Семейные картофельные посиделки "Здравствуй, милая картошка!". Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса
Цель праздника: познакомить учащихся с историческими сведениями о картофеле; углубить и расширить знания о картофеле, развивать творчество, способствовать самореализации детей, более тесному общению детей и взрослых, создавать позитивное настроение; воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Ход мероприятия
Внимание, внимание!
Всем в назидание:
Кто хочет хоть трошки
Покушать картошки,
Готовьте загадки, стихи, поговорки,
Поделки и фотки и скороговорки -
Всего понемножку,
Но все про картошку!
ВЕДУЩАЯ:
Добрый день, гости званые, гости желанные! Милости просим на картофельные посиделки!
Да-да, именно на картофельные, а не на луковые или морковные. Ведь не зря 2008 год ООН был объявлен Годом картофеля. И почему именно ему такая честь?
Инициатором этого начинания стало такое серьезное учреждение, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. За этим стоят тщательно выверенные расчеты. Темпы роста населения планеты требуют, чтобы в течение следующих трех десятилетий объем продовольственного производства увеличился на 60%. И эксперты убеждены: решить эту задачу поможет именно картофель. Почему именно картофель? Картофель выращивают во всем мире и в Китае, и в субтропических низинах Индии, и в экваториальных горах Явы, и в степях Украины, и конечно в нашей любимой Беларуси. Лидирует по производству картофеля – Китай. А вот по производству на душу населения – наша Беларусь.
В Дании каждый год в октябре бывают картофельные каникулы. Для детей устраивается веселое представление, где главная – Королева картошка
В Бельгии существует музей картофеля. Среди его экспонатов – тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля – от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему – «Едоки картофеля» Ван Гога. (А еще у этого художника есть картины: «Крестьяне, сажающие картофель» и «Крестьянка, чистящая картофель».)
А в Шотландии есть целая сказочная картофельная страна (музей). В ней «живут» 300 отборных картошек. У них есть вокзал, машины, магазин, уличные фонари и даже роддом для молодых картошечек.
На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег.
Картофелю посвящались стихи и баллады.
В немецком городе Гарнце стоит памятник картофелю. Это огромная гранитная глыба, на которой высечены слова: «Тут впервые был высажен картофель.1748».
(Из-за ширмы раздается Апч-хи)
ДЕВОЧКА: Ну и скучная это работая - перебирать картошку. Мама с папой ушли, а мне дали задание – мелкие картошки клади в эту корзинку, они на посадочный материал пойдут. А крупные – вот сюда, эту картошечку мы есть будем. Ну, как же это скучно. В сказках в это время обязательно появляется добрая фея, как в «Золушке» например.
(Стук в дверь. Появляется крестная девочки).
КРЕСТНАЯ:
- Здравствуй, дорогая моя крестница.
ДЕВОЧКА:
- Здравствуй, милая крестная. Ты мысли мои прочитала?
КРЕСТНАЯ:
- Какие мысли? О чем ты думала?
ДЕВОЧКА:
- Скучала. Мама и папа ушли, а мне поручили эту скучную картошку разбирать.
КРЕСТНАЯ:
- Скучную? Давай-ка я тебе помогу.
Вдвоем работать оказалось веселее. Девочка нашла необычную картошку:
ДЕВОЧКА:
- Ой, крестная, посмотри какая смешная картошечка!
КРЕСТНАЯ:
- Ну вот, а говорила картошка скучная. Это же великий овощ. Знаешь, с каким почетом она пожаловала в Россию? Как знатная госпожа, в роскошном экипаже прибыла картошка из Роттердама в Санкт-Петербург. Прислал этот подарок на родину царь Петр 1, он тогда в Голландии находился. Получателем царской посылки был граф Шереметев. Все присутствующие, да и сам граф, еле сдерживали любопытство: что же такое прислал молодой царь из-за границы. Да еще в роскошные меха завернутое? Какую необыкновенную диковинку? Но вот развернули меха – а под ними простой холщовый мешок. Это, конечно, всех озадачило. Еще больше озадачились собравшиеся, когда рассмотрели содержимое мешка. Заморские плоды оказались невзрачными и неаппетитными на вид. Тем не менее, граф Шереметев с широкой улыбкой взял один «фрукт» и попытался продемонстрировать, с каким наслаждением он пробует царский подарок. Только это у него не очень-то получилось. Граф скривился и сплюнул. Вот так.
Не сразу наш народ признал картошечку. Царские чиновники вместо того, чтобы разъяснять людям, как выращивать новое растение, действовали лишь приказом, да угрозой. Особенно сурово обходился с народом император Николай 1 по прозвищу Палкин. При нем палками убивали провинившихся солдат. Он и картофель решил насаждать палкой. Сказано мужичью сажать – и сажай. Но мужики поверили слухам, будто картофель – «чертово яблоко» и отказывались выполнять распоряжения властей. Начались «картофельные бунты». Правительство посылало против непокорных войска. Но зато тем, кто рискнул посадить картофель, выдавали не только денежную премию, но и медаль «За полезное».
Заходит 2 девочка:
2 ДЕВОЧКА:
- Здравствуйте! А что вы тут делаете?
1 ДЕВОЧКА:
- А мы картошку перебирали, и крестная столько много интересного мне про картошку рассказала.
2 ДЕВОЧКА:
- А я еще совсем недавно ну совершенно не могла есть картошку. А потом врач сказала, что раз у меня проблемы с сердцем, то картошку надо есть обязательно, потому что в ней калия больше, чем в хлебе, рыбе, мясе. А калий очень нужен человеку для хорошей работы сердца. Мне теперь мама картошку и жарит, и варит, и драники делает, и запеканку картофельную. Но полезнее всего печеная картошка. А еще мама сказала, что и кисель тоже с помощью картошки делают, ведь добавляют крахмал, а его из картошки делают.
КРЕСТНАЯ:
- И вообще картошка – ценное стратегическое сырье для промышленности. Из картофеля получают много разных веществ, которые потом идут на производство пластмасс, лаков, автопокрышек, пленок, искусственных тканей и даже духов.
ДЕВОЧКИ:
- Вот это да!
Заходят два мальчика:
МАЛЬЧИКИ:
Здравствуйте! А что вы тут делаете?
2 ДЕВОЧКА:
- Ой, мальчики, а вы знаете, какая важная и полезная обыкновенная картошка?
1 МАЛЬЧИК:
- Я недавно в детской библиотеке был и там в одном журнале прочитал, что, оказывается, было время, когда в нашей стране не было картошки вообще.
1 ДЕВОЧКА:
- А что же тогда люди ели? Мне кажется, что без картошки и дня нельзя прожить.
1 МАЛЬЧИК:
- А в древности главным овощем у нас была репа. Вместе с капустой она составляла основу крестьянской еды. Репу ели сырой, печеной, варёной, но чаще всего пареной. Пареная репа была до того обычным блюдом, что вошла в поговорку « Проще пареной репы». По случаю окончания уборки репы устраивали праздник – «Репорез». Но потом на наши поля пришел картофель. У него оказалось столько достоинств, что про репу стали забывать.
2 МАЛЬЧИК:
- А я читал, что еще 14 тысяч лет назад индейцы Южной Америки собирали растущие в земле съедобные клубни, которые они называли «папа». Люди научились сами выращивать «папа» и готовить из него вкусное «Чуньо». Кушанье это долго не портилось, а потому особенно ценилось. Древний предок картошки был основной пищей, объектом поклонения и даже играл роль денег.
КРЕСТНАЯ:
- А вы помните сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы корешки? Медведь оказался в проигрыше потому, что был бестолковым, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Так и с картошкой люди не сразу разобрались. Молва о ней уже пошла по разным странам. Но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картошку. Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. И отравлялись, потому что эти плоды ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «чертовым земляным яблоком».
Лишь у придворных дам картофель был в почете: им нравились цветки нового растения – и дамы стали украшать им свои прически.
Во Франции первым, кто помог людям по достоинству оценить картофель, был парижский аптекарь Пармантье. Для этого ему пришлось схитрить. Пармантье посадил картофельные клубни на своем огороде. И упросил короля выделить для их охраны несколько солдат. Днем солдаты исправно охраняли посадки, а на ночь уходили спать. Местные крестьяне решили: раз огород охраняется, значит там посажено что-то ценное. По ночам они воровали клубни и пересаживали на свои поля. Так догадливый аптекарь приучил французских крестьян разводить земляные яблоки. Французы поняли и признали ценные качества картофеля. Благодарные потомки позднее воздвигли Пармантье два памятника: под Парижем, там, где был охраняемый участок, и на его родине. На памятнике высечены слова Людовика ХVI: «Поверьте мне, настанет время, когда Франция поблагодарит Вас за то, что Вы дали хлеб голодающему человечеству».
2 ДЕВОЧКА:
-А я и не знала, что у простой картошки, которую мне пришлось перебирать, такая удивительная судьба.
КРЕСТНАЯ:
- И не зря нас, белорусов называют «бульбашами». Беларусь входит в восьмерку крупнейших производителей в мире и занимает первое место по его выращиванию на душу населения.
1 ДЕВОЧКА:
-А знаете что, давайте мы приготовим драники и угостим всех детей в нашем классе.
ВСЕ:
-Давайте!
Дети уходят. Веселая музыка. Входят дети и разносят блюда с драниками по столам:
ВСЕ:
-Угощайтесь, пожалуйста!
Саладзей за пранікі
І смачней за дулі
Бульбяныя дранікі,
Што спякла матуля.
3 ДЕВОЧКА:
- Спасибо, я не ем картофель, от него сильно толстеют.
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Да нет, это неверное мнение. На самом деле толстеют не от картофеля, а от сливочного или подсолнечного масла, которое используют в приготовлении блюд. Просто отварной картофель содержит всего около 90 калорий (на 100 граммов – меньше, чем некоторые сладкие йогурты). Как показали исследования, картофельный крахмал, содержащийся в клубнях, способствует пищеварению ( в переводе «крахмал» означает «мука, дающая силу»). А в клубнях содержится до 18% крахмала. Также там достаточно много витаминов А, В2, В6, С, РР, и более 20 минеральных элементов. В молодом картофеле содержится в 2-3 раза больше, чем в клубнях, которые хранились долго. Здоровому человеку рекомендуется потреблять300-400 граммов картофеля в сутки.
ВЕДУЩАЯ:
- Ребята, а сейчас в нашей библиотеке произойдет маленькое чудо: к нам в гости придет сама Королева картошка. Давайте поприветствуем ее.
Заходит Королева картошка.
КОРОЛЕВА КАРТОШКА:
Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я вам сказать
Без картошки на отлично
Ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец!
Хоть сердит зеленый лук
А картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут.
Садится в кресло.
Дети дарят ей стихи, поделки, рисунки, приготовленные дома.
КОРОЛЕВА КАРТОШКА:
- Ребята, а вы хотите поиграть?
Игры.
1. Найди две одинаковых картошки.
КОРОЛЕВА КАРТОШКА:
Картошку знает стар и млад,
Картошку любят дети.
Готовит мама для ребят
Гарнир – пюре к котлете.
А я раскрыть тебе хочу
Секрет картошки, слушай:
Весной посадишь ты одну,
А в осень десять кушай.
2. Игра-эстафета «Кто быстрее соберет урожай»
КОРОЛЕВА КАРТОШКА:
Мы возьмем ведерки
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Выкопать картошку.
(Две команды. На полу лежат кружочки. Первый – сажает (кладет в кружочки), второй – собирает и т.д.
3. «Картошка в ложке»
КОРОЛЕВА КАРТОШКА:
Конкурс есть еще – проверьте,
Кто обеду будет рад.
Пробежать с картошкой в ложке,
Только двигаться назад.
(Две команды. Первые игроки получают ложки, в которые лежат картошки.
По команде они обегают свою команду и передают ложку второму игроку. И т.д.)
4. «Найди слово в слове картофель» ( форель, ель, торф, лето, форт, лекарь …)
КОРОЛЕВА КАРТОШКА:
Я картофель утром ела,
Так старалась, так пыхтела,
Что картофель – на бровях,
на носу и на ушах.
5. Аукцион «Блюда из картофеля»
КОРОЛЕВА КАРТОШКА:
Картошка, картошка,
Урожай богатый.
Вкусную картошку
Любят все ребята.
ВЕДУЩАЯ:
- Вот и закончились наши картофельные посиделки. Но прежде, чем мы разойдемся, очень хотелось бы узнать, а что же нового, интересного вы сегодня узнали и запомнили.
Рекомендуем посмотреть:
Осенний переполох для учащихся 3-5 классов. Сценарий
День осенних именинников в 4 классе. Сценарий
Праздник "Починки" для 4-5 класса с презентацией
Мероприятие про грибы для школьников. Сценарий с презентацией