Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Беседа о А.С. Пушкине»
Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умения подбирать слова-родственники.
- Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.
- Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях.
- Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух. Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.
Предварительная работа.
Чтение сказок, беседа о Пушкине, рассматривание иллюстраций, выставки книг Пушкина.
Оборудование.
Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам. Волшебный сундук с предметами из сказок.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Послушайте, ребята. Я расскажу вам стихотворение.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
(из стихотворения «Осень»)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
(из стихотворения «Зимний вечер»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
Скажите, ребята: Кто автор этих поэтических строк?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин
2. Основная часть
Воспитатель: Что вы знаете о Пушкине?
(Ответы детей) Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно
(6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Александр Сергеевич Пушкин писал свои произведения и для взрослых, и для детей. Во многих городах есть памятники Пушкину. А в нашем городе – Нижнем Новгороде, именем Пушкина назван театр оперы и балета.
Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?
(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)
Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина?
(Волшебная белка. Тридцать три богатыря, злой волшебник Черномор, русалка на ветвях дуба, учёный кот, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке рыбка.
(Сказка о рыбаке и рыбке.) Рыбка предлагает нам поиграть.
Игра «Подбор признаков к предметам»
Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.
Море – синее, неспокойное, почерневшее
Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная.
Старик – добрый, веждивый, справедливый.
Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.
Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко.
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Как описывает Пушкин яблоко?
(Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.)
Как выражает пёс свое предчувствие беды?
(На доске иллюстрации)
(Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)
Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее?
(На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.)
Игра «Потому что… »
Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что ….
(он спас лебедь от погибели) .
Гвидон превратился в комара, потому что… .
(ему захотелось попасть в дом отца Салтана).
Комар
(Гвидон) укусил Бабариху, потому что ...
(она не хотела пускать царя Салтана навестить чудный остров с князем Гвидоном).
Все удивлялись чудесной белке, потому что...
(она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды).
Князь Гвидон превратился в муху, потому что...
(ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят).
Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что…
(хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону).
Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что
(хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана).
Физкультминутка
Ветер по морю гуляет
(поднимают руки вверх)
И кораблик подгоняет
(помахивают руками)
Он бежит себе в волнах
(сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах
(опускают руки)
Мимо острова крутого
(садятся на корточки)
Мимо города большого
(встают)
Пушки с пристани палят
(хлопают в ладоши)
Кораьлю пристать велят
(топают ногами)
(повторить 2 - 3 раза)
Игра «Различай звуки Л – ЛЬ»
Начало, середина, конец. Твердый, мягкий.
Салтан, лебедь, Балда, Елисей, белка, Соколко, Чернавка, солнышко.
Вариант: Р –РЬ.
старуха, Черномор, царевна, царь, рыбка, богатыри, коршун, дворянка, царица, ветер.
Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас рассказать эпизоды сказок по иллюстрациям. Что такое эпизод? Что такое иллюстрация?
(Ответы детей)
На доске иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки.
Можно пересказ по парам. Индивидуально. Один начинает, а другой продолжает. Уточнение после пересказа.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Какая любимая сказка у Кирилла? Чему учат нас сказки Пушкина? Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе ДОУ
Литературная викторина по сказкам Пушкина в подготовительной группе
Детям о Пушкине
Конспект занятия в детском саду ко Дню рождения Пушкина. Старшая группа