Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Синтез искусств на уроке. Симонов и Прокофьев «Ледовое побоище»

Синтез искусств на уроке. К. Симонов и С. Прокофьев «Ледовое побоище»
Автор: Прохорова Ольга Валерьевна, преподаватель по классу фортепиано, МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области.
Описание:
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «Синтез искусств на уроке». К.Симонов и С. Прокофьев «Ледовое побоище». Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, учителям музыки, МХК, русского языка и литературы СОШ, преподавателям школ искусств.
Цель: Приобщение учащихся к произведениям мировой художественной культуры. Подготовка к празднику Победы 9 Мая.
Задачи:
а) учить детей внимательному и глубокому анализу любого вида искусства;
б) развивать образное мышление учащихся, найти общие черты и отличия произведений;
в) воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические чувства, уважение к истории России и защитникам Отечества.
Оборудование: портреты писателя Константина Симонова и композитора Сергея Прокофьева; изображение картины Ледового побоища; текст поэмы, плакат с инструментами симфонического оркестра; карточки – опоры: «громко – тихо, весело – печально, насторожённо, коротко, отрывисто, зло, нежно, широко»; проектор, компьютер.
Методы работы: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.

В чём важность работы над этой темой? Она даёт возможность научить детей видеть, как одно и то же событие истории Руси - победа русских воинов во главе с Александром Невским над тевтонскими рыцарями в 1242 году - отражено в поэзии и музыке.
Эпиграф:
"На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!».
В. Луговской




Итак, сообщаем учащимся, что оба произведения были написаны перед Великой Отечественной войной, как предостережение тем, кто мечтал поработить нашу Родину. Начинаем читать нужные четверостишия 6 главы поэмы К. Симонова «Ледовое побоище». Обращаем внимание на образную речь автора, находим выразительные средства языка. Определяем настроение и характер каждого четверостишия, в каком темпе,с какой интонацией его надо произнести. Для того, чтобы дети могли высказать свои впечатления, на доске появляются первые слова – опоры: «громко – тихо», «темп», «интонация», «характер».
Учащиеся решили, что первые строчки надо читать насторожённо, неторопливо, чётко выговаривая и подчёркивая каждое слово.
В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.

Дети активно объясняют сравнения, эпитеты и метафоры:
- А впереди, по звонким льдинам
Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином
Свиной железной головой.

На слайдах мы обсудили описание русских воинов и тевтонских рыцарей в начале и в конце боя:
- Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом

Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки
Бараньи шапки мужиков.

Кажется, что «барашки» не устоят против «конных башен», но вот конец боя:
Одни лежали, захлебнувшись
В кровавой ледяной воде
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей

Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.


Обращаем внимание на все глаголы и,особенно,деепричастия, характер их звучания, интонацию произношения.

Учащиеся находят слова, характеризующие А.Невского, его поведение во время боя.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь
.

Специально пробуем пересказать текст простым языком. Дети сразу чувствуют,как теряется эмоциональный настрой и снижается воздействие на слушателя. Делаем вывод:поэтический строй языка(рифма),слова с переносным значением, сравнения помогли поэту К.Симонову создать образ народа–победителя и полководца А. Невского.

На предыдущем уроке мы разучивали песни «Вставайте, люди русские!»,«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» и послушали католический хорал. Эти темы прозвучат в кантате С. Прокофьева. Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».

Сначала музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», а потом стала самостоятельным произведением.

Договариваемся с детьми, что будем говорить и отвечать тихо, шёпотом, если музыка будет звучать. Даётся задание при повторном прослушивании показать и продирижировать левой рукой тему рыцарей-крестоносцев, а правой рукой – русских воинов.

Кратко повторяем названия инструментов симфонического оркестра.

Смотрим и слушаем исполнение части «Ледовое побоище» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Хорошая запись молодёжного симфонического оркестра ГКА им. Маймонида, которая близко демонстрирует звучание каждой группы инструментов. Предлагаю детям подумать и высказать, какой может быть музыка для изображения тевтонцев и русских воинов, используя карточки-опоры.

Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе,каким тембром будет окрашен тот или иной звук, направленный точно в микрофон.Так,сильное прямое звучание травмировало пленку и давало резкий тембр. Тогда автор решил использовать эту особенность для записи музыки вражеского лагеря. Композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.

Слушаем начало «Ледового побоища». Во вступлении учащиеся слышат насторожённость и говорят, что здесь хорошо подходят слова начала 6 части поэмы К. Симонова. Играет вся струнная группа оркестра тихо. Звуки как будто стоят на месте. Затем появляется тема «скока свиньи». Скрипки играют коротко – стаккато на одинаковых звуках. Низкие инструменты –тромбоны и туба- «наезжают» на слушателя. Вот такое сочетание высоких и низких звуков создаёт жуткую картину. Композитор дал тему скрипкам около подставки, а в этом месте получается визгливый голос. Ребята находят аналогию в стихах:«Был первый натиск немцев страшен». Говорим о том, что так же ужасно начиналась Великая Отечественная война.

Затем появляется хорал – католическое песнопение. Дети говорят, что он звучит бездушно, зло. Певцы почти кричат. Причём, С.Прокофьев использовал для него бессмысленный набор латинских слов: peregrinus(чужестранец), expectavi(я ожидал), pedes meos(ступни мои). Звучание ускоряется всем оркестром, становится громче, достигает кульминации, своего пика.

Вот а таком тяжёлом одеянии на конях на лёд выезжали тевтонские рыцари.

Без паузы, как наложение темы на тему, вдруг, появляется «русская конница». Причём, каждая тема звучит в своей тональности одновременно. (Можно показать на фортепиано, как действует на ухо такое сочетание). Учащиеся отмечают, что русская музыка звучит активно, весело, в темпе, в мажоре; инструменты трубы, флейты, ударные. Это показываем на плакате инструментов симфонического оркестра.

Аналогия из поэмы:
«Из леса с криком вылетали
Новогородские полки».

Битва показана через музыку хорала, который закрывает русская тема «Вставайте, люди русские!» Так повторяется несколько раз. Учащиеся показывают это разными руками. Можно дать задание разным группам продирижировать разные темы.Хорал замедляется, ломается. Бьют ударные-барабаны-, как треск льда. Всё постепенно затихает, истаивает. Бой закончился, вода поглотила всё. Появляется тема скрипок, которая звучит очень проникновенно и нежно:«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»

Находим с учащимися общие и различные черты в произведениях:
а) в поэме и кантате описывается одно и то же историческое событие - победа русских воинов над тевтонскими рыцарями в 1242 году;
б) одинаковое название частей поэмы и кантаты;
в) начало, развитие и завершение боя;
г) уверенность в победе, героизм воинов,полководца Александра Невского;
д) поэма – это словесная картина,а кантата – музыкальная;
е) в каждом произведении свои выразительные средства:
поэму надо читать одному человеку,а кантату играть музыкантам, исполнять хору, певице, симфоническому оркестру и главному руководителю, дирижёру;
ж) поэма и кантата – это большие произведения с сюжетом, в которых рассказывается о важном событии. Автор высказывает собственные мысли и чувства. Поэму в музыке можно приравнять кантате. з)поэма и кантата дополняют друг друга, образ народа становится ярче и объёмнее.

Подводим итог. В произведениях говорится о событиях «давно минувших дней», но значимость их важна для истории не только России, но и всего мира. Как и тогда,народ может отстоять свободу своей Родины, если он будет един и сплочён. Мы должны быть благодарны защитникам Отечества во все времена. Они отдали свои жизни за наше спокойное будущее, за то, что мы не знаем ужасов войны!
Поэт К. Симонов и композитор С. Прокофьев написали замечательные произведения о героизме нашего народа - победителя:поэму «Ледовое побоище» и кантату «Александр Невский».
Презентация на тему: Синтез искусств на уроке. К. Симонов и С. Прокофьев «Ледовое побоище»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре Конспект урока по хору в ДШИ, 1 класс Концерт-беседа для учащихся 1 класса ДШИ. Конспект с презентацией
Эссе преподаватель по классу фортепиано. Образное мышление детей | Внеклассное мероприятие "Люблю тебя, мой край родной!". Сценарий с презентацией
Опубликовано: 1726 дней назад (1 апреля 2020)
Просмотров: 2372
Рубрика: Без рубрики
+15
Голосов: 15
Сирануш Агоповна Притула # 1 апреля 2020 в 21:05 +7
Ольга Валерьевна, нет слов. Материал интересный, изложен на контрастах и сопоставлениях. Довольно богатый визуальный материал. Получила большое удовольствие от знакомства с Вашей работой. С теплом и уважением,мой голос ваш.
Ольга Валерьевна Прохорова # 1 апреля 2020 в 21:36 +3
Уважаемая Сирануш Агоповна! Благодарю Вас за внимание и отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 1 апреля 2020 в 23:34 +8
Ольга Валерьевна, здравствуйте.
Отличный материал для воспитания патриотизма и уважения к Подвигам и Победам русского народа над своими врагами.
Материал грамотно изложен, интересен и познавателен. Его можно полностью или частично использовать для работы с детьми разных возрастных категорий. Поставленные Вами задачи полностью решены.
Благодарю за приглашение, с удовольствием проголосовала!
Ольга Валерьевна Прохорова # 2 апреля 2020 в 09:57 +3
Уважаемая Ольга Геннадьевна! Спасибо большое за внимание и отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна!
Виктория Александровна Лутковская # 2 апреля 2020 в 17:17 +8
Здравствуйте. У вас получилась очень актуальная патриотическая разработка. Детям предоставляется возможность сопоставления литературного и музыкального произведений на один сюжет; глубоко анализируются музыкальные и литературные средства выразительности, которые авторы используют для передачи одного и того же настроения - тревоги и в то же время решительности. Материал познавателен, способен подтолкнуть ребят к более глубокому изучению истории Отечества. Удачи в вашем творчестве!
Ольга Валерьевна Прохорова # 2 апреля 2020 в 19:54 +3
Виктория Александровна! Благодарю Вас за внимание и положительный отзыв. С наилучшими пожеланиями Ольга Валерьевна.
Ирина Юрьевна Ручина # 2 апреля 2020 в 22:30 +8
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Очень интересно, познавательно. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос
Ольга Валерьевна Прохорова # 3 апреля 2020 в 07:56 +3
Ирина Юрьевна! Спасибо Вам за положительный отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна.
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 3 апреля 2020 в 10:44 +7
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Какой интересный материал вы предоставили. Сколько продуманных заданий для детей,это просто шедевр. Побольше таких уроков, и мы вырастим умных, талантливых детей.Удачи, успехов! Голос! Заходите на мою страничку, оставляйте комментарии, буду очень признательна!
Ольга Валерьевна Прохорова # 3 апреля 2020 в 15:34 +1
Светлана Геннадьевна! Спасибо за внимание и положительный отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна.
Лариса Владимировна Валитова # 6 апреля 2020 в 11:37 +2
Голос! Необычная тема!
Ольга Валерьевна Прохорова # 6 апреля 2020 в 13:16 0
Лариса Владимировна! Спасибо за отзыв. Ольга Валерьевна
Софья Владимировна Юхнина # 8 апреля 2020 в 12:37 +1
Ольга Валерьевна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с публикацией: Синтез искусств на уроке. К. Симонов и С. Прокофьев «Ледовое побоище». Патриотично! Динамично! Музыкально! Прослеживается интеграция. Вы создаёте условия для воспитания эмоциональной отзывчивости, патриотических чувств, это очень важно. Примите мой голос, УСПЕХОВ!!!
Ольга Валерьевна Прохорова # 9 апреля 2020 в 17:38 0
Софья Владимировна! Благодарю Вас за положительный отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна.
Светлана Владимировна Иванова # 10 апреля 2020 в 23:17 +1
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашим материалом. Интересно, познавательно. Такой урок будет способствовать воспитанию патриотических чувств, уважению к истории России и защитникам Отечества. Творческих Вам успехов! Примите мой голос
Ольга Валерьевна Прохорова # 11 апреля 2020 в 20:43 0
Светлана Владимировна, благодарю Вас за внимание и комментарий. С уважением, Ольга Валерьевна.
Наталья Владимировна Гуськова # 12 апреля 2020 в 17:01 +1
Добрый день, Ольга Валерьевна! Познакомилась с Вашей разработкой "Синтез искусств на уроке. К. Симонов и С. Прокофьев «Ледовое побоище». Очень вдохновляющая работа. Составлена методически грамотно, и будет интересна детям. Особенно в наше время, когда патриотическое воспитание стоит на главном месте! Успехов Вам в работе и вдохновения))
Ольга Валерьевна Прохорова # 12 апреля 2020 в 19:53 0
Наталья Владимировна! Спасибо за внимание и комментарий. С уважением, ольга Валерьевна.
Валентина Васильевна Гильманова # 12 апреля 2020 в 20:39 +1
Ольга Валерьевна! Познакомилась с Вашей разработкой. Мне понравилось как глубоко вы прониклись в содержание произведений К.Симонова и С.Прокофьева "Ледовое побоище". Чувствуется эмоциональная подача материала. Ученики запомнят такой урок, который учит слышать музыку в стихах и содержательность в музыке.
Ольга Валерьевна Прохорова # 13 апреля 2020 в 08:04 0
Валентина Васильевна! Благодарю за внимание и положительный отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна.
Ольга Васильевна Подколзина # 27 апреля 2020 в 10:50 +2
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Вы затронули очень интересную тему и прекрасно её раскрыли - прочитала на одном дыхании. Единственная неточность - название кантаты А. Прокофьева не дублирует К. Симонова (кантата называется "Александр Невский"). Возможно, авторы хотели расставить несколько разные акценты... Но в данном контексте это не главное. Все цели и задачи, несомненно, достигнуты. Думаю, ребятам было очень интересно. С удовольствием голосую с пожеланием дальнейших творческих успехов!
Ольга Валерьевна Прохорова # 27 апреля 2020 в 11:31 0
Ольга Васильевна! Большое спасибо за отзыв. Конечно "Ледовое побоище" У С.Прокофьева это часть кантаты "Александр Невский". Я допустила неточность, но сравнивала одноимённые названия частей.
Кузнецова Оксана Владимировна # 27 апреля 2020 в 13:53 +1
Добрый день! Синтез искусств получился! Уверена, что музыка Прокофьева была бы сложна для понимания детьми, но визуализация и текст, конечно же, помогли при восприятии музыкального произведения (я поняла, что части кантаты). Это полихудожественное прочтение произведений является замечательным методом ознакомления с произведениями искусства! Рада, что познакомилась с Вашей публикацией! Успехов!
Ольга Валерьевна Прохорова # 27 апреля 2020 в 19:27 0
Оксана Владимировна! Спасибо за отзыв. Музыка С.Прокофьева, конечно, не проста, но зрительна. Если я шепчу в момент звучания, что изображается в данный момент и вижу все глаза, и показывают инструмент, дающий такой звук, получается интересная картина.