Эссе. Образное мышление детей
Автор: Прохорова Ольга Валерьевна,преподаватель по классу фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию эссе, посвящённое проблеме развития образного мышления детей. Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, учителям музыки СОШ, МХК, преподавателям школ искусств.
Цель: Развитие образного мышления детей.
Задачи:
а) создавать условия для развития образного мышления детей;
б) знакомить учащихся с шедеврами мировой художественной культуры;
в) воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Описание материала:
"...достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически… А это значит, развивать его слуховые данные, фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и … душевной эмоциональной жизни; всемерно развивать в нём любовь к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре…",- писал великий пианист Г. Нейгауз.
Последнее время педагоги говорят о том, что дети много сидят за компьютером, мало читают, поют и слушают музыку. Поэтому главной задачей учителя является развитие способностей учащегося, интереса к занятиям музыкой и образного мышления.
Большое значение имеет первая встреча с ребёнком: можно послушать, как звук появляется и исчезает, поиграть в различные игры, спеть песенку, показать рукой, как движется мелодия с использованием наглядных пособий, например,
«Лесенка»:
Длительности нот хорошо объясняются с помощью пособия с кармашками на 4 доли, где ноты «живут». Например: целая нота живёт одна в 4-хкомнатной квартире и звучит 4 доли. Ребёнок
поёт звук и ведёт ладошкой по долям:
Малыши запоминают "образы" нот и длительность их звучания. В такой же «квартире из 4 долей" могут жить две половинные ноты:
Или четыре четвертных:
В"комнатах - долях" могут жить разные длительности, и даже "молчуны"-паузы:
Одновременно с этим мы поём и играем песенки «с руки» и стараемся исполнить их выразительно.
Песня
« Светит солнышко». Обсуждаем следующие вопросы:
- О чём поётся в этой песенке?
- Как её надо спеть и сыграть? (Ласково, нежно)
- Почему - ласково? ( Солнышко, окошечко называется нежно)
- Сколько частей в песенке? (Две)
- Части одинаковые или разные? ( Одинаковые)
- Покажем рукой движение мелодии, пройдём «по ступенькам лестницы».
- Какое слово главное? (Солнышко)
- Какой слог опорный?
- Пропеваем выразительно, находим нужный темп.
После такого разбора ребёнок, как правило, играет убедительно и выразительно. Как пишет профессор Вера Разумовская « то, что чувствует в данный момент «душа», должны чувствовать пальцы руки и тело. Чтобы произведение прозвучало, его надо « проговорить», услышать интонации живой человеческой речи».
Поэтому учим детей интонировать сначала словесный текст. Многие дети стесняются выразительно читать стихи. На уроке мы берём какой-нибудь диалог и становимся артистами.. Это могут быть произведения С. Маршака,
Е. Благининой, К. Чуковского. Малыши понимают и чувствуют роль, стараются продекламировать выразительно. Так развивается слух, память, образное мышление и эмоциональное выражение.
В музыкальном произведении отыскать верную интонацию помогают образно - ассоциативные представления. Надо помочь ученику мысленно увидеть и услышать картину природы или события, происходящие с «героем», душевные переживания человека.
Если пьеса не имеет программного названия, то его можно придумать вместе с учеником, исходя из характера музыки. Некоторые дети сразу начинают фантазировать, другим надо помогать, т.к. они ведут разговор о содержании произведения на уровне «грустно-весело, громко-тихо, быстро-медленно». В этом случае приходится косвенными вопросами выводить ученика на «самостоятельные решения». Ученица Маша Рогаткина придумала название для этюда Н. Любарского
« Зайку укусила пчела». Так она объяснила наличие двух предложений в мажоре и миноре.
Этюд А. Гедике Соль мажор не получался у Абрамовой Насти, пока мы не дали ему название
«Волк пятёрку получил» и не представили молодого волчонка, который возвращается вприпрыжку из лесной школы и горделиво поёт песенку: « Я сегодня в школе получил пятёрку. Все примеры я решил на пять, на пять!» Этот образ помог девочке сыграть ярко и убедительно:
С первых шагов обучения мы стараемся слушать разное исполнение одной и той же пьесы. Малыши находят отличия и условия изменения в звучании.
Чтобы лучше понять содержание произведения, дети создают свои рисунки. Так, Настя Барабаш нарисовала итальянских танцоров к пьесе
С. Прокофьева «Тарантелла». Вначале мы обсудили костюмы, традиции итальянского народа, происхождение названия танца (предположительно, от города Таранто или паука тарантула.
В 15 веке считали, что быстрые движения танца могли помочь исцелить укушенного больного).
Бурно работает детское воображение, когда мы сочиняем музыку к стихотворению.
Агния Барто «Уронили Мишку на пол».
Девочка верно чувствует, что в четверостишии две части разного характера: 1-2 строчка – печаль и жалость (минор), 3-4 строчка - уверенность и мягкость (мажор).
В конце учебного года дети по своим возможностям показывают самостоятельно выученные пьесы.
Эта работа нравится учащимся и является полезной информацией для преподавателя: выявляются проблемы, виден творческий рост ребёнка.
Конечно, косвенно, «незаметно» надо помочь ученику выполнить правильно задание, чтобы у него осталось хорошее впечатление от положительного результата.
В репертуаре ДШИ встречаются произведения, которые требуют не только всестороннего анализа, но и дополнительных сведений о жизни и творчестве композитора, о связи музыки с другими видами искусств. К таким пьесам можно отнести
«Скерцино» Н.Ракова:
После первого ознакомления с текстом мы с ученицей обсуждаем характер пьесы. «Скерцо» в переводе с итальянского означает «шутка», значит, скерцино - маленькая шутка, в живом стремительном темпе в трёхдольном размере. Произведение написано в ми миноре, одновременное звучание чистых квинт и увеличенных кварт создаёт впечатление взволнованности и встревоженности. Что же хотел показать композитор в этой пьесе?
Это сочинение входит в сборник
«Акварели», написанный композитором Н.Раковым в победном 1945 году. Вместе с ученицей находим в словаре, как переводится с французского языка слово «акварель» - «вода». Это особая техника живописи, основанная на использовании прозрачных водорастворимых красок. Акварельные краски позволяют передавать тончайшие оттенки цвета. Обычно их накладывают на бумагу тонкими слоями, а в самых светлых местах может даже просвечивать бумага. Поэтому ими чаще всего рисуют пейзажи, природу, где необходимо передать разнообразные переходы цвета и настроения.
Акварель – это ощущение, чувство. Можно показать детям картины В. Сурикова « Римский карнавал»,
Б. Кустодиева «Ярмарка», сравнить их с полотнами, написанными маслом. Девочке показалось, что пьесе
«Скерцино» более соответствуют акварели современного русского художника Олега Тимошина:
Так, где же шутка в «Скерцино»? Кто шутит? Нам показалось, что это лёгкий ветерок, который играет с нами в прятки. Затем возникли слова из начального затакта «Догони меня», а в самом конце - « Вот и не догнал!»
Итак, главная идея найдена, теперь надо её воплотить. Г. Нейгауз писал: «Чем яснее цель (содержание), тем яснее она диктует средства для её достижения. Что определяет Как».
При изучении пьесы
Д. Шостаковича « Испанский танец»
Для глубокого проникновения в образ знакомимся с историей танца «Фламинко»( предполагают, что название исходит от латинского слова flamma-«огонь» или от птицы фламинго, которая отличается ярким оперением и изысканностью движений). Костюмы танцоров шьют чаще всего в красно-чёрной гамме. Девушка надевает обязательно туфельки с каблучком. Мы попросили преподавателя по танцам показать, как отстукивается острый ритм каблучками, щёлканьем пальцев или пристукиванием ладошками; какая осанка исполнителей, как выразительны кистевые движения рук . Уже с самого начала пьесы надо, чтобы девочка почувствовала себя настоящей испанкой: гордой и своенравной. В основе всего – образ!
В средней части произведения слышны звуки марша тореадора и общенародного праздника. Кратко рисуем характер и облик бесстрашного укротителя быков, говорим о яркости праздников в Испании.
Такая предварительная работа помогла девочке исполнить пьесу ярко и свободно.
В заключение хочу сказать, что в данной статье-эссе рассматривается небольшая часть методов и приёмов педагогики, направленные на развитие образного мышления детей. Учитель ищет свой подход к каждому ребёнку, учитывая все индивидуальные особенности малыша, его способности, домашнее воспитание и помощь родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста
Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении
Развитие навыков игры на виолончели у детей
Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий