Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методическая разработка на тему: Личностно-ориентированный подход в обучении на музыкальном инструменте

Из опыта работы преподавателя ДШИ. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ (баян, аккордеон)
Основной целью системы образования является создание условий для развития личности в образовательном процессе.
Задачи образования решаются разными путями. Основным из них является обучение. Обучение – это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления обучающимся новой учебной информации, организации их на её усвоение, их выработку умений и навыков, развитие познавательных способностей. Основной результат обучения – знания, умения и навыки, усвоенные учащимися, познавательные потребности и способности, сформированные у них.
В знаниях в обобщенном виде находит отражение объективный мир. Учащиеся усваивают информацию о явлениях, событиях, закономерностях, она становится их приобретением, достоянием. Знания могут быть усвоены с различной степенью глубины.
Цель обучения состоит в том, чтобы эти систематизированные знания, представляющие собой определения, наиболее существенные признаки, классификации, принципы действия основных предметов изучения и другие наиболее значимые характеристики явлений или системы явлений, были настолько освоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести: рассказать, объяснить, т.е. показать структуру системы знаний.
Важный результат процесса обучения – умения. Умение – это способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях. Одним из результатов обучения является приобретение навыков. Навыки – это действие, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания. В профессиональной деятельности навыки имеют большое значение, экономят силы, время, внимание. Обучение кроме своей основной функции выполняет и другие – развивающую и воспитывающую. Суть развивающей функции состоит в том, чтобы в процессе обучения обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Воспитывающая функция опирается на принцип воспитывающего обучения. Процессы обучения и воспитания находятся в органичном единстве.
По мнению психологов, сам образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности, её способностей, прежде всего познавательных, и соответственно на формирование познавательных потребностей.
Личность – это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения, деятельности, своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений. Личность характеризуется активностью. Активность – это всеобщая форма существования человека и условие его реализации как личности, субъекта деятельности.
Выделяют следующие виды активности:
- репродуктивно-отражательную (усвоение через опыт другого);
- поисково-исполнительскую (принятие задачи и самостоятельный поиск средств её выполнения);
- творческую, предполагающую собственную постановку задачи, выбор новых, нешаблонных, оригинальных путей её решения.
Творческая активность наиболее высокий уровень активности, для которого характерны новизна, оригинальность, отход от шаблона, логика традиций, неожиданность. Разрабатываемые в отечественной педагогике системы методов, средств и форм обучения в целом ориентированы на развитие активности. Проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы, предписанных стандартными требованиями является определяющей для личностно-ориентированной технологии обучения.
В трактовке И.С. Якиманской личностно - ориентированное обучение понимается «как обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, её самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения».
Использование личностно – ориентированной технологии обучения требует от преподавателя педагогического такта и определенного уровня квалификации. Он должен знать теоретические и методологические основы личностно-ориентированного обучения, учитывать психологические и возрастные особенности отдельных учащихся и группы в целом, создавать возможности для самореализации детей на основе их мотивацией; уметь быстро и гибко перестраиваться в процессе учебной деятельности; выявлять и показывать духовную и практическую ценность изучаемого материала, его общеинтеллектуальную, нравственную, эстетическую значимость.
Личностно-ориентированный подход предполагает изучение и учет личностного опыта учащихся, восприятие обучаемого как субъекта обучения, а не как объекта; стремление установить доверительно-уважительную атмосферу занятий.
Все вышеизложенное имеет прямое отношение к индивидуальному обучению. В частности, обучению на музыкальном инструменте (баяне, аккордеоне). Главной задачей которого является изменение характера деятельности педагога и ученика, который основывается на многочисленных «со»: сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество и в большей мере приближает нас к воплощению в музыкальной педагогике концепции развивающего образования, для которой характерно овладение общими способами постижения искусства, навыками содержательного анализа музыки, продуктивное творчество, мыслительный и реальный художественный эксперимент. В этих условиях искусство не будет отчуждено от ребенка, поскольку оно становится как бы продолжением его самого, а его собственная художественная деятельность наполняется личностным смыслом.
Как нужно организовать учебный процесс, чтобы сформировать у учащихся активное отношение к учебно-познавательной деятельности? Какие технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие? По мнению психологов, сам образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности, ее способностей, прежде всего, познавательных, и соответственно на формирование познавательных потребностей. Для реализации этих целей требуются разработки новых технологий, ориентированных на личностно – деятельностный подход в образовании. В широких образовательных кругах принята идея личностно-ориентированного образования. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Целесообразно ли применение личностно-ориентированного метода в индивидуальных дисциплинах? Безусловно. Ведь он подразумевает дифференцированный подход к обучению, дает возможность ребенку раскрыть себя, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.
Конечно, в результате реализации данного метода могут возникнуть определенные сложности. Одна из проблем заключается в несоответствии творческих и интеллектуальных возможностей отдельных учащихся программным требованиям. Эту проблему можно решить с помощью тщательного подбора репертуара, посредством дополнительных занятий, активизации самостоятельной работы ученика.
Начальный этап освоения музыкального инструмента для младшего школьника- посадка, постановка рук, работа над ведением меха и т.д. В младшем возрасте у ребенка гибкие пальцы, податливая рука, что является одним из необходимых условий для формирования и развития исполнительских навыков. Работа над постановкой не даст удовлетворительных результатов, если не будет подобран инструмент, соответствующий по габаритам, возрасту и физическим данным ученика, правильно отрегулированы надплечные ремни, обеспечено свободное движение левой руки.
С чего же начать? Вероятнее всего, со слова учителя. Генрих Нейгауз говорил, что молча не научить играть ученика. Речь педагога конкретизирует правильность игрового приема, верность выбора осмысления музыкальных и технических деталей произведения, качества звучания и его соответствие музыкально-художественному образу. Она помогает ученику выявить свойства фактуры музыкального текста, определить и звуковую перспективу, основные линии развития, кульминации, раскрывая подтекст произведения, выразительное значение каждой детали текста и штрихов. Именно слово устанавливает доверительное отношение ученика и педагога, которые в дальнейшем должны привести к творческому союзу. На начальном этапе обучения очень важно увидеть все достоинства и недостатки ребенка, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить определенные задачи и способы их решения. Музыкальные произведения должны быть доступны и понятны. Только понятные произведения могут вызвать непосредственный отклик и эмоциональную реакцию.
На более высоком уровне развития в репертуар должны включаться произведения, предусматривающие все элементы развития исполнительского мастерства: музыкально-слуховых и тембровых представлений, слухо-двигательной координации, разнообразных приемов звукоизвлечения, игровых, технических навыков и т.д. Произведения должны подбираться по возрастающей степени трудности. Они должны отражать всю палитру художественно-исполнительских средств музыкальной выразительности. Учебно- исполнительский репертуар становится важнейшим средством развития музыкально-исполнительских и художественно-творческих качеств будущих музыкантов, совершенствования их профессионального мастерства.
Каждый музыкант знает, что исполнительского мастерства нельзя достичь без определенного технического комплекса. Какой примерно процент учебного времени может занимать эта работа? Сколько заниматься вообще и на каком репертуаре технически развивать ребенка? Очень многое здесь зависит от различных факторов: бытовые условия, индивидуально-характерологические особенности и свойства обучающегося, состояния его здоровья, даже то, что девочки усидчивее мальчиков - все тут играет свою роль. Но, главное, конечно, не в том, сколько заниматься вообще и техникой в частности. Главное, каков коэффициент полезного действия этих занятий. По сложившейся традиции учащимся рекомендуется начинать домашние занятия и уроки в классе с гамм и прочих технических упражнений, чтобы «разыграть» руки, войти в исполнительскую форму. Кому-то это подходит, но не всем.
Дело в том, что игра гамм, арпеджио и прочее требуют быстрого темпа, точности, одним словом, высокого уровня исполнения, что некоторым оказывается не под силу. Музыкант, особенно малоопытный, бывает, как правило, ни физически, ни психологически не готов к большой нагрузке с первых же минут работы: пальцы у него ленивые, вялые (мысли чувства тоже), руки поначалу не слушаются, движения неловкие, угловатые, скованные. Многое, естественно, не выходит или выходит явно хуже, чем было накануне. Сбои, неточности, помарки, технический брак - все это раздражает, портит настроение, отбивает желание делать что-либо дальше. Поэтому некоторые профессиональные исполнители и педагоги полагают, что лучше «набирать высоту» в занятиях плавно, последовательно, без особого нажима и резких атак на технические трудности. Л.И. Власенко, будучи уже зрелым, сложившимся музыкантом, советовал «брать для начала какое-нибудь спокойное, неторопливое, уравновешенное по характеру произведение, где не нужна была бы максимальная эмоциональная отдача»,- такое произведение, которое нравилось бы музыканту, и не требовало от него непомерных усилий, создавая одновременно оптимальный психологический настрой в занятиях.
Искусству работать учатся годами. Задача педагога научить не только хорошо играть, но и научить заниматься долго, чтобы потом хорошо играть. Ведь основа технического мастерства закладывается, когда ученик остается наедине с самим собой. Важно не только, как протекает домашняя работа, но и в какой момент ее нужно приостановить. Заниматься следует лишь до тех пор, пока ясно и четко работает голова, и ни минутой больше. Большую роль в формировании трудоспособности играет привычка, та самая привычка- регулярно, каждодневно делать свое дело, которая помогает преодолевать любые психологические и иные трудности. Работа над произведением- основной стержень формирования музыканта- исполнителя. Оттого, насколько четко исполнитель представляет компоненты работы над произведением в их взаимосвязи и в целом, зависит успех всей его деятельности, рост профессионального мастерства. Существуют разные точки зрения на форму работы над музыкальным произведением.
Наиболее целесообразно выделить три этапа:
1.Общее ознакомление с произведением (исходный синтез).
2.Детальный разбор (анализ).
3. Отделка произведения (окончательный синтез).
Понимание музыкальной структуры произведения в качестве непременного условия включает в себя анализ формы, системы звуковых сопряжений, фактуры, метроритма, всех компонентов музыки. На основе такого анализа синтезируется комплекс выразительных средств исполнения - нюансов, динамики, метроритма.
Следует сказать еще об одном. Это касается наиболее способных, « продвинутых» учеников. Известно, что особо интенсивно развивают учащегося в техническом и музыкальном отношении произведения повышенной трудности- те, что требуют от него мобилизации всех его ресурсов, заставляют действовать на пределе своих возможностей. Поэтому для таких детей можно включать в программу одно - два таких произведений. Однако, « трудные» произведения, при всей их пользе для учащихся, чреваты подчас и малоприятными последствиями: невозможность выиграть трудные места, разного рода технические срывы, неполадки. Поэтому есть смысл обратиться к такой форме работы, как эскизное разучивание музыкального произведения. Оно избавляет от опасений за открытое, публичное выступление, сохраняя одновременно великолепные возможности для технического роста учащегося. Что такое эскизное разучивание? Это форма работы, при которой овладение материалом не доводится до степени завершенности, концертно-исполнительской готовности. Последним, заключительным этапом этой работы становится этап, на котором музыкант охватывает в общем и целом образно- поэтический замысел произведения, получает художественно- достоверное, неискаженное представление о нем и как исполнитель оказывается в состоянии убедительно ( конечно, не вполне качественно) воплотить этот замысел на инструменте. «…После того, как учащийся извлек нужные для него умения и знания, разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет нотный материал, работа над произведением прекращается»,- писал Л. А. Баренбойм, определяя эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности.
И, конечно же, воспитать черты исполнителя в будущем музыканте-исполнителе может только педагог - исполнитель. Дети, наблюдая за концертно-исполнительской деятельностью педагогов, сами стремятся попробовать свои силы на сцене. Значение концертно-исполнительских форм работы учащихся в деле их музыкально-образовательного становления очень велико. Это воспитывает артистизм, возможность свободно и непринужденно держатся на публике и на сцене.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Организация учебного процесса в классе игры на музыкальном инструменте
Опубликовано: 3168 дней назад (17 августа 2015)
Просмотров: 3051
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!