Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ

Из опыта работы педагога-психолога детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ
С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется: незнакомая обстановка, незнакомые взрослые, отсутствие родителей, режим дня, новые требования к поведению. Все это обрушивается на малыша одновременно. Происходи процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – привыкание малыша к детскому саду.

Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики. Негативный – дезадаптация, стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психического развития.

Различают 4 степени тяжести адаптации:
1. Легкая степень: к 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений

2. Адаптация средней степени тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в дошкольном учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая степень адаптации: значительная длительность (от 2 до 6 месяцев) и тяжесть всех проявлений.

4. Сверхтяжелая степень: около 5 месяцев и более. Встает вопрос, стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
Общая задача педагогов и родителей в адаптационный период – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, снизить риски возникновения дезадаптации.
Именно с этой целью была создана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Целью такой модели является создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение через взаимодействие детского сада и семьи.

Адаптацию следует рассматривать с точки зрения трех сторон участников этого процесса: родители, воспитатели, дети. Адаптацию проходит каждый участник, поэтому сопровождение необходимо всем участникам на протяжении всего адаптационного периода.

Можно выделить следующие этапы модели организации адаптационного периода:
1. Прогноз адаптации.
На этом этапе происходит первая встреча педагогов с родителями малыша. По возможности, на этом этапе необходимо познакомиться и с самим малышом. При первом знакомстве с мамой и малышом устанавливаются положительные контакты, доверительные отношения.
В это время необходимо провести анкетирование родителей на тему «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад», из которой можно получить информацию о готовности ребенка к посещению детского сада, личностных особенностях, привычках, что поможет педагогу сделать прогноз о том, как быстро малыш адаптируется к новым условиям.

2. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего возраста в виде лекций-консультаций.
На этом этапе педагог-психолог знакомит педагогов с возрастными особенностями детей раннего возраста, особенностями адаптационного периода детей разной степени готовности к посещению дошкольного учреждения.
Также на этом этапе происходит ознакомление с данными медицинских карт поступающих детей. Это позволяет выявить детей с нарушениями развития, выделить «группу риска», выделить детей, которым необходимо более пристальное внимание в адаптационный период, что поможет снизить риски возникновения тяжелой и сверхтяжелой степени адаптации.

С учетом состояния здоровья детей педагог-психолог совместно с воспитателями создается график приема детей. Также с учетом возраста детей составляются планы работы по адаптации, в которые включаются игры и упражнения, направленные на поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду.

Немаловажной составляющей является совместный осмотр и подготовка группы, материально-технического оснащения.

3. Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в виде лекций-консультаций.
Родители получают информацию о том, что же такое адаптация, как она происходит, на какие моменты необходимо обратить внимание родителям. Также педагог-психолог знакомит родителей с различными аспектами нахождения ребенка в детском саду, требованиями к режиму дня и т.д.

Все это можно провести в виде групповых лекций-консультаций, а также подготовить для родителей памятки на темы: «Как помочь привыкнуть быстрее привыкнуть к детскому саду?», «Режим дня детей раннего возраста», «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей».

Очень важно на протяжении всего адаптационного периода взаимодействовать педагогу-психологу с родителями на личных консультациях. Это помогает снизить уровень тревожности родителей, потому что они тоже переживают и волнуются за своих малышей, помогает уточнить личностные особенности каждого ребенка для того, чтобы общение с ребенком в детском саду было более эффективное и приятное для малыша.

4. Проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
На этом этапе педагог-психолог совместно с воспитателями проводит серию занятий с детьми, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечного напряжения, помочь освоиться в новой обстановке. Важная составляющая таких занятий – это знакомство детей друг с другом и сплочение детского коллектива.

Программу занятий каждый педагог-психолог выбирает для себя самостоятельно. Можно найти пример какой-либо программы и составить свою программу, которая будет адаптирована под конкретный детский коллектив в конкретном учреждении.

Как правило, программа рассчитана на 10-12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю или 2 раза в неделю (на усмотрение педагога-психолога). Рекомендуется проводить серию занятий несколько раз в течение адаптационного периода в связи с тем, что малыши часто болеют, кто-то постоянно посещает детский сад, а кто-то длительно болеет. Поэтому повторение занятий позволяет включить в процесс всех детей.

На протяжении всего периода адаптации процесс привыкания детей раннего возраста к детскому саду контролируется с помощью индивидуального «Листа адаптации» на каждого ребенка, который заполняют воспитатели, педагог-психолог, медицинский работник. Это позволяет ежедневно проводить мониторинг поведения, эмоционального состояния ребенка и состояния его здоровья в первый месяц посещения детского сада.

Таким образом, данная модель организации адаптационного периода позволяет системно подходить к процессу привыкания малышей к детскому саду и всесторонне оказывать поддержку малышу в этот сложный период адаптации, что значительно повышает количество детей с легкой и средней степенью адаптации и снижает количество детей с тяжелой и сверхтяжелой степенью адаптации.

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация детей к детскому саду Адаптация детей раннего возраста к детскому саду Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы воспитателя Адаптация ребёнка к детскому саду

Похожие статьи:

Адаптация ребёнка в детском саду

Опубликовано: 1063 дня назад (21 декабря 2021)
Просмотров: 1551
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Никита # 22 декабря 2021 в 05:27 0
Спасибо большое, полезная статья
Дмитрий # 22 декабря 2021 в 05:29 0
Полезная тема! Интересно изложен материал.
Людмила # 22 декабря 2021 в 05:37 0
Спасибо. Статья супер!!!!!!!
Марина # 22 декабря 2021 в 11:09 0
Адаптация является одним из самых сложных периодов ребенка в ДОУ.Эта тема актуальна в любые времена.Спасибо огромное за материал!
Гульназ Габитовна Морозова # 22 декабря 2021 в 11:35 +1
Спасибо большое!
Оксана # 22 декабря 2021 в 18:29 0
Очень серьезная тема освещена достаточно подробно и очень простыми словами. Уверена, родителям и мололым, и не очень эта статья будет полезна. Уважаемые родители! Будьте открыты к любой информации, анализируйте, будьте вдумчивы, будьте внимательны к своим детям на всех этапах их взросления! Всем удачи в таком нелегком, но интересном родительском труде))