Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Открытый урок «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеонистами»

Конспект урока в ДШИ «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеонистами»
Автор: Гильманова Валентина Васильевна, преподаватель по классу баяна, аккордеона МБУ ДО «Детская школа искусств» г.Урай ХМАО-Югра

Предлагаю конспект открытого урока по специальности для учащихся 2 класса детской школы искусств по классу баяна или аккордеона. Возраст учащихся 9 – 10 лет. Реализуемая образовательная программа - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа.
Данный материал будет полезен преподавателям ДШИ по классу баяна, аккордеона. Он направлен на развитие исполнительских навыков учащихся.
Конспект открытого урока на тему «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеонистами»
Интеграция образовательных областей: «Теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки».
Цель урока - развивать у учащихся ритмическую устойчивость при исполнении музыкальных произведений.
Задачи урока:
Образовательные:
1. На музыкальных примерах закрепить теоретические сведения о метре и пульсе в музыке.
2. Показать учащимся способы работы над метром и пульсом в музыкальных произведениях.
3. Развивать контроль за соблюдением единого темпа исполняемого музыкального произведения с опорой на метр и пульс.
Развивающие:
1. Дальнейшее развитие музыкальных способностей учащихся – музыкального слуха, чувства ритма, координации движений, художественного образного мышления.
2. Развитие у учащихся профессиональных навыков исполнения изучаемых музыкальных произведений.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь к музыке и музыкальному исполнительству.
2. Воспитывать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
Оборудование к уроку - музыкальные инструменты (баян, аккордеон), планшет (компьютер), пюпитр, стул.
Демонстративный материал:
Электронная картинка с изображением кардиограммы пульса биения сердца,
Мультфильм «Шепокляк» (1974 г.)
Музыкальный материал:
1. К. Черни Этюд
2. В.Шаинский «Голубой вагон»
План урока:
1. Вводная часть - 10 мин.
Понятие о метре в музыке.
Исполнение гаммы до мажор в размере 2\4 четвертными и восьмыми длительностями.
2. Основная часть – работа над музыкальными произведениями - 25 мин.
Понятие о пульсе в музыке.
Работа над пьесами:
- К. Черни Этюд До мажор
- В. Шаинский «Голубой вагон»
3. Заключительная часть – обобщение изученного материала и задание на дом. 5 мин.
Ход урока:
1. Вводная часть – 10 мин.
Учитель: Сегодня на уроке, мы подробно остановимся на таких понятиях как метр и пульс в музыке. Чтобы понять что такое «метр» мы проведем эксперимент. Я буду хлопать в ладоши ровными четвертными длительностями в определенном размере, а ты будешь угадывать размер.
Учитель хлопает в ладоши четвертями в размере 2/4 несколько тактов – ученик отвечает. Затем так же в размере 3/4 и 4/4.
Учитель: Справился, молодец. Расскажи, как ты определял размеры?
Ученик: Я считал чередование сильных и слабых долей.
Учитель: Правильно. Чередование сильных и слабых долей – это и есть метр, а размер – это числовое выражение метра. В начале любого музыкального произведения всегда стоит размер, на который надо обращать внимание при разучивании и исполнении музыкальных произведений.
А теперь попробуем сыграть в определенном метре или размере гамму.
Задание – исполнить гамму До мажор в размере 2/4 четвертными длительностями в одну октаву вверх и вниз.
Ученик исполняет гамму До мажор четвертями в размере 2/4.
Учитель: Правильно. Каким образом при игре гаммы ты показывал размер 2/4?
Ученик: При игре я выделял сильные доли через каждые два счета.
Учитель: А теперь усложним задачу – необходимо исполнить гамму восьмыми длительностями в две октавы в этом же размере 2/4. Чтобы справиться с этой задачей, предлагаю тебе сначала прохлопать этот ритм в ладоши со счетом вслух.
Ученик хлопает в ладоши восьмыми длительностями со счетом вслух, а затем исполняет гамму До мажор восьмыми длительностями в размере 2/4.
Учитель: Правильно. Молодец. Я еще раз предлагаю сыграть эту гамму четвертными и восьмыми длительностями. И обратить внимание на соблюдение темповой и ритмической ровности, которая достигается за счет выделения сильных долей и ощущения размера-метра.
Ученик исполняет гамму До мажор четвертными длительностями в одну октаву и восьмыми длительностями в две октавы в размере 2/4.
Учитель: А теперь перейдем к нашим пьесам, которые мы изучаем по программе.
2. Основная часть – работа над музыкальными произведениями - 25 мин.
К. Черни Этюд
Ученик исполняет это музыкальное произведение от начала до конца.
Учитель: Автор этого музыкального произведения Карл Черни.
Карл Черни (1791 - 1875) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения. Считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Создал огромное количество этюдов для фортепиано. Этюд – это пьеса для развития беглости пальцев. Этюды К. Черни исполняют в переложении на разных музыкальных инструментах, в том числе и на баяне, аккордеоне.
Учитель: Какой размер у этого Этюда?
Ученик: 3/8
Учитель: Как ты понимаешь этот размер?
Ученик: Этот размер говорит о том, что надо считать до трех восьмыми длительностями.
Учитель: Правильно. Ощущать трехдольный метр поможет аккомпанемент, который изложен ровными восьмыми длительностями. Аккомпанемент в этой пьесе – это выражение пульса. Что такое пульс, как ты понимаешь?
Ученик: Пульс – это удары сердца.
Учитель: Правильно.
Учитель показывает картинку с изображением пульса биения сердца.
У каждого человека есть пульс, по которому мы можем услышать, как бьется сердце. Если пульс ровный, значит сердце у человека здоровое.Пульс в музыке можно сравнить с пульсом биения сердца человека. Пульс в музыке – это равномерное чередование сильных и слабых долей. Для того чтобы музыка была «здоровой», ритмичной необходимо играть аккомпанемент ровно с выделением сильной доли. Это придаст ритмическую устойчивость при исполнении.
Пожалуйста, сыграй отдельно аккомпанемент, последи за выделением сильной доли и ровностью игры.
Ученик играет аккомпанемент отдельно левой рукой.
Учитель: Хорошо. Очень часто композиторы в трехдольном размере писали танцевальную музыку. Какой самый известный танец в трехдольном размере ты знаешь?
Ученик: Вальс.
Учитель: Правильно, вальс. Этюд написан в размере 3/8 – это трехдольный размер. Значит, Этюд надо играть в характере вальса и с ощущением 3-дольности.
Учитель просит ученика еще раз проиграть Этюд двумя руками и учесть все замечания - при исполнении соблюдать танцевальный характер вальса, ощущать трехдольный метр, для этого выделять сильные доли, следить за ровным пульсом аккомпанемента, сохранять единый темп в 1 и 2 частях.
2. В. Шаинский «Голубой вагон»
Ученик исполняет произведение от начала до конца.
Учитель: Это известная детская песня, которая впервые прозвучала в 1974 году в мультфильме «Шепокляк». Эту песню пел крокодил Гена, сидя на движущемся поезде.
Учитель показывает на планшете (компьютере) отрывок мультфильма «Шепокляк» (1974 г.)
Учитель: Что можно рассказать про эту песню, глядя только в нотный текст?
Ученик: Песня изложена в размере 2/4, имеет напевную мелодию и быстрый аккомпанемент.
Учитель: Правильно. Аккомпанемент в этой пьесе изложен ровными восьмыми - это пульс, который помогает создать движение. Чтобы аккомпанемент играть ровно, необходимо опираться на сильные доли в каждом такте. При такой игре будет понятен метр-размер пьесы.
Учитель с учеником отрабатывает отдельно аккомпанемент, выделяя сильные доли, добиваясь ровности исполнения сначала в среднем темпе, а затем в более подвижном темпе.
Учитель: Мы не можем обойти вниманием мелодию. Ты правильно сказал, что песня имеет напевную мелодию. Следовательно, ее необходимо играть legato, по фразам, тоже с ощущение сильной доли и двухдольности.
Учитель работает с учеником отдельно правой рукой над исполнением мелодии.
Затем, учитель просит еще раз проиграть всю пьесу двумя руками от начала до конца с учетом всех замечаний – мелодию играть напевно с ощущением двухдольного метра. Аккомпанемент - с выделением сильных долей, ощущая ровный пульс и движение. При этом, сохранять единый темп до конца произведения.
3. Заключительная часть – обобщение материала, задание на дом. 5 мин.
При исполнении музыкальных пьес необходимо ощущать метр-размер произведения, для этого выделять сильные доли. Уделять внимание работе над аккомпанементом, который является пульсом музыки, создает ритмическую устойчивость и играет важную роль в создании характера пьесы. Пьесы необходимо играть в одном темпе.
Задание на дом.
1. Гамму до мажор играть четвертными длительностями в одну октаву, восьмыми длительностями – в две октавы. Сохранять единый темп и размер, выделяя сильные доли.
2. В пьесах проработать отдельно над аккомпанементом – последить за выделением метра (сильной доли), за ровностью игры (пульса).
3. Поработать отдельно над мелодией – играть с ощущением метра-размера.
4. При исполнении пьес двумя руками играть с ощущением метра (размера), слушать пульс аккомпанемента, передавать характер пьес, следить за сохранением единого темпа.
Список нотных сборников:
1. «Юному музыканту баянисту аккордеонисту 2 класс учащихся ДМШ», составитель Ушенин, «Феникс» 2011 г.
2. «Аккордеон с азов», составитель Е. Муравьева, «Композитор» 2013 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк Конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов с презентацией Конспект урока в классе фольклорного ансамбля ДШИ
Лекция - концерт в детской школе искусств. Сценарий | Сценарий мероприятия ко Дню Победы для детей 6-7 лет "Праздник со слезами на глазах"
Опубликовано: 1683 дня назад (13 апреля 2020)
Просмотров: 3834
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!