Конспект урока по предмету музыкальный инструмент
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальный инструмент. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.
Тема занятия: "Разнообразие исполнительского материала на уроке как основа творческой активности учащихся"
Цель: формирование умения использовать штрихи, динамику, движение меха, фразировку и т.д. как средства выражения музыкального образа.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, умение выразить свое внутреннее состояние в музыке, развивать духовную и музыкальную культуру.
Развивающие: развивать музыкальные способности, интерес к инструментальному музицированию как способу самовыражения.
Образовательные: формировать навыки самостоятельного анализа музыкального произведения, грамотного использования штрихов, динамики и других средств музыкальной выразительности.
Оборудование: музыкальный инструмент, нотный материал, технические средства.
Репертуар:
1. Гамма си-бемоль мажор (арпеджио, аккорды).
2. Чтение с листа.
3. А. Жилинский «Сонатина» ч.2, 3.
4. Т. Хренников «Что так сердце растревожено».
5. А.Островский «Пусть всегда будет солнце».
6. Р. Бажилин «Кукушка»
7. Подбор по слуху.
Ход урока
Учитель: Для разминки пальцев играем гамму Си-бемоль мажор: штрих легато, в две октавы, длинное арпеджио, аккорды. Следующий этап-чтение с листа.
Переходим к основной теме урока: «Разнообразие исполнительского материала на уроке как основа творческой активности учащегося». Нам, действительно, предстоит сегодня много сделать и начнем мы с крупной формы-сонаты, которая содержит элементы полифонии. Давай дадим определение сонаты и полифонии.
Ученик: «Соната - это крупная музыкальная форма. По-итальянски «сонаре» означает «звучать». Это музыкальное произведение и в то же время жанр камерной музыки. В современном понимании соната возникла в середине 18 века. Она написана для 1-2-х инструментов в циклической форме, т.е. состоит из 3-х-4-х частей. Первоначально, в 16-17 веках так называли любое инструментальное произведение в отличие от вокального- кантаты. С конца 18 века композиторы стали в основном писать фортепианные сонаты, хотя известно большое количество сонат, написанных для ф-но и скрипки, либо виолончели. Широко известны сонаты Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шопена, в русской музыке--Чайковского, Глазунова, Скрябина и др.
Учитель: Мы играем сонату А. Жилинкса, современного латышского композитора,ч.2 и 3. Мы говорили, что они совершенно разные по характеру. Чем они отличаются?
Ученик: Вторая часть напоминает колыбельную. Она очень напевная, мягкая и теплая, содержит элементы полифонии (оба голоса имеют равноправное значение).
Учитель: играем вторую часть. (исполнение. Работа над произведением: голосами, штрихами, динамикой).
Учитель: А теперь третья часть- какая она?
Ученик: Игривая, легкая, подвижная, как- будто пробуждение ото сна.
Учитель: Давай обратим внимание на бас, его ритмическую особенность (показ, игра, работа).
Учитель: Переходим к следующему произведению. Это пьеса Т. Хренникова «Что так сердце растревожено». А что ты знаешь об этом композиторе?
Ученик: Т.Н. Хренников (родился в 1913 году, в Ельце, наш земляк) обогатил музыку новыми идеями и образами. Композитор, общественный деятель, народный артист СССР(1963), Герой Социалистического труда (1973). Закончил с отличием Московскую консерваторию (класс профессора В. Шебалина). Еще будучи студентом, написал Первую симфонию, часто исполняемую и теперь. Среди его инструментальных сочинений выделяют три фортепианных концерта (Второй отмечен Ленинской премией), скрипичный и виолончельный концерты, Вторая и Третья симфонии. Хренников - автор четырех опер: первая из них «В бурю»- одно из выдающихся произведений советского оперного искусства (гражданская война, борьба с кулачеством), «Фрол Скобеев» (лирико-комедийного характера), «Мать» по роману Горького, комическая опера «Доротея». Хренников - автор музыки ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. Самобытный мелодичный дар композитора проявился в его прекрасных песнях, пользующихся большой популярностью. Хренников - прежде всего,- глубоко русский художник. Он воспитан на традициях Глинки, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова. В его музыке- крепкая основа и опора на классические образы. Все его творчество глубоко гуманистично. Оно пронизано любовью к человеку, причем самому обычному, выступающему в обыденных обстоятельствах, сочетает красоту форм с одухотворенностью, что придает ей высокую художественность и подлинное очарование.
Учитель: Я немного добавлю: Хренников был частым гостем в Ельце. Училище искусств носит его имя. Он очень любил свою малую родину, постоянно поддерживал с ней связь и говорил, что только благодаря таким провинциям, как Елец, сохраняются исконно-русские традиции и культура. Композитор всю жизнь следовал двум заповедям отца. Первая: « Живи сам и давай жить другим» и вторая: «Никогда не расстраивайся от неудач и не слишком радуйся своим успехам». Это определило стиль отношений композитора к людям и позволило ему почти сразу стать всеобщим любимцем. Умер Тихон Николаевич 14 августа 2007 года в Москве. Похороны прошли в Ельце, 17 августа. Еще за несколько месяцев до своей кончины Хренников говорил о том, что хотел бы быть похоронен в Ельце, где покоятся его родители. Администрация города, посоветовавшись с внуком и дочерью композитора, решили похоронить его в саду его собственного дома-музея, где он родился.
Учитель: А сейчас играем пьесу.
Идет работа над песней
Учитель: А сейчас послушай, как она звучит в вокальном исполнении.
Звучит запись песни
Учитель: Как ты думаешь, что нужно добавить тебе к исполнению, чтобы она была похожа на вокальный вариант?
Ученик: техники исполнения, мягкости, лиризма, душевного тепла.
Учитель: Переходим к следующему этапу урока- игре в ансамбле с учителем. Тебе нужно быть предельно внимательной и сыграть все ритмически правильно.
Игра в ансамбле: Р. Бажилин « Кукушка».
Учитель делает необходимые замечания по тексту.
Учитель: А теперь игра и пение под собственный аккомпанемент. Здесь ты должна услышать свой голос и подстроиться под свое пение. Здесь важно уметь аккомпанировать себе.
Песня А. Островского «Солнечный круг».
Учитель делает замечания, поправки.
Учитель: А теперь сыграй то, что ты подобрала по слуху.
Ученик: Это песня « В лесу родилась елочка». Я подобрала ее только правой рукой.
Исполнение.
Исправляются интонационные и ритмические ошибки.
Учитель: На этом мы закончим наш урок. Думаю, ты учтешь все замечания, которые были сделаны и это поможет тебе в дальнейшей работе над музыкальным материалом.
Задание на дом:
1. Играть короткое арпеджио.
2. Во второй части сонаты слушать голоса в правой и левой руках, хорошо знать их наизусть, работать над плавным, без рывков, движением меха, штрихом «легато» и динамикой.
3. Третью часть играть легким, отрывистым стаккато, работать над текстом, аппликатурой.
4. «Что так сердце растревожено»- работать над текстом, динамикой, характером исполнения.
5. «Пусть всегда будет солнце»- исполнять смелее, использовать вариант совместного нажатия баса и аккорда в левой руке в третьем куплете, чтобы придать песне более решительный и твердый характер.
6. К песне «В лесу родилась елочка» подобрать аккомпанемент.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Самоопределение выпускника школ искусств
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе