Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация учебного процесса в классе игры на музыкальном инструменте

Методическая разработка. Организация учебного процесса в классе игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)
Урок является основной формой организации учебно-воспитательной работы. Как указано в педагогике «урок представляет собой нечто целое и законченное, но каждый отдельный урок является лишь звеном в цепи уроков, объединенных общей целью, общими задачами и содержанием».
Качество урока зависит от подготовки к нему. Педагог должен хорошо опознать цель каждого урока, его связь с предыдущим и последующим уроками. Подготовка к уроку состоит из четкого определения объема материала, который предстоит изучать, планирования самого урока и работы над материалом. Преподаватель игры на музыкальном инструменте должен, прежде всего, установить объем материала, который ему необходимо пройти с учеником на уроке.
Так как пьесы и этюды не одинаковы по трудности, то на одни из них отводится больше времени, на другие – меньше. Такое планирование обеспечит равномерную насыщенность уроков материалом в течение всего учебного года. Для успешного проведения урока необходима тщательная подготовка: анализ, редактирование и проигрывание всего учебного материала. Под редактированием следует понимать подробное и внимательное обозначение в нотах динамических оттенков, штрихов, аппликатуры, направления и смены движения меха и т.д. Все это нужно одинаково тщательно делать как для правой, так и для левой руки. В нотах педагог отмечает основные моменты аппликатуры, а подробности уточняются в процессе работы на уроке, в зависимости от индивидуального строения руки ребенка. В подготовку к уроку входит также исполнение педагогом учебного материала. Если педагог не сохранит своей исполнительской квалификации, не может сыграть произведение и ощутить его художественные и технические трудности, он рискует поставить перед учеником неосуществимые требования.
Важное место в подготовке к уроку принадлежит анализ гармонического языка и структуры произведения. Все это дает педагогу возможность всегда помочь учащемуся в разборе произведения и преодолении художественных или технических трудностей. Сделать урок целеустремленным, насыщенным поможет четкое планирование. Оно освобождает педагога от разбросанности, а главное, дает ему возможность рационально использовать каждую минуту рабочего времени. Планирование очередного урока должно целиком основываться на подведении итогов предыдущего. Критически оценивая его, педагог припоминает, насколько конкретны были его указания, сочетались ли они в определенную систему; отмечает, что было живого, нового, творческого в работе с учащимся, чем обогатил данный урок методы и приемы педагога, что нового внес в подход к выполнению художественных и технических задач, какой прием работы не дал ожидаемого результата с одним ребенком, хотя и приводил к хорошим результатам в работе с другим. Необходимо помнить, что работа над пьесой или этюдом – это, прежде всего воспитание исполнительских навыков учащихся, что работу эту нельзя сводить к «натаскиванию» ради простого выучивания репертуара с целью количественного выполнения плана по художественному материалу.
Составляя план, необходимо предусмотреть формы отношений с детьми, чтобы вызвать их заинтересованность к содержанию урока. Если педагог равнодушно относится к изучаемому материалу, то ученик это быстро почувствует и его интерес к уроку ослабеет, а то и вовсе исчезнет. Значит, урок надо строить как можно более интересно и разнообразно. В плане урока следует уделить внимание и таким видам работы, как игра с листа, подбор по слуху, творческие задания.
Обучение на уроке тесно связано с домашними заданиями. Преподаватель подводит итог выполненной учеником работы за период, прошедший от предыдущего урока, дает ему творческий импульс (эмоциональную зарядку) и обеспечивает материалом для дальнейшей работы. От навыков привитых учащемуся на уроке, зависит продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок надо строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной. Воспитывая в ребенке навыки самостоятельной работы, педагог направляет его на сознательное усвоение материала, а принцип сознательного и активного усвоения знаний и является одним из основных в личностно-ориентированном образовании.
Для успешного проведения урока необходимо найти наиболее эффективные формы передачи знаний учащемуся, которые наиболее соответствовали бы его возрастным особенностям.
При проверке домашнего задания наиболее эффективны:
1) метод прослушивания материала (прием: прослушивание произведения в целом, либо его эпизодов);
2) метод устного отчета учащегося (приемы: рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы педагога).
При изложении нового материала и его закреплении применяются другие методы:
1) метод инструктажа (приемы: устное разъяснение материала, разъяснение с показом на инструменте или только показ на инструменте);
2) метод тренировки.
С целью воспитания необходимых рабочих навыков полезно часть урока отводить для полусамостоятельной работы учащегося, конкретно указав, что и как ему надо сделать – исправить художественные или технические шероховатости, обратить внимание на ритм, аппликатуру или же несколько раз повторить эпизод произведения либо небольшую фразу, чередуя игру каждой рукой отдельно с игрой обеими руками и т.д. В этом случае ученику представляется большая часть инициативы, - педагог только помогает ему и следит за направлением его работы. При таком методе мобилизуются все знания и навыки ребенка, закрепляются недавно приобретенные.
В преподавании игры на музыкальных инструментах основным и наиболее распространенным является метод тренировки. При использовании этого метода руководство, направление работы и инициатива принадлежит педагогу. Тренировки можно проводить по-разному. Возможен, например, такой прием, когда педагог каждый раз перед повторением указывает ученику на недостатки в его исполнении. В других случаях можно делать попутные замечания обучаемому, не прекращая его игры. В некоторых случаях, заметив шероховатость или неточность исполнения, педагог останавливает ученика. Эти приемы в музыкальной педагогике называются:
- направляющие указания;
- попутные замечания;
- поправочные остановки.
Все они тесно связаны между собой и в процессе тренировки органически сочетаются.
Делая направляющие указания, педагог ставит перед учащимся определенные задачи в отношении исполнения всего произведения.
Попутные замечания должны быть краткими и своевременными, чтобы ученик, не прекращая игры, успевал их выполнить (предупреждение о каком-либо штрихе, акценте, динамике и т.д.).
Применяя прием поправочные остановки, когда при игре была допущена ошибка, следует помнить, что ошибки могут быть случайные и укоренившиеся. Исправление укоренившихся ошибок требует длительного, кропотливого труда. Прежде чем применить поправочную остановку, надо прослушать всю пьесу и наметить, на что следует обратить внимание исполнителя. Здесь на первый план выступает прием направляющих указаний, пользуясь ими, ученик должен сам обнаруживать свои ошибки и останавливаться для их исправления. И только если он сам не заметит ошибки, его останавливает педагог.
Исправлять ошибки лучше всего путем повторения данного места, добиваясь с каждым разом лучшего исполнения. Также применяется для этого и показ на инструменте. Необходимое количество повторений педагог должен определить сам. Если успеха добиться трудно, облегчают исполнение путем упрощения фактуры, снижения темпа и т.д.
Если художественные или технические трудности столь велики, что на уроке нельзя их сразу преодолеть, педагог должен подсказать, как работать над этим самостоятельно. Однако нельзя подавлять инициативу ребенка, а напротив, надо её развивать. Без творческой инициативы и самостоятельности немыслим музыкант-исполнитель.
Развитию творческой инициативы помогает метод убеждения. Педагог должен не навязывать свои указания, а показывать учащемуся на конкретных примерах, как нужно исполнять то или иное место произведения, почему именно таким приемом и такой аппликатурой. Чтобы развить творческую самостоятельность обучаемого, можно применять и такой прием, как выбор произведения по его желанию.
Большую роль в развитии творческой инициативы играет знание вокальной музыки. Достигается оно путем слушания, а так же исполнения голосом и на инструменте вокальных произведений, прежде всего народных песен. Конкретное содержание, выраженное в тексте, в сочетании с музыкой, помогает уяснить пути реализации авторского замысла в процессе создания художественного образа.
Огромное влияние на воспитание творческой инициативы имеет развитие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти, то есть способностей, составляющих музыкальную одаренность ребенка.
Одаренность – это совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности. Высшая степень одаренности в психологии называется талантом. Одаренность не является неизменным врожденным качеством. Врожденные анатомо-физиологические особенности, создающие предпосылки для успешного развития способностей (например, совершенство слухового аппарата – абсолютный слух) могут быть реализованы лишь в результате интенсивной учебной работы.
Без труда никакая одаренность не может развиваться, какой бы большой она ни была. Целеустремленность с большим и вдумчивым трудом поможет учащимся со средними исполнительскими способностями достигнуть хороших результатов. О значении творческого труда убедительно сказал П.И. Чайковский: «Вдохновение нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен, прежде всего, труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться». Работать с одаренными детьми, конечно, интереснее и приятнее, чем с посредственным, однако симпатия к одаренным ни в коем случае не должно отражаться на занятиях с менее одаренными. Безразличие педагога ученик быстро почувствует и потеряет интерес к предмету и желание работать. Менее способному ученику нужно объяснять более терпеливо, старательно, находить наиболее доступные способы для передачи ему своих знаний, учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив благоприятно влиять на развитие ребенка.
Речь идет об индивидуальном подходе. Педагог всегда должен помнить, что перед учащимися с различными способностями, характером, темпераментом, физиологическими особенностями, надо ставить различные требования, к ним следует подходить по-разному. Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему приносит желаемые результаты в учебно-воспитательной работе. И, напротив неправильный подход может привести к самым неожиданным отрицательным последствиям.
Если, к примеру, педагог своевременно не замечает, не поощряет достижения похвалой, у ученика может появиться неуверенность в своих силах, исчезнет желание учиться, либо возникнет недоверие к учителю. Необходимо отмечать как достижение хорошее исполнение произведения учеником со средними способностями. И, наоборот, если одаренный ученик исполняет произведение только хорошо, то следует подчеркнуть, что такое исполнение является результатом недоработки.
Итак, средства и методы влияния на обучаемого должны быть результатом глубокого изучения его, что и является сущностью индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам.
Из всего вышесказанного следует, что основные элементы современной педагогики – воспитание, образование и обучение составляют единое целое в процессе воспитания молодого музыканта-исполнителя, который должен сочетать в себе исполнительское мастерство с большой творческой смелостью. Он должен четко и ясно представлять себе содержание исполняемого произведения и иметь достаточно технических средств для правдивой, убедительной его передаче. Однако и этого недостаточно. Яркое выразительное исполнение требует, чтобы исполнитель не только понимал произведение, но и пережил, прочувствовал его образы. Художественное исполнение – это творческий акт, в известной степени аналогичный процессу создания произведения.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Методическая разработка на тему: Личностно-ориентированный подход в обучении на музыкальном инструменте | Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала на уроке как основа творческой активности учащихся
Опубликовано: 3367 дней назад (17 августа 2015)
Просмотров: 2085
+3
Голосов: 3
Вера Валерьевна Ляпина # 18 августа 2015 в 08:34 0
Очень важные вопросы вы рассмотрели в своей публикации, которые необходимо учитывать при обучении детей на музыкальном инструменте. И конечно же качество самого урока всегда зависит от должной подготовки к нему, как учителя, так и ученика. Спасибо за работу. Успехов вам и хороших, талантливых, трудолюбивых учеников.