная форма: групповое занятие
Технологии: здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве (коммуникативно- диалоговая), имитационно- модулирующая (технология ситуативного обучения, применение учебных и сценических игр), личностно-ориентированная.
Принципы: наглядность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; доступность; сознательность; активность; дифференцированность; сочетание руководства преподавателя с развитием самостоятельности; инициативы и творчества детей.
Методы: проблемно-поисковый, дедуктивно-индуктивный, собственный показ «Делай как я», закрепление изученного материала, выработка практических умений. Демонстрация, объяснение, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности, сравнение и обобщение.
Методические приемы:
1. Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
2. Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
3. Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
4. Сопоставление песен или их частей, различных по характеру;
5. Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
6. Представление «в уме» (внутренний слух) звуков и частей музыкального материала;
7. Вокализация песен на определенный слог, сольмизирование и сольфеджирование;
8. Задержка звучания голосов учащихся по руке руководителя с целью выстраивания унисона, а также выстраивания созвучий;
9. Образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образом мышления обучающихся;
10. Юмор, одобрение, поощрение учащихся с целью стимуляции их интереса к процессу обучения, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение.
- личностно-ориентированное обучение, учет уровня музыкального развития обучающихся
- учет индивидуальных психологических особенностей детей
- дифференцированный подход.
Средства обучения и оборудование: фортепиано, баян, шумовые инструменты, стулья, нотный материал.
Соблюдение на уроке гигиенических и эстетических условий, соблюдение техники безопасности.

Структура урока:
I. Организационный момент. Формулировка задач урока. (2 минуты)
II. Подготовительный этап. Певческая установка. Дыхательная гимнастика. (5 минут)
III. Распевание. Скороговорки и двигательные упражнения. (6 минут)
IV. Основной этап. Попевки. Работа над произведениями. (26 минут)
V. Итог урока. Анализ занятия. (2 минуты)
VI. Список используемой литературы.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Обозначение темы урока. Формулировка задач урока.
На этом уроке будет проводиться дальнейшая работа по формированию и развитию голосового аппарата.
II. Певческая установка: сидим ровно (на краю стула), спина прямая плечи развернуты, голова смотрит перед собой, шея свободная. Ноги касаются пола всей ступней, пятки обязательно от пола не отрывать.
Правильное положение корпуса не только важно с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца связана с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.

Для поднятия вокального и дыхательного тонуса организма делаем несколько дыхательных упражнений системы А.Н. Стрельниковой (концентрируем внимание учащихся на быстром и шумном вдохе носом: «шмыгаем носом»):
1. Ладошки (8 раз)
2. Погончики (8 раз)
3. Насос (8 раз)
4. Обними плечи (8 раз)

III. Вокальные упражнения (распевание) преследуют практические цели — формирование, отработка и совершенствование основных вокально-технических навыков на целенаправленно повторяющихся упрощенных формах задания. Система предложенных упражнений включает в себя упражнения для систематического использования. В ней представлены элементы и конфигурации, наиболее часто встречающиеся в народном музыкальном материале. Данная система помогает сознательно фиксировать внимание учащихся на той или иной конкретной задаче, направлена на преодоление конкретных трудностей.

1. Лю(у)-Ле(о)-Ля(а)-Ле(э)-Ли(и)- на одном звуке от «ми»- до «ля» вниз. Поем на одном дыхании, последний длинный звук «поднимаем» вверх. Выравниваем гласные (единая звуковая позиция), акцентируем внимание на грудном формировании звука.
2. Ле(о)-Ля(а); (Ле-Ля-Ло) поем на 3-х ступенях от «си»-до «соль» вверх-вниз. Следим за образованием звука, поем без толчков народной манерой.
3. «Думали мы думу»- активно работаем ртом с акцентом на первом слоге фразы. Поем от «ми»- до «ля» (вниз).
4. «Ой, сад-виноград» поем от «ля»- до «си» очень плавно, распеваем длинные звуки, следим за звукообразованием. Вдох быстрый и короткий. Исполняем упражнение в народной манере.
5. «Ди-Да- Де-Ду» четкое исполнение триолей на одном звуке.
6. Использование скороговорок с выборочным индивидуальным опросом учащихся (обязательно акцентирую внимание на активную и правильную работу рта и равномерное распределение быстрого вдоха на всю фразу):
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- Во дворе трава, на траве дрова и т.д.
Двигательные упражнения: стоя ритмично топаем ногами с изменением темпа и ритма; сидя - сочетание хлопков и движений.

IV. Использование попевок с цифровым обозначением ступеней лада для формирования ладового чувства, ладовой настройки и дальнейшей работы над произведениями «3-2-1…»; «2-1,4-3...». Затем предлагается игра «Жмурки» (дети с закрытыми глазами слушают отдельные звуки, повторяя их, определяют ступень лада) и «Клавиши» (ступени попевки исполняются каждым учащимся поочередно по указанию преподавателя).

Работа над песенным материалом:
«Курган» плясовая народная песня
- работа над четкой мелкой дикцией, проработка текста выборочно с конкретным ребенком
- работа над ансамблем в темпе, для чего акцентируем (подчеркиваем) каждую сильную долю в тактах всех куплетов.
«Утка шла по бережку» народная песня
- работа над единой манерой звукообразования. Соответственно характеру образа работаем над твердой атакой звука, четкостью произношения слов.
- работа со сценическими движениями. Обращаем внимание на чередование ног во время движений. Следим за равноправным сочетанием вокального звучания и движений

Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:
«Ванечка паренёк»» народная песня
- работа над звукообразованием, чередованием мягкой и твердой атаки
- работа над сценичностью по принципу: «показываем то, о что поем»

«Да у нас белый день» народная песня
- работа над интонированием в партиях, сольмизация и сольфеджирование каждой вокальной партии
- работа над строем и единой манерой звучания
- работа над начальным 2-х голосием: обязательно при пении слушаем другую партию, работаем над ансамблем между партиями.
- обращаем внимание на грудное образование вокального звука.

V. Итог урока.
Отмечаем положительные моменты на занятии, особенные результаты и успехи обучающихся. Выставление оценок.
Урок окончен.

VI. Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – Москва, 1983.
2. Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. – Москва 1993
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – Москва, 1968.
Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – Москва,1996. Страница 468.
4. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – Москва: ВНМЦ, 1987.
5. Кабанов А.С. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на
участников художественной самодеятельности // Художественная
самодеятельность. Традиции. Мастерство. Воспитание.
6. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. Москва: МГИК, 1994 – 72 страница
7. Калугина Н.В. О сценическом воплощении народных песен.
сборник выпуск 17. – Москва, 1985. – Страницы 61-65
8. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – Москва, 1995.
9. Красовская Ю. Концертная жизнь народной песни // Советская музыка.
№4, 1971
10. Лукьянова Т., Земцовский И. Внимание исполнительству в фольклоре.
11. Лобкова Г.В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля.
12. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть1. Москва – 1996
13. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть 2. Москав – 2000
14. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. Москва – 2000
15. Маркова П.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. – Москва 1984
16. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Москва, 1987 – статья 1.
17. Пушкина С., Чернышева М., Калугина Н. Сценичекое воплощение песенного фольклора.

Похожие записи:

Классификация нетрадиционных уроков Конспект урока по алгебре для 9 классе. Решение систем нелинейных неравенств с двумя переменными Конспект урока по изучению правил дорожного движения в 1 классе Конспект урока математики с презентацией, 1 класс. Тема «Равенства. Неравенства. Знаки < > =»
Методический доклад "Основные методы работы с детским фольклорным коллективом"
Опубликовано: 5 дней назад (12 октября 2021)
Просмотров: 69
Рубрика: Урок
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!