Открытый урок по слушанию музыки с учащимися отделения фортепиано.
Преподаватель Горелова Екатерина Сергеевна, МБОУ ДОД "Тюльганская ДШИ", пос. Тюльган Оренбургской области.
Урок является авторской разработкой, частью авторской программы по слушанию музыки. Главная идея программы - изучение прежде всего музыкального произведения, а не элементов музыкального языка на примере музыкальных произведений. Целостное восприятие музыки способствует решению и попутных задач. В данном случае - изучение мелодии и аккомпанемента. Урок будет полезен учителям музыки и преподавателям ДШИ, ДМШ.
Тема: Мелодия и аккомпанемент (как фон) в музыкальном произведении.
Вид урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний, навыков и умений.
Цели урока: Создать слуховую базу для развития навыка отличать на слух различные пласты музыкальной фактуры.
Задачи урока:
Учебные –
1. Освоить новое понятие «аккомпанемент», познакомить с понятием «вокализ».
2. Познакомить с музыкальным инструментом скрипка.
3. Научить различать на слух мелодию и аккомпанемент в произведении.
4. Учить говорить о характере музыкального произведения.
5. Развивать навык простейшего анализа музыкальной фактуры (вид аккомпанемента, направление движения мелодии).
Воспитательные –
1. Прививать любовь к классической музыке.
2. Учить слушать музыку в тишине.
Оснащение урока:
Музыкальный центр
Диск с записями музыкальных произведений
Ноты: С.В.Рахманинов «Вокализ», оригинал;
А. Разоренов, пьеса «Одинаково по-разному».
Фортепиано
Цветные карандаши, фломастеры.
Рисунки
Изображение скрипки
Методическая идея урока: Работая методом сравнения звучания разных инструментов (тембров) при исполнении одного и того же произведения, учащиеся постепенно выделяют разные пласты фактуры на слух. Когда меняется тембр мелодии (3 раза: вокал, скрипка, детский хор), у учащихся формируется умение отделять на слух мелодию от аккомпанемента, они начинают различать первый план и фон. Далее мелодия и аккомпанемент звучат на одном инструменте, и учащиеся «вынуждены» воспринимать и отличать на слух пласты однотембровой фактуры; т.о. активизируется смысловое восприятие и формируется навык разделения пластов фактуры на слух. Один раз дети слушают произведение полностью, несколько раз – фрагмент. Фрагмент произведения должен иметь смысловую завершенность. В данном случае - 1 часть.
Этапы урока
Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель сообщает ученикам тему урока и задает вопросы:
Какие слова вам знакомы в названии темы, а какие нет? Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Учитель обобщает ответы детей и формулирует цели и задачи урока:
• Мы узнаем, что такое аккомпанемент и как он действует совместно с мелодией, познакомимся с новым музыкальным инструментом.
• Будем говорить о характере музыки, высказывать свои впечатления.
• Послушаем и будем знать больше музыкальных произведений.
Актуализация опорных знаний.
Учитель показывает детям 3 рисунка с человеком на первом плане и фоном (природа). Фон на каждом рисунке разный. Учащиеся должны объяснить, что меняется на картинках.
Вывод: меняется каждый раз фон, а главный герой остается на первом плане.
Далее учитель показывает несколько абстрактных картинок, на которых фон в виде цветных пятен и на первом плане выделяется кривая линия. Картинки должны быть с линиями разного характера – прямая линия, плавная кривая и ломаная с резкими «скачками». Учащиеся должны определить и описать фон и характер линии на каждой картинке.
Слушание произведения:
Перед слушанием учитель напоминает главное правило: музыка должна звучать в тишине, чтобы у каждого слушателя сложилось собственное впечатление от прослушанного.
Учитель предлагает послушать фрагмент произведения, выразить впечатления от прослушанного и ответить на вопрос, можно ли в музыке найти фон и первый план?
Звучит: С.В.Рахманинов «Вокализ», фрагмент (оригинал).
После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки, своих впечатлениях и с помощью наводящих вопросов учителя отвечают, что на первом плане был голос певицы, она пела мелодию без слов, а фоном являлось фортепиано. Учитель поясняет значение слова «вокализ» и называет автора и название произведения.
Изучение нового материала.
Учитель предлагает детям прослушать произведение полностью и нарисовать картину. Предварительно оговаривается, что на картине будет изображен карандашами фон (партия фортепиано) , а фломастером линия мелодии, которую поет певица. Мелодия должна быть изображена соответственно характеру.
Слушание и рисование.
После того, как работа завершена, дети сравнивают свои рисунки друг с другом и с помощью учителя анализируют услышанное произведение.
Вопросы учителя (с одновременным проигрыванием на инструменте фрагментов к вопросу): Если оставить только певца, что-нибудь изменится в характере музыки? А если оставить только фон, что изменится? На первом плане мы слышали мелодию. А как называется то, что мы слышим на фортепиано? – (дети: аккорды). Эти аккорды сопровождают мелодию, «раскрашивают» ее в разные цвета. В живописи то, что за первым планом, мы называем фон, а в музыке – аккомпанемент. Тренировка произношения нового слова.
Учитель предлагает детям послушать фрагмент того же произведения и сказать, что изменилось в нем.
Слушание: «Вокализ» скрипка – фортепиано.
Обобщая ответы детей, учитель делает акцент на формулировку «аккомпанемент исполняется по-прежнему на фортепиано, а мелодия – на скрипке». Учитель дает немного информации о скрипке и показывает ее изображение. Учащиеся рассказывают о характере звучания мелодии на скрипке, учитель подводит их к выводу, что тембр скрипки близок человеческому голосу по богатству интонаций.
Аналогично слушается и разбирается фрагмент «Вокализа» в исполнении детского хора и фортепиано.
Учитель дает установку на слушание следующего фрагмента и просит учащихся определить, на каком инструменте исполняется мелодия и аккомпанемент.
Учащиеся отвечают, что и мелодия и аккомпанемент исполняются на фортепиано.
Вопросы учителя: В каком регистре звучит мелодия? В каком регистре звучит аккомпанемент, меняются ли регистры?
Учитель выслушивает и корректирует ответы детей.
Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.
Для проверки усвоения знаний учитель предлагает детям прослушать небольшое произведение и рассказать о нем, применяя новые слова, которые они использовали сегодня на уроке. Название произведения не сообщается.
А. Разоренов «Одинаково по-разному», слушание в исполнении учителя.
Дети отвечают, что в этом произведении звучала мелодия и аккомпанемент, которые исполнялись на фортепиано. Так же дети рассказывают свои впечатления, описывают характер музыки.
Учитель сообщает название произведение и просит учеников объяснить, почему оно так называется, что в нем одинаково и что по-разному.
Слушание произведения.
Учащиеся отвечают, что одинаково звучала мелодия в среднем регистре, а по-разному звучал аккомпанемент.
Учитель добавляет, что аккомпанемент в каждом мотиве мелодии добавлял новую краску, поэтому мелодия не казалась однообразной, хотя все ее мотивы одинаковые (играет для сравнения без аккомпанемента).
Подведение итогов урока, рефлексия.
Вопросы учителя: Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие произведения мы теперь знаем? О каком инструменте мы говорили на уроке? Что такое «вокализ»? понравилось ли вам произведение С.В.Рахманинова? Кто хочет узнать другие произведения этого автора? Изменилось ли ваше настроение после урока и как?
Учитель оценивает работу каждого на уроке с помощью других учащихся и аргументирует выставленные оценки.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы
Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста
Развитие навыков игры на виолончели у детей
Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ