Конспект занятия "Арктика" в подготовительной группе
Конспект НОД на тему "Удивительная Арктика" для детей подготовительной группы с презентацией
Ход занятия
Вводная часть(5 мин). Дети заходят в группу под фоновое музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», встают в круг. Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!!!
Звучит звук видео вызова «Скайп».
Воспитатель: Ребята, слышите, нам кто-то звонит по видеосвязи. Давайте присядем и ответим на вызов.
На экране появляется Гена Барбоскин. Гена Барбоскин:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите узнавать все новое и интересное. В моем научном кружке мне задали задание узнать какие животные живут в удивительном месте на нашей планете – Арктике, и выяснить почему они не замерзают. Ведь в Арктике сильные морозы, много снега и льда. Но я очень занят сейчас. Мне нужно помочь Лизе, Розе, Дружку с уроками, а с малышом мне нужно еще и погулять. Совсем не хватает времени. Ребята, помогите пожалуйста собрать материал для задания. Для этого вам необходимо отправиться в Арктику и узнать какие животные там проживают и почему они не замерзают. Я буду очень ждать ваши материалы. До свидания! Воспитатель: Ребята вы Согласны помочь Гене? Дети: Да!
Воспитатель:
Нам нужно узнать, где находится Арктика
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Я держу руками…. (глобус).
Глобус нам поможет. Кто из вас нам скажет, где находится Арктика? Ответы детей Дети находят на глобусе Арктику и отмечают флажком. Воспитатель: Ребята, Арктика находиться далеко, на чем мы можем туда добраться? Ответы детей . Воспитатель: Правильно, самый быстрый вид транспорта – самолет. Отправляемся в путь! Занимаем свои места в салоне!
Основная часть(20 мин) Звучит аудиозапись «Вьюга»
Дети проходят на стульчики Воспитатель: Мы с вами прилетели в Арктику. Давайте вспомним герои каких сказок попадали на Северные полюс? Как они себя чувствовали? Почему? Ответы детей . Воспитатель: а теперь давайте вспомним что вы уже знаете об Арктике.
Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше называет»
- Айсберг это..(крупная глыба льда над водой)
- Необычайное природное явление Севера. (северное сияние)
- На Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)
- Северный Ледовитый… (Океан.)
- Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом (полярники)
- Судно, прокладывающее путь во льдах… (ледокол)
- Где живёт Умка? (Арктика.)
- Арктика – это царство…(снега и льда)
Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт со снегом Воспитатель: Почему в Арктике снег и лед не тает? Предлагаю вам разделиться на две группы и провести опыт. Задача каждой группы узнать, что произойдет со снегом в течение одной минуты:
1. если его нагревать – I группа
2. если не нагревать – II группа Вывод: при низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает. Значит в Арктике очень холодно, поэтому снег не тает длительное время и его очень много.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте присядем и понаблюдаем что еще есть удивительного в Арктике. Слайд «Северное сияние» Воспитатель: Ребята что вы видите? Что это такое? Дети: Северное сияние! Воспитатель: Это очень красивое, удивительное небесное явление природы. Это явление можно наблюдать весной и осенью на Северном и Южном полюсе. На ночном небе загораются сверкающие дуги и переливаются разными красками. Ребята, вам нравится? Дети: Да, очень красиво. Воспитатель: Северным сиянием любуются и обитатели Арктики. Сейчас я загадаю загадки о животных Арктики. Отгадки вы приклеите к фону «Северное сияние». Так мы начнем собирать материалы для Гены и поможем ему выполнить задание.
Дидактическая игра «Загадки о животных Севера»
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы - бурый... (морж)
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты. (Северный олень)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Белый гонится за белым
Хочет белым пообедать,
Как догонит зубом щелк,
Белый - бедный сытый …(волк)
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут... (Песец)
Летает бесшумно,
Кругом голова,
Полярная белая птица … (сова)
В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (Тюлень )
Дети приклеивают отгадки к фону «Сереное сияние».
Дидактическая игра «Найди друга»(элемент ТРИЗ)
1. Слайд 1 «Тюлень». Тюлень умеет хорошо нырять, а кто еще умеет нырять? Ответы детей .
2. Слайд 2 «Северный олень». Северный олень умеет ходить по сугробам и не проваливается, а кто еще так умеет? Ответы детей .
3. Слайд 3 «Полярная сова». Сова умеет охотится по ночам, кто еще так умеет? Ответы детей .
4. Слайд 4 «Белый медведь». Белый медведь любит ловить рыбу, кто еще так умеет? Ответы детей .
Воспитатель: Ребята, детеныши тюленя – бельки, уже в возрасте одного месяца пробуют плавать. Под водой тюлени могут оставаться больше 20 минут, для этого они тренируются. Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем дыхательное упражнение.
Дыхательная гимнастика
Холодно, кругом снега!
Зиму с радостью встречаем –
Свежий воздух мы вдыхаем.
Руки дружно опускаем,
Медленно все выдыхаем.
Вниз посмотрим, чьи следы?
Нюхать будем жадно мы,
На снежок мы приседаем.
Рыскать по следам устали
Вдох и выдох, вместе встали!
Воспитатель: Мы узнали какие животные живут в Арктике. Теперь нам нужно выяснить как им удается выжить в таких холодных условиях. Для этого мы составим схему «Животные Севера».
Воспитатель: Посмотрите на обитателей Севера, они все разные. Как вы думаете почему им не холодно? Почему у большинства животных белая окраска? Ответы детей . Вывод: Животным помогает выжить густой теплых мех; белая окраска меха помогает им прятаться и оставаться незаметными на снегу.
Дети приклеивают на схему карточки: «мех», «белая окраска меха».
Воспитатель: Теперь подойдем к льдине и посмотрим кто на ней сидит.
Дети подходят к льдине, на которой сидит белый медведь, тюлень, морж.
Воспитатель: Обратите внимание у моржа и тюленя нет густого и теплого меха. Почему они не замерзают? Ответы детей . Вывод: Не только мех помогает животным не мерзнуть. Под их кожей находится толстый слой жира, который их греет. Поэтому северные животные крупные, упитанные.
Белый медведь постоянно ныряет в океан и ловит там рыбу. Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Ответы детей
Воспитатель: Ребята, сейчас с вами выясним, почему медведь и животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду.
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с бумагой» Воспитатель: Предлагаю вам поработать парами. Подходите к столам и занимайте места. Дети делятся на пары и проходят за столы.
Для вас приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром. Опытная деятельность: опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром. Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут, даже когда плавают в ледяной воде.
Ребенок приклеивает к схеме карточку «Жир».
После выполнения опыта дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Молодцы ребята! Чтобы выполнить следующее задание нам необходимо потренировать глазки.
Гимнастика для глаз
Чтобы глазки не устали,
Быстро ими поморгали,
Влево смотрим, вправо смотрим,
Поднимаем вверх глаза,
Вниз опустим и закроем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем глазки открывать!
Глазкам тоже нужно отдыхать!
Дидактическая игра «Узнай чей след» на интерактивном экране. Воспитатель: Перед вами изображения со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк, полярная сова. Подумайте и расположите каждого животного напротив своего следа. Воспитатель: Теперь давайте скажем как правильно называются следы животных.
Дидактическая игра "Как след называется?"
У медведя след - медвежий, у моржа- ...(моржевый), у тюленя-...(тюлений), у оленя-...(олений), у волка - … (волчий), у птицы - …птичий.
Итог(5 минут) Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте посмотрим на наши собранные материалы.
Рассматривание плаката и схемы «Животные Севера».
Дидактическая игра «Закончи предложения»
- Погода в Арктике …
- Снег не тает потому, что….
- На ночном небе можно любоваться ….
- В Арктике обитают….
- Животным не замерзают из-за …
- Животные не мокнут из-за…
Воспитатель: Нам пора отправляться в группу.
Физкульт минутка «Самолет»
Дети рассаживаются на стулья.
Звучит звук видео вызова Скайп.
Гена Барбоскин:. Спасибо ребята за собранные материалы!!! Вы мне очень помогли. По почте я отправил вам угощения. Мне пора. До скорых встреч!
Стук в дверь.
- Ребята, а вот и посылка от Гены. Он нас благодарит за помощь и хочет, чтобы вы попробовали конфеты "Мишка на Севере".
Рефлексия Воспитатель: Как вы думаете, мы сумели помочь Гене?? Ответы детей .
Дидактическая игра «Закончи фразу»
1. Сегодня мы помогли…
2. У него было задание…
3. Мы отправились в …
4. Мы отгадывали загадки о…
5. Мы проводили ….
6. Мне понравилось…
7. Меня удивило…
Презентация на тему: НОД "Удивительная Арктика" для подготовительной группы