Пластилинография как средство развития творческих способностей детей. Из опыта работы воспитателя ДОУ
Пластилинография – нетрадиционная техника работы с пластилином.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например,
декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике
пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию
оригинальных произведений.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, что в свою очередь развивает мелкую моторику рук ребенка с ОВЗ. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с младшими детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей с ОВЗ.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь (в процессе занятий) пластилинографией, у ребенка с ОВЗ развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография на стекле для дошкольников
Пластилинография для детского сада. Старшая - подготовительная группа
Из опыта работы воспитателя детского сада. Пластилинография для дошкольников
Консультация для родителей в детском саду. Пластилинография
Похожие статьи:
Пластилинография в средней логопедической группе
Пластилинография для старших дошкольников. Мастер-класс
Пластилинография. Мастер-класс
Пластилинография в детском саду. Мастер-класс
Аппликация из пластилина для детей 4-6 лет