Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

История Саратовской оперы

Саратовская опера. Становление
Работу выполнила преподаватель 1 квалификационной категории И.И. Кадомцева
Цель работы: изучение истории возникновения и развития театра оперы и балета на Саратовской земле.
Работа предназначена для широкой массовой аудитории, учителей, библиотекарей, работников культуры, обучающихся по направлению в области музыкального и театрального искусства.
* * *
Более 200 лет насчитывает история музыкального театра в Саратове. Ещё в барских усадьбах Нарышкиных, Голициных, Куракиных, Бахметьевых и Столыпиных создаются домашние театры, хоры, оркестры для устройства домашних развлечений, представлений и праздников.

В 1803 году на улице Дворянской в Саратове (теперь это улица Сакко и Ванцетти) открывается первый публичный театр надворного советника Григория Васильевича Гладкова, в котором играют крепостные актеры, представлявшие широкому зрителю оперы, комедии, драмы и трагедии. Но в 1807 году Гладков переводит свой театр в Пензу.

А в 1810 году на Хлебной площади строится здание для театра губернатора Алексея Давыдовича Панчулидзева, пришедшего на смену театра Г.В. Гладкова. Площадь становится Театральной. Многие годы этот театр был единственным распространителем театрального искусства в Саратовской губернии.

В 1859 году деревянное здание театра сгорело. Но театральная жизнь Саратова не прекращается и актеры перебираются в помещение летнего театра, сооруженного в 1860 году О. Шехтелем за городом. Теперь там находится Саратовский государственный академический театр драмы имени Слонова. В то время летний театр является гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей. В 1875 году здесь проходили первые выступления первой русской оперной труппы под руководством видного театрального деятеля в России, актера и антрепренера Петра Медведева. В основе репертуара произведения русских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Верстовского.

В Саратове впервые появляется возможность регулярно проводить оперные сезоны.

И только в 1865 году, спустя 6 лет после пожара, на месте сгоревшего деревянного театра возводится большое трехъярусное каменное здание нового театра, который получает название «Городского театра». Внешне он походил на один из театров Вены, а внутреннее оформление зрительного зала было как в московском Малом театре. Изящна была его внутренняя отделка, красиво сочетались белый цвет, голубой плюш и золотые лепные украшения. Автором проекта был архитектор А.М. Салько. Стиль постройки «Русский классицизм».

Но пришел 1917 год... В стране всё разрушилось и перевернулось. Не обошли стороной перемены жизнь и уклад Саратова. Всё поломалось и стало создаваться по-новому. На Заседании местного совета рабочих и солдатских депутатов в Большом зале консерватории 26 октября (8 ноября) была провозглашена Советская власть и немедленно началась ломка всего старого уклада. Единственно оставшаяся выходить в городе газета «Ивестия совета рабочих и солдатских депутатов» писала о победном шествии пролетариата в Поволжье.

Декретом совета народных комиссаров от 9 (22) ноября 1917 года создана комиссия по просвещению (председатель А. В. Луначарский), на которую было возложено руководство всеми вопросами культуры.

С января 1918 года все пять городских театров Саратова переданы в ведение местных советов. Главным режиссером назначен будет Александр Игнатьевич Канин (1877-1953). Уроженец г. Саратова, воспитанник Московского художественного театра, он был одним из активных организаторов культурной жизни города. Комиссаром театров становится артист-коммунист Д.Н. Бассалыго. В городе возобновляются спектакли. В зале консерватории звучит много музыки.

Весной 1918 года был образован отдел искусств совета народного образования Саратовской губернии. С деятелями оперы обсуждался вопрос об организации оперного дела. Открывается школа для артистов хора Саратовского государственного оперного театра. Интересно, что становление оперного театра проходило при немалой поддержке совета народного образования и образованного при нём отдела искусств того самого рабоче-крестьянского правительства. Ассигнованы были на создание новой советской оперы немалые средства.

6 мая 1918 года Декретом Саратовского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов проводится национализация всех театров. Городскому театру присваивается имя Н.Г. Чернышевского. Создается оперный театр имени Н.А. Римского-Корсакова. В Саратове открывается постоянная опера. Идут репетиции. Среди солистов много молодых и свежих голосов. 2 октября начинаются регулярные спектакли «Оперы имени Н.А. Римского-Корсакова». С подъемом идут «Снегурочка», «Демон», «Аида», «Князь Игорь».
Газеты того времени писали, что искусство, доселе доступное лишь богатеям и угнетателям, теперь стало народным.

На первых порах велика нехватка опыта, кадров, слаба материальная база, но... давнее желание жителей города иметь свою постоянную оперу сбывается. Начало положено.

Становление идет сложно и противоречиво. Критики то хвалят и отмечают отдельных исполнителей и общий живительный дух оперы, то замечают неудовлетворительное исполнение и торопливость постановок. Слышны даже возгласы, что опера слишком недоступна трудящимся массам из-за высоких цен и общей неподготовленности к восприятию оперы.

13 апреля 1919 года закончился первый после революции сезон Саратовской оперы. Следующий сезон 1919-1920 гг., проходит в сложной обстановке. Открывается рабфак в университете, проходят занятия в губпролеткульте по музыкальному образованию. Бригады артистов выступают перед бойцами Туркестанского фронта, проходят лекции в клубах и народных дворцах, идут оперные спектакли.

А в это время в Поволжье пришел голод. Артисты, горожане, жители сёл и деревень испытывают нехватку продовольствия. В стране разруха. Проходят представления в пользу голодающих. Но художественно-эстетическая ценность выступлений и спектаклей не снижалась.

Годы 1922-23 отмечены упадком оперного дела в Саратове. Опера постепенно угасала. Музыкальная жизнь оставляла желать лучшего. Попытка создания в городе постоянного оперного коллектива закончилась неудачей. И всё- таки «Опера имени Н.А. Римского-Корсакова» явилась огромным опытом в создании в Саратове музыкального театра.

Потом долгие годы в Саратове не будет своего постоянного коллектива. На концертных площадках города выступают в основном приезжие гастролеры. Силами местных певцов была создана передвижная опера под руководством профессора консерватории Григория Яковлевича Белоцерковского (1882-1952). Этот коллектив давал спектакли в Саратове и городах губернии.

1928 становится переломной вехой в становлении Саратовской оперы. Музыкальная жизнь города бурлит в ожидание долгожданных перемен. Проходят во множестве симфонические концерты. Газеты отмечают полные залы во время исполнения симфоний Чайковского, произведений Глазунова, Стравинского, Ипполитова-Иванова, Люлли, Равеля. Проходят гастроли знаменитых исполнителей, балета Московского государственного академического Большого театра.

Приезжие гастролеры явились предшественниками утверждающейся в Саратове постоянной оперы.
Сезон 1928 года содержал в репертуаре несколько постановок, получивших хвалебные отзывы критиков: «Риголетто», «Фауст», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов». Окончательное создание оперно-балетной труппы ознаменовано было постановками балетов: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Красный мак» Р.М. Глиэра.

1 ноября 1928 года саратовская опера открыла свой первый сезон «Золотым петушком» Н.А. Римского-Корсакова в театре имени Н.Г. Чернышевского.

Саратовская опера начала своё победное шествие.
В 1978 году коллективу театра было присвоено почетное наименование «Академический».

Список использованной литературы.
1. Михеева В.В. «Саратов - культурная страница Поволжья». Саратов 2017 год. с.14-17.
2. Манжора Б.Г. «Саратовский академический театр оперы и балета» Часть вторая. Саратов 2004 г. с. 12-51
3. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, приволжское книжное издательство 2002 г.

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Принципы подбора репертуара для детского хора
Опубликовано: 958 дней назад (11 апреля 2022)
Просмотров: 749
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!