Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методика работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Из опыта работы педагога дополнительного образования. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования
«Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих объединениях. В них ребенок начинает развитие своих способностей.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной программы, времени её освоения с учетом его индивидуальных склонностей.
Индивидуальный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
ГЛАВА I
Теоретическая характеристика проблемы одаренности. Определение понятий способность, одаренность
Анализ проблемы развития способностей, таланта и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека.
Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
ГЛАВА II
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
в системе дополнительного образования детей
Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей:
* лидерские способности;
* общие интеллектуальные способности;
* творческое или продуктивное мышление;
* конкретные академические способности;
* художественные и исполнительские искусства;
* психомоторные способности.
Исходя из этого, педагогу необходимо выявлять одаренных детей и уделять внимание детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.
После выявления таких детей начинается непосредственно работа с ними.
Одарённые дети в дополнительном образовании – это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одарённых и талантливых детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический прогресс России во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые дети в дополнительном образовании – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом раньше включиться в творческую жизнь. Вообще, детство имеет самостоятельную высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей – это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям. Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал и для развития самой системы дополнительного образования.
Что же такое одарённость? Одарённость – это способность к выдающимся достижениям людей во всех сферах человеческой деятельности. Дополнительное образование, как составная часть концепции непрерывного образования детей, является естественным партнёром школы, где на первом месте находится личность ребёнка, а не сами учебные программы. Одарённые дети в дополнительном образовании обучаются по специальным социальным программам системы дополнительного образования. В эти программы включены и разработки по развитию творческого потенциала одарённых детей, по воспитанию в них личностных и лидерских качеств.
Одарённые дети в дополнительном образовании обучаются по программам, в которые входят материалы, строящиеся на таких дидактических принципах, как принцип открытости, индивидуальности и принцип исторического реализма. Одарённые дети в дополнительном образовании, сама система дополнительного образования при работе с одарёнными детьми основной своей целью ставит развитие творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении.
Одним из направлений реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание условий по выявлению и поддержке одарённых и талантливых детей. Практика работы с детьми с высокими интеллектуальными способностями складывалась на протяжении не одной сотни лет. Именно они, впоследствии, становились лидерами, занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, совершенно очевидным становится тот факт, что необходимо выявление явно или потенциально одарённых детей, а также создания для них условий.
2.1. Формы обучения одарённых детей
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых детей:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;
- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);
- очно-заочные занятия;
- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
- детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений, навыков и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся — принципиальным является то, чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, также как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей с общей одарённостью и некоторыми видами специальной одарённости, должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одарённостью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одарённых обучающихся.
2.2.Программа обучения интеллектуально одарённых детей
Программа обучения интеллектуально одарённых детей должна:
- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одарённых детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
- в максимальной мере учитывать интересы одарённого ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребёнком;
- содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учётом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
- поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
- предусматривать гарантированность наличия и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе компьютерные сети);
- предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;
- обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
- способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одарённого ребёнка.
Цель программы при работе с одарёнными детьми: выявление одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Задачи программы:
- создание условий для развития способных и одарённых детей;
- создание системы выявления и развития детской одарённости;
- на основе сотрудничества детей и взрослых воспитывать гуманное отношение к детям;
- развивать социальную активность и ответственность детей;
- на основе психологического исследования, индивидуальных особенностей ребёнка помочь ему вместе с родителями выбрать профессию по душе;
- совместными усилиями воспитанников, семьи, общественности сделать летний отдых детей увлекательным, интересным, оздоровительным;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем через самостоятельную работу;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, фестивалей и других видов деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности;
- совместная работа с родителями.
Одна из важнейших целей при работе с одарёнными детьми – создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
2.3. Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей:
1. Создать систему выявления одарённых детей:
- психолого-педагогическое исследование;
- системное наблюдение за детьми из класса в класс;
- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;
- системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
- нестандартные занятия;
- использование современных образовательных технологий на занятии в объединениях;
- индивидуальные образовательные маршруты;
- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
- работа с дополнительной литературой;
- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
- предпрофильная подготовка и профильное обучение;
- смотры и конкурсы, фестивали;
- отчётные выставки творческих работ и концерты;
- интернет-ресурсы;
- ученическое самоуправление.
3. Развитие творческих способностей обучающихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
- организация исследовательской работы обучающихся;
- опережающие задания творческого плана;
- участие детей в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования: (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);
- проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.
4. Общеразвивающие мероприятия:
- традиционные мероприятия в учреждениях дополнительного образования;
- предметные декады.
2.4. Принципы работы с одаренными детьми
При работе с одарёнными детьми необходимо учитывать определенные принципы. Поставленные цели и задачи выполняются на основе следующих принципов:
- у всех детей, независимо от уровня их одарённости и интеллектуальных возможностей, необходимо развивать креативные качества. Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- работа по развитию одарённости детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. Как правило, одарённым детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг;
- принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность обучающегося, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения;
- принцип индивидуализации - состоит в учёте психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психологических процессов;
- принцип дифференциации - это такой подход к обучению, который учитывает различие обучающихся.
ГЛАВА III. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
В соответствии с нормативной правовой базой педагоги дополнительного образования определили для себя главную цель работы с одаренными детьми: обеспечение нормального развития одаренного ребенка в образовательном процессе с учетом основных тенденций развития образования. Для реализации поставленной цели разработана система психолого - педагогического сопровождения одаренных детей, в основе которой лежит идея уникальности, необычности каждого человека, а также обучение, которое осуществляется в воспитательно-развивающем направлении. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает 4 этапа:
1 этап - диагностический, включающий в себя педагогическую, психологическую и специальную (углубленную) диагностики, а также мониторинг динамики развития обучающегося.
2 этап – информационный. На этом этапе осуществляется подбор литературы, создание информационной базы данных по работе с одарёнными детьми, подготовка лекций, психолого-педагогических семинаров, бесед по данной тематике, заседаний предметных кафедр и методических объединений, просветительская работа. Разрабатываются рекомендации для всех участников образовательного процесса и составляются индивидуальные образовательные маршруты на каждого одарённого ребенка с учётом его особенностей, при этом они имеют гибкую структуру и, при необходимости, могут быть дополнены и откорректированы. Целью данного этапа является повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса.
3 этап – коррекционный. В рамках коррекционной работы с обучающимися, ребята посещают психологические занятия с целью преодоления различного рода трудностей. Коррекционно - развивающие занятия способствуют развитию творческого мышления, исследовательской мотивации, эмоциональной сферы, снятию тревожности и т.д. Консультации для одарённых обучающихся позволяют сформировать устойчивую позитивную мотивацию к исследовательской деятельности, а также «открывают» новые трудности для одарённых детей и тут же помогают разрешить сложившиеся проблемные ситуации.
- 4 этап – развивающий. Включает организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий различными субъектами образовательного процесса, организацию мероприятий по социализации и адаптации одарённого ребенка, создание образовательной среды учреждения образования. Целью данного этапа является формирование, углубление и развитие неординарных способностей обучающихся.
Систему работы можно представить в виде круга, в центре которого одарённый ребёнок, а вокруг него циклично проходят: этап диагностики; информационный этап; этап коррекции; этап развивающий - формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребёнка.
ГЛАВА IV Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми
Проблема профессиональной подготовки педагогов к работе с одаренными детьми стоит весьма остро в современном образовании. Ведь зачастую, сталкиваясь в своей практике с одаренными детьми, педагог не знает, как себя вести и что делать. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей; не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять), враждебно настроены по отношению к выдающимся детям; ведь те создают определенную угрозу педагогическому авторитету; такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий; а не качественное их изменение.
Таким образом; необходимо ставить и решать задачу подготовки педагогов специально для одаренных. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа педагогов; работа с которыми одинаково важна для развития одаренных обучающихся. Это:
- педагог; вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности; возбуждающей интерес к предмету;
- педагог; закладывающий основы мастерства; отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
- педагог; выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей; обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон; чрезвычайно редко. Исследования говорят; что подготовленные педагоги значимо отличаются от тех; кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе обучающихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение; углубленный анализ проблем; оценку информации и т.д.). Подготовленные педагоги больше ориентируются на творчество; поощряют обучающихся к принятию риска.
Межличностное общение; способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом; должно носить характер помощи; поддержки; не директивности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов педагога;
представления о других; окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства; которое следует ценить; уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций; чем отрицательных;
представления о себе; я верю; что связан с другими; а не отделен и отчужден от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят; я привлекателен как человек;
цель педагога; помочь проявлению и развитию способностей ученика; оказать ему поддержку и помощь.
По мнению исследователей; поведение педагога для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам; он разрабатывает гибкие; индивидуализированные программы; создает теплую; эмоционально безопасную атмосферу; предоставляет обучающимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки обучающегося; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности обучающегося.
Неизбежно возникает вопрос; «Существует ли такой педагог — «образец образцов» — в природе и можно ли такие качества; умения развить».
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями; с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения; развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений; необходимых для того; чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство).
Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для того, чтобы расширить их знания о мире, профессии; специальностях и видах деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним обучающимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник; советчик; тот; кем обучающийся восхищается; кому стремится подражать; кто оказывает влияние на его жизнь.
Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает воспитанникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки; развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия; помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Воспитанники учатся учитывать свои не только сильные; но и слабые стороны.
Какую же профессионально-личностную подготовку должен пройти педагог, чтобы успешно работать с одаренными детьми?
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления.
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:
- не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
- не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять обучающимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — это:
1) формирование профессионально-личностной позиции педагогов. Работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов;
4) создание психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;
6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов;
7) особенности контингента обучающихся (их возраста, состояния здоровья и т. п);
8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:
а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);
б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);
9) специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей.
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов:
1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.
В рамках общего обучения раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом, может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.
Специальное обучение должно строиться с учетом специфики подготовки педагога, работающего с одаренными детьми.
2. Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, РМО, смотры и конкурсы профессий).
3. Принцип единства теоретической и практической подготовки. В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация данного принципа требует подготовки соответствующих экспериментальных площадок. Но очень многое зависит от самого педагога, его творческого роста.
ГЛАВА V Формы работы с одарёнными детьми
Формы работы с одарёнными детьми, которые применяются в учреждениях дополнительного образования:
- групповые занятия с одарёнными обучающимися;
- индивидуальные занятия, консультации;
- конкурсы;
- участие в фестивалях;
- публичные выступления;
- участие в городских, районных и областных мероприятиях;
- участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.
Важным моментом работы с одарёнными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
- круглые столы;
- информационно-практические беседы;
- информационные лектории с элементами практикума;
- обучающие семинары;
- творческие лаборатории родителей;
- привлечение родителей к совместной творческой деятельности;
- родительские педагогические тренинги;
- родительско-ученические капустники;
- обмен мнениями.
Советы родителям одарённых детей.
1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
4. Избегайте длинных объяснений и бесед.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
7. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая свою работу по одной из самых актуальных тем в современном образовании, хочется отметить следующее: педагогам, работающим в системе дополнительного образования необходимо знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одаренного воспитанника должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Педагогам необходимо учитывать индивидуально – психологические и возрастные особенности талантливых детей, задача педагогов – понять своих воспитанников и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Опубликовано: 1092 дня назад (23 ноября 2021)
Просмотров: 2015
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!