Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие навыков игры на виолончели у детей

Методическая разработка на тему «Начальный этап развития игры на виолончели»

Автор: Смирнова Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Назначение: Данный конспект может быть полезен преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования.
Цель: Воспитание любви к музыке, формирование первоначальных навыков игры на виолончели.
Задачи:
Развивающие:
1.стимулировать развитие эмоциональности;
2.обогащать воображение;
3.развивать память и мышление,
Образовательные:
знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру.
Воспитательные:
воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
На первых уроках работы с учениками очень важно начинать с постановки
левой руки отдельно от правой, так как левая рука изменяет высоту звука, которую нетренированное человеческое ухо воспринимает легче, чем тембровую окраску виолончели. Ребёнку на начальном этапе обучения проще следить за движениями одной руки и интонацией, чем за движением смычка и координацией рук. Поскольку игра на инструменте – занятие для ребёнка незнакомое и довольно трудное, то важно не перегружать его сложными объяснениями и обилием задач, а постараться превратить его в максимально
интересное увлекательное занятие. Исходя из своего опыта и наблюдая за опытом других педагогов на первых уроках работы с начинающими, я пришла к выводу, что с детьми 5-9 лет очень важно начинать занятия с разминки для рук и пальцев:
1) Чтобы пальчики были круглыми, нужно покрутить кончиками пальцев каждой руки мягкую ягодку-например клюкву, а чтобы её не раздавить, надо делать это упражнение легкими движениями пальцев, не напрягаясь.
2) Упражнение для нахождения опоры руки на кончик пальца. Сначала можно делать упражнение на столе: для этого нужно бросать руку на каждый палец, ощущая её тяжесть на конце пальца. Обязательно следить, чтобы в суставах не было острых углов, а ладонь приняла форму купола.
3) Упражнение разрабатывающее суставы пальцев левой руки: стоя на опоре, поочерёдно постукивать каждым пальцем, следить за тем, чтобы кисть не меняла своего положения.
Начинаем постановку левой руки с игры в первой позиции в узком расположении. В этом расположении первый и четвертый пальцы охватывают малую терцию, а средние – полутон. Это положение наиболее удобно на начальном этапе, т. к. рука испытывает наименьшее напряжение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко усваивают сложный материал в стихотворной форме:
Если сдвинуть на струну
Пальцы в линию одну,
В стройный ряд, как буквы в строчке,
Чуть согнув, как молоточки-
Будет каждый палец твой
Звук хранить особый, свой.
А большой под гриф поставим,
Под вторым стоять заставим.
Про него не забывай
И по чаще проверяй,
Чтобы он подвижным был,
Вверх на шейку не давил.

(Б. Потребухин)
С первых уроков необходимо давать учащемуся возможность музицировать. В этот довольно сложный для ученика начальный период занятий необходимо заложить учащемуся правильное представление об интонации, о темперированном строе. На данном этапе ученика нужно постараться научить слышать и интонировать ноты в объёме первой позиции. Упражнение на развитие левой руки, очень хорошо запоминается ребёнком в стихотворной форме:
Пальцы чуть пошире ставь,
Друг от друга их отставь.
Этим малым расстояньям
Есть особое названье.
Их запомнить нам нетрудно-
Это малая секунда.
Между наших пальцев встал
Самый малый интервал
И в себе содержит он
Помни: только полутон.

(Б. Потребухин)
Работу над интонацией с учениками необходимо начинать с пения. Мы поём мажорные и минорные тетрахорды нот, которые находятся на каждой струне, затем мажорные и минорные гаммы в одну октаву, под аккомпанемент на фортепиано. Это делается для того, чтобы учащийся начал слышать и интонировать тон - полутон, и мажор – минор; а также короткие мотивы на основе их на каждой струне, а затем на разных струнах. При этом обращается внимание на конец фразы, движение мелодии и динамические оттенки. В это же время усваивается нотная грамота. Дети любят придумывать свои слова к известным песенкам, при пении со словами становится проще попросить ребёнка повторить лишний раз сыграть. Со временем, когда слух уже настроится и у ученика закрепится прочный навык правильного положения руки, можно дать ему возможность помузицировать на уроке, исполняя pizz. например, поиграть с ним в унисон или в октаву, в терцию. Движения на грифе должны быть подчинены слуху, строго организованны в ритме, таким образом закрепляется двигательный навык. Постепенно надо приучать ребёнка самого следить за правильностью и свободой своих движений. На первых уроках можно заложить не только постановку руки в первой позиции, но и давать подготовительные упражнения к смене позиций (скольжение вверх- вниз по грифу), беглости (поворот кисти вверх-вниз при соответствующем движении пальцев-от первого к четвертому и наоборот), и даже ставки (на мячике вверх- вниз). Когда у ребёнка появится некоторый слуховой опыт при игре на виолончели, а также правильные двигательные навыки и понятие об интонации, необходимо вести работу над постановкой правой руки и звукоизвлечением, а далее и объединением действий рук.
Методическая литература:
Х. Беккер, Д. Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Москва. Музыка. 1978
Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) Москва. Музыка. 1994
Р. Сапожников .Основы методики обучения игре на виолончели. Москва. Музыка. 1967

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий Эссе преподаватель по классу фортепиано. Образное мышление детей
Опубликовано: 3526 дней назад (30 марта 2015)
Просмотров: 8667
+5
Голосов: 5
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 30 марта 2015 в 20:52 0
Спасибо за приглашение! Елена Владимировна, поздравляю вас с дебютной публикацией!
Я преподаватель другого профиля, но тем не менее, с большим интересом познакомилась с вашей разработкой. Уверена, что материал найдёт своего читателя.
У меня к вам будет несколько пожеланий-рекомендаций по оформлению публикации:
- заголовок выделяют, используя шрифт Н1, а шрифт Н2 можно использовать для уточняющего заголовка;
- советую слова - автор, методическая литература тоже выделить шрифтом В, а также таким шрифтом и предложенные вами стихи в разработке(или, используя курсив, выделить стихи, смотрите как будет лучше).
Желаю вам успехов, времени для редактирования у вас ещё 2 часа! Удачи, смелее!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Владимировна Ячменева # 30 марта 2015 в 21:02 0
Елена Владимировна, очень познавательная статья, которая будет полезна педагогам дополнительного образования, а также преподавателям детских музыкальных школ. На начальном этапе развития игры на виолончели, Вы предлагаете интересные упражнения для развития рук и пальцев, которые сопровождаются стихами. С помощью этих упражнений дети легко усваивают сложный материал, так как он преподносится в увлекательной стихотворной форме. Спасибо Вам. Примите мой голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 31 марта 2015 в 09:08 0
Елена Владимировна! Обучение игре на музыкальных инструментах - труд тяжёлый, ответственный (как любое обучение). Решив заниматься музыкой, дети порой не понимают, сколько времени и труда надо на это потратить! В своей первой публикации Вы рассказываете, какими методами и приёмами возможно пользоваться на первом этапе преподавания. Это очень важно стимулировать развитие эмоциональности, обогащать воображение, развивать память и мышление, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях. Публикация даёт конкретные рекомендации, некоторые упражнения, которые пригодятся в работе педагогам. Всего Вам доброго, Голос!
Зоя.
Валерий Григорьевич Вершинин # 31 марта 2015 в 16:18 0
Елена Владимировна! Примите мой голос. В своей работе вы освещаете трудный первоначальный этап постановки руки маленького музыканта, отчего зависит дальнейший путь ученика: будет ли ему удобно играть на таком непростом инструменте, как виолончель. Хорошо, что применяете стихи для усвоения материала.
Елена Владимировна Смирнова # 2 апреля 2015 в 18:15 0
Спасибо большое за комментарии!
Юлия # 24 мая 2016 в 08:07 0
Елена Владимировна, отличная статья, спасибо. Подскажите, пожалуйста, где можно взять (желательно в электронном виде) Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) в стихах?? очень хотелось бы почитать.
Валентина Максимовна Новокрещенова # 13 ноября 2016 в 23:24 0
Елена Владимировна, в вашей статье вы даете рекомендации по формированию первоначальных навыков игры на виолончели. Вы предлагаете упражнения для развития рук в увлекательной игровой форме. Эта статья полезна для преподавателей музыкальной школы. Спасибо.