Из опыта работы старшего воспитателя детского сада "Методическое сопровождение молодых педагогов ДОУ"
Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление я хотела бы начать словами великого советского педагога А.С.Макаренко: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…» А.С. Макаренко
Мы все прекрасно знаем, что в настоящее время проходит модернизация всех ступеней образования, в том числе и дошкольного. И важным условием модернизации является, конечно же, обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами. Поэтому сегодня так актуальна проблема специалистов, молодых, активных и компетентных педагогов, которые смогут реализовать федеральные государственные образовательные стандарты и соответствовать профессиональному стандарту педагога.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдёт этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель, как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдёт себя в другой сфере деятельности.
- Молодые педагоги сегодня, какие они, откуда приходят к нам в дошкольные учреждения и с какой профессиональной компетентностью и мотивацией? Да и с какими проблемами сталкиваемся мы в работе с молодыми педагогами? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
- Я бы разделила
молодых педагогов на три группы:
1 группа: педагоги со специальным профессиональным образованием, которые в основном заканчивают наш Каменский педагогический колледж, который всего лишь несколько лет готовит педагогические кадры для дошкольных учреждений, поэтому ещё не сформирована качественная система подготовки педагогических кадров
2 группа: педагоги, которые ещё получают профессиональное образование.
3 группа: педагоги, либо с педагогическим образованием, либо с другим средним или высшим профессиональным образованием, которые сегодня без труда могут работать в дошкольном образовании, достаточно пройти дистанционно переподготовку.
В связи с этим методическое сопровождение молодых педагогов является необходимым в нашей профессиональной деятельности.
Что же мы понимаем под методическим сопровождением молодого специалиста?
Правильно методическое сопровождение - это разные виды методической работы по достижению поставленной цели.
Целью методического сопровождения молодого специалиста является: удовлетворение запросов молодых воспитателей в создании личностно ориентированного пространства их профессионального развития, саморазвития, самореализации в процессе педагогической деятельности.
Задачи:
1. Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.
2. Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.
3. Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс.
4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.
5. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.
Главные элементы любого здания – это фундамент, стены, окна и крыша.
А для молодого воспитателя – это его
профессиональные качества:
- понимание современных задач учреждения;
- умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
- проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребёнка;
- умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
- умение осуществлять инновационную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативно способность к самообразованию.
Очень важно знать, что в методическом сопровождении деятельности начинающих специалистов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации. Такая система планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой организации, поэтому она не может разрабатываться для всей системы дошкольного образования.
Первые дни профессиональной деятельности молодой воспитатель под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
В современной интерпретации существуют различные формы и методы работы с молодыми педагогами, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов и помогающие им пройти сложный путь адаптации. Их можно условно разделить на две группы: традиционные и инновационные.
К традиционным можно отнести: проблемные семинары, семинары-практикумы, школу молодого педагога, творческие микрогруппы, индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей, дни открытых дверей, помощь педагогов-тьюторов, педагогические советы, анализ педагогических ситуаций, повышение квалификации.
Инновационные формы - мастер-классы, творческие конкурсы, день молодого воспитателя, проектная деятельность, стажерские площадки, издательская деятельность молодого педагога, педагогический коучинг, проведение тренингов, супервизия, дискуссионные клубы, моделирование. Стержнем прогрессивных форм методической работы является активизация познавательной деятельности педагогов. Интерес к выбранной профессии, усвоение приемов работы с детьми и родителями, становятся результатом применения разнообразных форм работы с молодыми специалистами. Чтобы молодые специалисты могли раскрыть свои таланты, организаторские возможности и творческие способности нужны правильно подобранные формы методологического сопровождения.
Одной из эффективных форм работы является
наставничество. Это одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Кто может стать наставником?
Конечно же педагог c большим опытом работы, настоящий профессионал своего дела. А всегда ли опытные педагоги готовы передать свое мастерство молодому специалисту? Нет, ведь это требует много времени, а главное умения научить и конечно же отсутствие мотивации.
Так, наставничество считается одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе. Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста – наставника.
Педагогическая супервизия - оказание консультативной помощи педагогу в ситуации профессионального затруднения, коррекции и формирование профессиональных установок. Педагогическая супервизия бывает индивидуальной и групповой. Она способна не только диагностировать трудности личностно-профессионального самоопределения и предложить персональные способы решения возникающих проблем.
Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу.
"
Деловой блокнот воспитателя", который отражает основные направления работы ДОО и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя.
Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.
Технология «Мировое кафе» позволяет виртуозно совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным.
Сложный период адаптации молодых педагогов проходит под чутким контролем своих старших коллег, оказывающих помощь и поддержку в трудных ситуациях. Правильно выстроенная система работы, а не разрозненные мероприятия, позволила оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический совет в детском саду на тему: Художественно - эстетическое развитие дошкольников
Из опыта работы старшего воспитателя. Родительское собрание в ДОУ
Самообразование педагога ДОУ по ФГОС
Преемственность в образовании ДОУ и начальной школы по ФГОС