Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала на уроке как основа творческой активности учащихся

Конспект урока по предмету музыкальный инструмент
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальный инструмент. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.
Тема занятия: "Разнообразие исполнительского материала на уроке как основа творческой активности учащихся"
Цель: формирование умения использовать штрихи, динамику, движение меха, фразировку и т.д. как средства выражения музыкального образа.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, умение выразить свое внутреннее состояние в музыке, развивать духовную и музыкальную культуру.
Развивающие: развивать музыкальные способности, интерес к инструментальному музицированию как способу самовыражения.
Образовательные: формировать навыки самостоятельного анализа музыкального произведения, грамотного использования штрихов, динамики и других средств музыкальной выразительности.
Оборудование: музыкальный инструмент, нотный материал, технические средства.
Репертуар:
1. Гамма си-бемоль мажор (арпеджио, аккорды).
2. Чтение с листа.
3. А. Жилинский «Сонатина» ч.2, 3.
4. Т. Хренников «Что так сердце растревожено».
5. А.Островский «Пусть всегда будет солнце».
6. Р. Бажилин «Кукушка»
7. Подбор по слуху.
Ход урока
Учитель: Для разминки пальцев играем гамму Си-бемоль мажор: штрих легато, в две октавы, длинное арпеджио, аккорды. Следующий этап-чтение с листа.
Переходим к основной теме урока: «Разнообразие исполнительского материала на уроке как основа творческой активности учащегося». Нам, действительно, предстоит сегодня много сделать и начнем мы с крупной формы-сонаты, которая содержит элементы полифонии. Давай дадим определение сонаты и полифонии.
Ученик: «Соната - это крупная музыкальная форма. По-итальянски «сонаре» означает «звучать». Это музыкальное произведение и в то же время жанр камерной музыки. В современном понимании соната возникла в середине 18 века. Она написана для 1-2-х инструментов в циклической форме, т.е. состоит из 3-х-4-х частей. Первоначально, в 16-17 веках так называли любое инструментальное произведение в отличие от вокального- кантаты. С конца 18 века композиторы стали в основном писать фортепианные сонаты, хотя известно большое количество сонат, написанных для ф-но и скрипки, либо виолончели. Широко известны сонаты Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шопена, в русской музыке--Чайковского, Глазунова, Скрябина и др.
Учитель: Мы играем сонату А. Жилинкса, современного латышского композитора,ч.2 и 3. Мы говорили, что они совершенно разные по характеру. Чем они отличаются?
Ученик: Вторая часть напоминает колыбельную. Она очень напевная, мягкая и теплая, содержит элементы полифонии (оба голоса имеют равноправное значение).
Учитель: играем вторую часть. (исполнение. Работа над произведением: голосами, штрихами, динамикой).
Учитель: А теперь третья часть- какая она?
Ученик: Игривая, легкая, подвижная, как- будто пробуждение ото сна.
Учитель: Давай обратим внимание на бас, его ритмическую особенность (показ, игра, работа).
Учитель: Переходим к следующему произведению. Это пьеса Т. Хренникова «Что так сердце растревожено». А что ты знаешь об этом композиторе?

Ученик: Т.Н. Хренников (родился в 1913 году, в Ельце, наш земляк) обогатил музыку новыми идеями и образами. Композитор, общественный деятель, народный артист СССР(1963), Герой Социалистического труда (1973). Закончил с отличием Московскую консерваторию (класс профессора В. Шебалина). Еще будучи студентом, написал Первую симфонию, часто исполняемую и теперь. Среди его инструментальных сочинений выделяют три фортепианных концерта (Второй отмечен Ленинской премией), скрипичный и виолончельный концерты, Вторая и Третья симфонии. Хренников - автор четырех опер: первая из них «В бурю»- одно из выдающихся произведений советского оперного искусства (гражданская война, борьба с кулачеством), «Фрол Скобеев» (лирико-комедийного характера), «Мать» по роману Горького, комическая опера «Доротея». Хренников - автор музыки ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. Самобытный мелодичный дар композитора проявился в его прекрасных песнях, пользующихся большой популярностью. Хренников - прежде всего,- глубоко русский художник. Он воспитан на традициях Глинки, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова. В его музыке- крепкая основа и опора на классические образы. Все его творчество глубоко гуманистично. Оно пронизано любовью к человеку, причем самому обычному, выступающему в обыденных обстоятельствах, сочетает красоту форм с одухотворенностью, что придает ей высокую художественность и подлинное очарование.
Учитель: Я немного добавлю: Хренников был частым гостем в Ельце. Училище искусств носит его имя. Он очень любил свою малую родину, постоянно поддерживал с ней связь и говорил, что только благодаря таким провинциям, как Елец, сохраняются исконно-русские традиции и культура. Композитор всю жизнь следовал двум заповедям отца. Первая: « Живи сам и давай жить другим» и вторая: «Никогда не расстраивайся от неудач и не слишком радуйся своим успехам». Это определило стиль отношений композитора к людям и позволило ему почти сразу стать всеобщим любимцем. Умер Тихон Николаевич 14 августа 2007 года в Москве. Похороны прошли в Ельце, 17 августа. Еще за несколько месяцев до своей кончины Хренников говорил о том, что хотел бы быть похоронен в Ельце, где покоятся его родители. Администрация города, посоветовавшись с внуком и дочерью композитора, решили похоронить его в саду его собственного дома-музея, где он родился.




Учитель: А сейчас играем пьесу.
Идет работа над песней
Учитель: А сейчас послушай, как она звучит в вокальном исполнении.
Звучит запись песни
Учитель: Как ты думаешь, что нужно добавить тебе к исполнению, чтобы она была похожа на вокальный вариант?
Ученик: техники исполнения, мягкости, лиризма, душевного тепла.
Учитель: Переходим к следующему этапу урока- игре в ансамбле с учителем. Тебе нужно быть предельно внимательной и сыграть все ритмически правильно.
Игра в ансамбле: Р. Бажилин « Кукушка».
Учитель делает необходимые замечания по тексту.
Учитель: А теперь игра и пение под собственный аккомпанемент. Здесь ты должна услышать свой голос и подстроиться под свое пение. Здесь важно уметь аккомпанировать себе.
Песня А. Островского «Солнечный круг».
Учитель делает замечания, поправки.
Учитель: А теперь сыграй то, что ты подобрала по слуху.
Ученик: Это песня « В лесу родилась елочка». Я подобрала ее только правой рукой.
Исполнение.
Исправляются интонационные и ритмические ошибки.
Учитель: На этом мы закончим наш урок. Думаю, ты учтешь все замечания, которые были сделаны и это поможет тебе в дальнейшей работе над музыкальным материалом.
Задание на дом:
1. Играть короткое арпеджио.
2. Во второй части сонаты слушать голоса в правой и левой руках, хорошо знать их наизусть, работать над плавным, без рывков, движением меха, штрихом «легато» и динамикой.
3. Третью часть играть легким, отрывистым стаккато, работать над текстом, аппликатурой.
4. «Что так сердце растревожено»- работать над текстом, динамикой, характером исполнения.
5. «Пусть всегда будет солнце»- исполнять смелее, использовать вариант совместного нажатия баса и аккорда в левой руке в третьем куплете, чтобы придать песне более решительный и твердый характер.
6. К песне «В лесу родилась елочка» подобрать аккомпанемент.

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Самоопределение выпускника школ искусств

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Организация учебного процесса в классе игры на музыкальном инструменте | Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенки, их роль и значение в музыке
Опубликовано: 3415 дней назад (18 августа 2015)
Просмотров: 2481
+18
Голосов: 18
Вера Валерьевна Ляпина # 18 августа 2015 в 08:31 +2
Спасибо, Людмила Ивановна, за прекрасный урок музыки. Сама училась в музыкальной школе по классу фортепиано и сразу нахлынули воспоминания. Урок получился насыщенный, познавательный. Примите голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 18 августа 2015 в 09:15 +3
Людмила Ивановна, здравствуйте! Очень интересно было познакомиться с уроком музыки. Всегда мечтала в детстве учиться в музыкальной школе, но перед экзаменом всегда трусила и отступала, но с удовольствием ходила на кружок, да и в педучилище преподавали игру на музыкальном инструменте. А вот внучка окончила школу по классу скрипка. Поэтому с удовольствием окунулась в атмосферу Вашего урока, на котором Вы так умело чередуете исполнительский материал. Думаю, преподаватели музыки оценят Ваш опыт. Успехов Вам! Примите мой голос.
Наталья Константиновна Клочкова # 19 августа 2015 в 21:44 +2
Здравствуйте! Затрудняюсь комментировать Ваш урок, у меня не тот профиль. Но сама люблю петь и играть на гармошке. +1
Екатерина Сергеевна Горелова # 19 августа 2015 в 22:18 +1
Людмила Ивановна, здравствуйте! Ваш урок мне понравился, из конспекта видно, что Вы ставите не только исполнительские задачи, но и серьезно расширяете кругозор ученика. Прослеживаются межпредметные связи с историей, музыкальной литературой. Репертуар Вашего урока разнообразен в жанровом, техническом, стилевом отношении. По моему мнению, такой подход намного повысит мотивацию учеников. Успехов!
Ольга Юрьевна Неверова # 20 августа 2015 в 17:39 +2
Музыка-это прекрасно! Урок достаточно интересный, познавательный. Давно минуло то время, когда училась в музыкальной школе...,но ознакомившись с Вашим уроком, многое вспомнила...особенно сольфеджио...и музыкальная литература...спасибо
Раиса Владимировна Коломыцева # 20 августа 2015 в 20:05 +4
Добрый вечер, Людмила Ивановна! С большим удовольствием побывала на вашем уроке, прекрасно поданный материал будет способствовать быстрой усваиваемости учениками и вашей разработкой могут воспользоваться многие педагоги, голосую!
Сидорова Зоя Григорьевна # 20 августа 2015 в 21:28 +4
Людмила Ивановна! Конспект урока "Разнообразие исполнительского материала на уроке как основа творческой активности учащихся" показался мне достойным, интересным, насыщенным новыми знаниями. Замечательный материал - какое разнообразие форм работы Вы использовали на занятии! Всего Вам доброго, голос!
Зоя.
Валерий Григорьевич Вершинин # 21 августа 2015 в 02:41 +6
Здравствуйте, коллега,Людмила Ивановна! Примите мой голос. Вы правильно обращаете внимание ученика на то, что 2 и 3 часть сонатины Жилинскиса отличаются по характеру, где штрихи играют главную роль. И ученик их правильно называет. Хорошо, что вы сообщаете ученику интересные факты из биографии композитора Т.Хренникова, без которых представление о нём было бы неполным : ", Герой Социалистического труда (1973). Закончил с отличием Московскую консерваторию (класс профессора В. Шебалина). Еще будучи студентом, написал Первую симфонию, часто исполняемую и теперь. Среди его инструментальных сочинений выделяют три фортепианных концерта (Второй отмечен Ленинской премией), скрипичный и виолончельный концерты, Вторая и Третья симфонии. Хренников - автор четырех опер: первая из них «В бурю»- одно из выдающихся произведений советского оперного искусства (гражданская война, борьба с кулачеством), «Фрол Скобеев» (лирико-комедийного характера), «Мать» по роману Горького, комическая опера «Доротея»." И в песне "Кукушка" вы подчёркиваете штрих стаккато и легато, что помогает понять и передать образ. И в других песнях вы всё время возвращаетесь к штрихам, т.е. идёте от цели урока.
Ирина Юрьевна Ручина # 21 августа 2015 в 18:21 +6
Людмила Ивановна. спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект урока по предмету музыкальный инструмент, мне понравился. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ирина Николаевна Ступченко # 24 августа 2015 в 16:31 +5
Спасибо за приглашение. С огромным удовольствием бы посетила такое занятие. Настолько интересный и в доступной форме изложенный материал, который прекрасно воспринимается, понимается и запоминается. Отличная работа! голос!
Анастасия Каракулина # 30 августа 2015 в 17:51 +4
интересный и познавательный урок!
Мария Анатольевна Блинова # 1 декабря 2016 в 11:57 0
С удовольствием ознакомилась с вашей работой .Голос вам.