Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Принципы подбора репертуара для детского хора

Методическая разработка на тему: «Принципы формирования репертуара для занятия детей младшего возраста в хоре и постановке музыкальных сказок-опер в детском коллективе «Театр у рояля»»
Пояснительная записка
Главная задача руководителя хора – отбирать репертуар, прежде всего, с позиции качественной ценности и важно это начинать делать с детьми младшего школьного возраста, т. к. уже в это время важен этап духовного и нравственного становления личности. Это определило выбор темы данной разработки: «Принципы формирования репертуара для хора детей младшего школьного возраста».

Формирование репертуара всегда был и будет острой практической проблемой в художественном творчестве. От того, как правильно, гибко, умело, подобран репертуар, зависит рост профессионального мастерства хорового коллектива. Для младшего хора представляется актуальным подбирать произведения, в которые можно включать элементы театрализации. Использование движений и костюмов значительно украшает исполнение. «Театр у рояля» был внедрён мною в учебный процесс в 1974 году. В настоящее время, «Театр у рояля» проводится в рамках предмета «Хор» дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Музыкальное исполнительство», наряду с предметом «Хоровое пение». Учебная нагрузка 1 час в неделю с группами до 10 человек - с 1 по 3 класс. Срок обучения 3 года.

Исходя из личного опыта, я поняла, что через постановки музыкальных сказок решаются многие проблемы, связанные с этим возрастом. Это - моторная «зажатость», закрепощенность, недостаточные вокально-слуховая, двигательно-слуховая координации, потребность в смене эмоциональных состояний, склонность к сопереживанию, стремление «увидеть» за словом конкретное представление, образ, а также стремление к самовыражению.
Нельзя заниматься с детьми младшего школьного возраста сухо и стандартно, нужно заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения. Учитывая психофизиологические особенности о возможности детей, имею опыт переложения сказок – опер.

Работу с младшим хором веду по двум направлениям - это и традиционная форма занятий (развитие вокально-хоровых навыков и подготовка песенного репертуара и.т.д.), и творческий процесс (постановка музыкальных сказок), который помогает детям приобщиться к миру музыки, более уверенно держаться на сцене, развивает вокальные навыки, дикцию, музыкальную память, а также помогает проявлять и развивать творческие задатки ребёнка.

От такого взаимопроникновения форм вокально-хоровой работы идёт разносторонняя, обширная вокальная подготовка детей младшего школьного возраста.

Данная методическая разработка состоит из трех глав и трех приложений. В первой главе освещаются основные принципы подбора репертуара и его особенности для детского хора. Во второй главе рассматриваются психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста и, в связи с этим, особенности составления программы для хора детей данной возрастной группы. В третьей главе рассказывается о предметет «Театр у рояля». Приложения занимают важнейшее место в данной работе. Они включает:
1) концертную программу отчётного выступления детей младшего школьного возраста;
2) программу тематического вечера-концерта, посвящённую Дню победы «Страницы, опаленные войной».
3) перечень музыкальных сказок.

Глава 1. Репертуар хора как основополагающий фактор эстетического и нравственного воспитания.
Хоровое пение и сегодня – наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке, действенное средство музыкально – эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как слово и музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Умело подобранный, высокохудожественный репертуар, обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу.

«Процесс выбора репертуара носит индивидуальный, субъективный характер. Главное качество произведения – глубина и серьёзность заложенных в нём этических проблем. Именно этическая ценность репертуара представляется наиболее существенным его достоинством», - пишет в книге «Кое-что из опыта хормейстера» Георгий Терацуянц ( 32,с.76). Таким образом, в репертуар хора должны входить произведения, содержание поэтического текста и музыкальные образы которых дают максимальные возможности для воспитания в участниках хора таких человеческих качеств, как гуманизм, эмоциональную открытость, умение радоваться прекрасному, удивляться таинственному, любить и дорожить Родиной.

В процессе работы у каждого хорового коллектива вырабатывается определённое репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Достигнув определённых вершин, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть как бы нацелен на перспективу.

Репертуар хора должен быть разнообразным по тематике, жанрам исполняемых произведений, их стилистическим особенностям, формам строения, художественным средствам музыкального языка, и вместе с тем соответствовать определённым поставленным задачам: неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт.

Значительную часть репертуара, особенно на начальном этапе работы хора, занимают произведения с сопровождением. Вместе с тем хормейстер должен ставить перед коллективом задачу овладения навыками хорового пения a cappella. Пение a cappella требует от хора высокой исполнительской культуры, технического мастерства; оно оказывает сильное эмоционально-художественное воздействие не только на слушателей, но и на самих поющих.

Необходимо также отметить то, что для детей младшего школьного возраста важен принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании образно- игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. «Обыгранная» песня успешно развивает определённые личностные качества детей, наполняется тем смыслом, который она искони имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню. Музыка оказывается ничем незаменимым источником духовного роста ребёнка. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы», - писал В.А. Сухомлинский (22, с.132).

Глава 2. Некоторые особенности составления репертуара для хорового коллектива детей младшего школьного возраста
Репертуар для хорового коллектива подбирается его руководителем на весь учебный год. Всесторонне продумывая вопросы репертуара, можно всякий раз подбирать его так, чтобы в каждом произведении учащиеся находили бы нечто новое для собственного музыкального и певческого развития, получали необходимые сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности. Всё это оказывает большое влияние на различные стороны воспитанности юных хоровых певцов.

«Когда хор поёт хорошо, все говорят: «Хороший хор!». Когда хор поёт плохо, говорят: «Плохой хормейстер». (27,с.137). Поэтому руководителю хора нужно тщательно подбирать и выстраивать репертуарную политику.

В репертуар детей младшего школьного возраста рекомендуется включать циклические формы, а именно, объединять в циклы небольшие разнохарактерные сочинения одного автора (к примеру, песни Струве Г.А., Попатенко Т., Славкина М. и др.) или близкие по тематике произведения. В данной работе, в качестве музыкального примера для хорового коллектива младшей возрастной группы, представлен цикл песен «С нами, друг, вместе, запевай песню!», музыка композитора Струве Г.А.(Прил. 2).

Немаловажное значение имеет количественная сторона репертуара. В этом вопросе необходимо учитывать возрастной состав хора, стаж его работы, количество репетиционных часов в неделю, условия для занятий. Обычно в хоровом коллективе детей младшего школьного возраста, который занимается 1 раз в неделю по 1,5 часа, годовой репертуар охватывает 10-12 произведений.
Из общего репертуара постепенно вырисовывается концертная программа младшего хора. Для отчётных концертов выбираются произведения различные по характеру, тематике и трудности исполнения. В связи с тем, что главной задачей отчетного концерта является показ достижений в вокально-слуховом и эмоциональном развитии детей за учебный год, концертная программа включает в себя песни современных композиторов, классику, шуточные, игровые и жанровые песни-сценки часто с элементами движения, народные песни – одноголосные с элементами двухголосия с сопровождением.

Наглядным показателем работы детского хора являются концертные выступления. Оптимальный вариант - не часто (2-4 раза в год), но качественно.

Каждый концерт для детей должен стать событием – ярким, запоминающимся. Концертная программа детского хора должна быть разнообразной, доступной для исполнения и восприятия, но не упрощённой, богатой исполнительскими красками, но не усложнённой. Она должна обязательно нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественной.

Концерты могут быть разных типов:
- тематические (посвящённые одной теме);
- монографические (посвящённые творчеству какого-либо одного композитора, поэта);
- фрагментарные (3-4 произведения в сборном концерте);
- в форме творческого отчёта.

Важным и обязательным должно быть выступление детей в конце учебного года – отчётный концерт. Это итог деятельности коллектива за учебный год. Исключительно ответственным моментом является составление программы выступления. Концертная программа может быть построена либо в хронологической последовательности, либо по жанрам, либо по стилистической принадлежности составляющих её произведений. Начало программы лучше построить так, чтобы оно постепенно вводило слушателя в мир музыкальных образов, а конец её был бы кульминационной точкой концерта, а именно, использовать принцип «эмоционального крещендо». В ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения.

Представляется актуальным в концертные выступления детей младшего школьного возраста включать элементы театрализации. Использование движений и костюмов очень украшает исполнение.

Глава 3. «Театр у рояля».
Предмет «Театр у рояля» был введён мною в 1974 году, как один из возможных вариантов дополнительного обучения детей пению. В настоящее время, «Театр у рояля» проводится в рамках предмета «Хор»дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Музыкальное исполнительство», наряду с предметом «Хоровое пение». Учебная нагрузка 1 час в неделю с группами от 10 человек – с 1 класса по 3 класс. Срок обучения 3 года. В течение года ставятся 1-2 постановки сказки-оперы.

Необходимо отметить то, что для детей младшего школьного возраста важен принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. В работе с детьми семилетнего возраста обязательно надо учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отключаются от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена деятельности. Это и послужило стимулом к открытию в школе предмета по выбору «Театр у рояля».

Занятия этим предметом наряду с хором решают задачи развития слуха и голоса учащихся и определённого объёма вокально-хоровых умений и навыков, необходимых для развития музыкального слуха, установления координации слуха и голоса, а также для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.

Обучая пению детей младшего школьного возраста надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры. Для начинающих певцов на начальном этапе именно игру-драматизацию и следует использовать как метод преодоления трудностей и тех проблем, которые возникают в процессе обучения.

В постановках сказок-опер так же решается серьёзная и нелёгкая проблема – воспитание и развитие чувства ритма. Б.М. Теплов писал, что «Всякий ритм есть движение…В образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Без телесных ощущений ритма…не может быть воспринят ритм музыкальный». Для воспитания маленьких певцов очень важны упражнения, развивающие чувство ритма. Участвуя в сказке-опере, ребёнку приходится самостоятельно различать темповые, динамические, регистровые изменения и отвечать на них движением: реагировать на начало и конец музыки, смену частей, музыкальных фраз; слышать вступление, передавать в движении метрическую пульсацию, простой ритмический рисунок. Всё это представляет большую трудность, преодолеть которую помогает ритмическая тренировка. Наиболее простая форма обучения маленьких певцов – чётко хлопать в ладоши, притопывать в такт мелодии. Очень важно, что бы дети научились ощущать сильную и слабую доли. Работая над совершенствованием двигательных навыков, педагог использует такие приёмы, как показ движений, упражнение с одним ребёнком и целой группой детей. Участвуя в сказке-опере, ребёнок в непринуждённой форме воспитывает чувство ритма. Двигаясь в хороводе, держась за руки и произнося ритмично слова, дети получают азы пространственной ориентации, улучшается моторно - речевая координация. Также в сказке используются элементы современных танцев, которые дети с удовольствием исполняют. Когда детям нравится то или иное действие, то они очень стараются исполнить его красиво и правильно.

Певческие навыки могут успешно развиваться лишь там, где планомерно и систематически проводится работа по развитию у детей звуковысотного и ритмического восприятия.

«Театр у рояля» - это объединение пения, музыкального движения, мимики и пантомимы, что создаёт художественный образ.

«Театр у рояля» даёт огромные возможности ребёнку раскрыть свои таланты, воплотить в жизнь мечту, выплеснуть накопившуюся энергию, разобраться в своём характере и сделать ещё один шаг в постижении окружающего мира. Всё это ориентировано на творчество детей, самостоятельному исполнению каждым ребёнком имеющихся ролей, самостоятельную организацию детьми сценического пространства.

Заключение
Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или другим хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс. На его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора.

1. В практике работы с хором руководителю необходимо учитывать следующие принципы формирования репертуара:
- художественная ценность произведения;
- его актуальность;
- разнообразие по тематике, жанрам исполняемых произведений, художественным средствам музыкального языка;
- соответствие поставленным педагогическим задачам;
- доступность произведения исполнительским возможностям хорового коллектива.

2. В репертуар хорового коллектива детей младшего школьного возраста должны входить русские народные песни, песни народов мира, произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков, сочинения современных авторов.

3. Составляя репертуар, хормейстер должен подобрать сочинения, позволяющие решать как музыкально-теоретические, так и вокально-певческие задачи.

4. При формировании репертуара хора необходимо учитывать психофизиологические особенности его участников, а в ракурсе нашего исследования – психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

5. В программу хорового коллектива детей данной возрастной группы включаются музыкальные сочинения, которые хор готовит к концертным выступлениям, а также произведения, которые помогают разрешить технические задачи на определённом этапе работы с учащимися.

6. Программа концертных выступлений хора должна выстраиваться с учётом специфики типа концерта.

7. Обучая детей основам певческого искусства, важно помнить, что правильно составленный репертуар хора помогает плодотворно решать задачи духовного и нравственного развития личности ребёнка.
Приложение 1
ПРОГРАММА ОТЧЁТНОГО КОНЦЕРТА МЛАДШЕГО ХОРА
Программа концерта
1. Детская песня «Христос воскрес» а каппела
2. С. Рахманинов «Итальянкая полька»
3. Г. Балаев «Песня о весне»
4. Французская народная песня «Братец Яков» а капелла (на трех языках)
5. А. Ермолов «Веселая песенка»
6. М. Глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
7. Р.Н.П. «В темном лесе» а капелла
8. Муз. и сл. С. Солодовой «Колокольчик»
9. муз. М. Красева по К. Чуковскому заключительный хор и опера «Муха-Цокотуха»
Приложение 2
ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНЦЕРТА ХОРА МЛАДШИХ КЛАССОВ
«Страницы, опаленные войной» (Посвященный Дню Победы)
Программа концерта
1. Б. Тухманов, В. Харитонов «День Победы»
2. Д. Топтунов «Цена победы»
3. Н. Наскалова, Н. Павленко «Луганск. Плечо к плечу»
4. П. Рукин «Ворон к ворону летит»
5. М. Фрадкин, Р. Рождественский «За того парня»
6. К. Листов, А. Сурков «В землянке»
7. М. Блантер, М. Исаковский «До свиданья, города и хаты»
Приложение 3
Перечень «Сказок – опер» для исполнения детьми младшего возраста:
1. «Сказка о глупом мышонке». Музыкальная сказка – опера по стихотворению С. Маршака, муз. О. Геталовой.
2. «Зайка-выдумщик». Г. Гладков
3. «Снежная королева». Г. Портнов
4. «Ежик-торопыжка». А. Абрамов
5. «Муха – цокотуха». Музыкальная сказка – опера по мотивам сказки К.Чуковского. Муз. М. Красева.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
История Саратовской оперы
Опубликовано: 359 дней назад (9 мая 2023)
Просмотров: 439
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Татьяна Гуляева # 12 мая 2023 в 21:27 0
Ирина Ивановна, добрый вечер!
С интересом ознакомилась с Вашим материалом, так как сама работаю музыкальным руководителем и тоже тщательно отбираю музыкальный репертуар для разучивания с детьми. Считаю, что этап духовного и нравственного становления личности начинается намного раньше, уже в детском саду. Но необходимо и дальше, в школьном возрасте, правильно, гибко, умело, подбирать репертуар, чтобы решать задачи как художественно-эстетического, так и нравственного развития. Очень близок Ваш подход использования произведений, в которые можно включать элементы театрализации. Вы правы - через постановки музыкальных сказок решаются многие проблемы - моторная «зажатость», недостаточные вокально-слуховая, двигательно-слуховая координации, потребность в смене эмоциональных состояний, стремление к самовыражению.
Дальнейших Вам творческих успехов в "Театре у рояля"!
Непременно отдаю Вам первый голос!