Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по слушанию музыки, 1 класс. Коллекция шарманок

Конспект урока по слушанию музыки для 1 класса на тему «Коллекция шарманок»
Автор: Кудашева Мария Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин МАУ ДО ДШИ "Гармония", города Пензы.
Описание: конспект урока рассчитан на детей младшего возраста, 7 - 8 лет. В материале представлены различные методы работы, которые учат говорить о музыке не только устно, но и в письменной форме.
Тема урока: «Коллекция шарманок».
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цель урока: знакомство с произведениями близких по теме, но различных по характеру.
Задачи урока:
1. Учить различать эмоциональную окраску произведений, близких по теме, но имеющих разный характер.
2. Отмечать сходные изобразительные моменты.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия.
4. Повышать мотивацию через наглядные средства обучения.
Оборудование урока:
Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: презентация, видеоклавир.
Дидактические материалы: Акимова Л. Ю., Слушание музыки в детских музыкальных школах.
Литературный ряд:
• Александр Куприн рассказ «Белый пудель»,
• Галина Галина стихотворение «Шарманщик».
Музыкальный ряд:
• Ф. Шуберт «Шарманщик»
• Л. Бетховен «Сурок»
• Д. Шостакович «Шарманка»
• П. Чайковский «Шарманщик поёт»
План урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка учащихся к освоению нового материала.
3. Основная часть занятия.
4. Самостоятельная работа.
5. Заключительная часть урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Повторение произведений, звучавших на предыдущем уроке.

2. Подготовка учащихся к освоению нового материала.
Учитель: Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик...»?
Учащиеся: Различные ответы.
Учитель: Кто вспомнит, кем был Папа Карло, который сделал из полена Буратино?
Учащиеся: Он был шарманщиком.
Учитель: Правильно. Давайте посмотрим на изображение шарманки.

3. Основная часть занятия.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем говорить о шарманке. Что вы знаете о шарманке?
Учащиеся: Различные ответы.
Учитель: Это старинный механический музыкальный инструмент, имеет вид шкатулки или ящика. Чтобы инструмент заиграл, нужно покрутить ручку инструмента, что и делает шарманщик - исполнитель на инструменте.
Учитель: Вы слышали, как звучит шарманка?
Учащиеся: Различные ответы.
Учитель: Какой голос был у шарманки?
Учащиеся: Различные ответы.
Учитель: Голос шарманки можно охарактеризовать как монотонный и печальный. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь.
Послушайте произведение Ф. Шуберт “Шарманщик” и скажите, какое настроение передает музыка? Какие у неё звуки?

Прослушивание Ф. Шуберт “Шарманщик”

Учащиеся: Музыка передает грустное настроение… Звуки иногда грубые, сменяются жалобными….
Учитель: Хорошо. Скажите, мелодия повторяется?
Учащиеся: Да, мелодия звучит одинаково.
Учитель: Аккомпанемент в пьесе звучит никак не изменяясь от начала и до конца (исполняется фрагмент аккомпанемента на фортепиано). Так передается однообразие, механичность звучания этого инструмента. Щемящей тоской веет от той механистичности, с какой чередуются фразы заунывного напева шарманки. Как вам кажется, проходящие люди, обращают внимание шарманщика?
Учащиеся: Нет. Люди проходят мимо, не обращая внимания на него.
Учитель: Вы правы, композитор рассказывает о нелегкой судьбе старика шарманщика, который продолжает играть, не смотря на внешние условия, в надежде заработать на пропитание. В звучании произведения передается трагическая скованность чувств, которая сочетается с глубокой человечной лирической теплотой.
Ребята, сейчас мы послушаем фрагмент рассказа А. Куприна «Белый пудель». После прочтения, вам нужно будет ответить на вопросы: какой изображается шарманка? Как относится шарманщик к инструменту?
«…За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы - дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из "Путешествий в Китай" - обе бывшие в моде лет тридцать - сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
- Что поделаешь?.. Древний орган... простудный... Заиграешь - дачники обижаются: "Фу, говорят, гадость какая!" А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают… Опять-таки трубы эти... Носил я орган к мастеру - и чинить не берется. "Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей... вроде как какой-нибудь памятник..." Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось, иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
- Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи...
…Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекая из нее дребезжащий, кашляющий мотив…»

Учащиеся: Шарманка изображается старой, поломанной. Голос уже хриплый, некоторые звуки не звучат. Несмотря на это, шарманщик продолжает ее любить, относится с трепетом и теплом, как к живому и родному существу.
Учитель: Вы совершенно правы. Для шарманщика его инструмент был очень важен, это был его спутник, который сопровождал в любое время и помогал прожить. А кто еще сопровождал шарманщика в рассказе?
Учащиеся: Собака, мальчик и попугай.
Учитель: Правильно, вы внимательно слушали.
Зарабатывая на пропитание, бродячие музыканты иногда в сопровождении детей - сирот, поющих жалостными голосами, ходили по дворам домов. Шарманщики в своих выступлениях задействовали также маленьких обезьянок, которые под звуки шарманки строили рожицы, кувыркались и даже кружились, танцуя, а также больших попугаев. Птицы вытаскивали из коробки свернутые бумажки, на которых были написаны предсказания будущего.



Помимо ручных обезьянок и попугаев дети устраивали различные уличные представления под звуки шарманки с участием их четвероногих питомцем – сурков. Под впечатлением одного из таких выступлений появилась знаменитая во всем мире песня «Сурок» на стихи знаменитого немецкого поэта И.В. Гете и музыку Л.В. Бетховена.

Прослушивание Л. Бетховен “Сурок” (видеоклавир)

Учитель: Скажите, похожа ли пьеса с предыдущей? Какие звуки у шарманки?
Учащиеся: Да, она тоже печальная, монотонная. Но в ней есть утверждающие, светлые оттенки. Звуки у нее средние и высокие.
Учитель: Верно. Печальный рассказ от лица мальчика, которого сопровождает его верный спутник – сурок.
Мы с вами убедились, что мелодии шарманок были часто грустными, жалобными, но и бывали шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии. Послушайте пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» и скажите, какую мелодию играет она.

Прослушивание Д. Шостакович “Шарманка”

Учащиеся: Радостная, шутливая, забавная.
Учитель: Правильно, музыка задорная, звонкая, танцевальная. Напоминает озорную частушку. Чтобы мы могли сказать о темпе мелодии? Похожа ли она с предыдущими?
Учащиеся: В пьесе подвижный, быстрый темп, а у предыдущих он был умеренный, неторопливый.
Учитель: Правильно. Был ли вам знаком ритм мелодии?
Учащиеся: Различные ответы.
Учитель: Правильно. Это была полька. Ритм чёткий, танцевальный. Исполняется скользящими и отрывистыми, острыми звуками. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат задорно, ярко.
Ребята, послушайте стихотворение и определите к кому из прослушанных произведений оно подошло бы?

ШАРМАНЩИК
Музыка, музыка где-то звучит!
Борются звуки с осенним дождем.
Старый шарманщик печально стоит
Там, за окном,
Медленно ручку шарманки вертя…
Видно, устала рука…
«Дайте на хлеб!..» — умоляет, грустя,
Взгляд старика.
Поздно. Он бродит сегодня давно
С жалкой шарманкой своей…
Дети! Откройте, откройте окно
И помогите скорей!..
(Г. Галина)

Учащиеся: Подходит к произведению Шуберта «Шарманщик».
Учитель: Да, согласна.

4. Самостоятельная работа.
Учитель: Мы с вами хорошо отвечали на вопросы и внимательно слушали. Предлагаю теперь написать маленькое сочинение по прослушанному произведению. Помогать вам в этом будут вопросы. Произведение, которое мы послушаем называется “Шарманщик поёт” П. Чайковского.

Вопросы для письменного рассуждения.
Какие чувства выражает музыка?
О чем рассказывает музыка?
Как рассказывает музыка?

Прослушивание П. Чайковский “Шарманщик поёт” (3 прослушивания)

Обсуждение ответов учеников.

5. Заключительная часть урока. Подведение итогов.
Рефлексия. Беседа с обучающимся, что узнали нового, что понравилось на уроке, почему. Какое произведение вызвало наибольший эмоциональны отклик.
Домашнее задание.
1. Посмотреть видеофрагмент из м/ф «Детский альбом» П. Чайковский - «Шарманщик поёт»;
2. Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению по теме урока;
3. Найти стихотворение к произведению Д. Шостаковича «Шарманка».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по хору в ДШИ, 1 класс Синтез искусств на уроке. Симонов и Прокофьев «Ледовое побоище» Конспект урока в классе фольклорного ансамбля ДШИ Планы-конспекты в ДШИ. Сентябрь-октябрь
Участник №10 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 сентября по 30 ноября 2022 года
Опубликовано: 755 дней назад (29 ноября 2022)
Просмотров: 1138
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!