Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы учителя начальных классов. Нравственное воспитание младших школьников

Психологические особенности нравственного воспитания и принятия нравственных решений
В наше время все острее стоит проблема необходимости пристального внимания к нравственному воспитанию, как подрастающего поколения, так и взрослых, проявляющегося во всех сферах жизнедеятельности.

Воспитание - это "целенаправленное развитие человека, включающее освоения культуры ценностей и норм общества"[3]. Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности конкретных общностей людей и систему образования. И не только религиозные институты и семья, но и общественные и учебные организации, средства массовой коммуникации должны заниматься воспитанием людей. В процессе воспитания происходит взаимодействие личности, семьи, государственных и общественных институтов. Учебные заведения должны выполнять учебно - воспитательные функции, причём воспитательная функция учебного заведения должна быть первостепенной.

Воспитание - это «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Воспитывать – значит: «вырастить, дав образование, обучив правилам поведения»; формировать характер путем систематического воздействия и влияния; прививать и внушать, например, любовь к родине[9. с.81]. Воспитывают работой, своим или известным культуре примером.

Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы - правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственный (например выбор)-значит «относящиеся к внутренней, духовной жизни человека». Нравственный человек - это человек «соблюдающий требования нравственности».

Следовательно, нравственное воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение нравственной культуры, нравственных ценностей, нравственных норм, принципов и правил поведения, предполагающее формирование у него произвольного следования в жизнедеятельности правилам и нормам, обусловлены развиваемыми своими личностными нравственными качествами.

Перед тем как приступать к нравственному развитию и саморазвитию личности, ее нравственному воспитанию, необходимо разобраться с понятийным аппаратом и четко развести такие понятия как этика, мораль и нравственность[5, с.289].

Нравственное воспитание должно формировать: в личности человечность как ориентацию «в деяниях в большей степени на добро( милосердие, свобода, совесть, счастье и так далее), чем на зло (агрессия, тщеславие, насилие, грубость и так далее)» [10 с.14]; в человеке путь развития от телесного к духовному, и далее, к душевному «к уровню души, обращенной к богу» [6, с.171]. «Понятие души тесно связана с такими понятиями, как нравственность, достоинство, милосердие, любовь» [7, с.171]

Для становления человека человечным надо стремиться жить и жить в соответствии с естественным законом, основным нравственным «ядром которого являются 10 заповедей Моисея» [1, с.92].

Нравственное воспитание должно ставить перед собой цель формирования и развития нравственных идеалов [2] и нравственной элиты, характеризующейсятакими личностными атрибутами, необходимыми для высоконравственного жизненного пути как строгое следование нравственным правилам, способность влиять на других людей в нравственной сфере и способность к решению нравственных задач и проблем [8].

Принятия решений - это процесс включающий в себя анализ цели и задачи (нуждающихся в достижении и разрешении), альтернатив (подбираемых по определенным критериям), и собственно принятие решения как его выбор, с последующим его претворением в жизнь и анализом его результативности.

Принятие решения обусловлено пониманием человека себя, своего смысла жизни, жизненной ситуации и себя в ней. Нравственное развитие, формирование и воспитание человека находит свое отражение в принимаемых им решениях, обусловленных процессом развития понимания себя и других, мира в целом, в прошлом, настоящем и будущем.

Ярким примером демонстрации нравственного воспитания в принятии решений могут послужить ситуации, ставящие человека перед моральным, нравственным выбором для принятия возможных решений – «опыт принятия решения в этих ситуациях становится внутренним субъективным опытом» [1, с.91]. Такие понятия как ответственность и дисциплина, неизбежно выходят из понятия нравственности, долга, а понятие нравственности исходит из приоритета души, которое в свою очередь исходит из понятия любви к Богу, веры и заботы о своей душе[7, с.8].

Таким образом, нравственная воспитанность - это то, что является важнейшим атрибутом для урегулирования отношений между людьми и общностями. Особую отчетливость недостаточность разработки этой проблематики находят в самой основе личности – в принятии нравственных решений. Освоение личностью принятия нравственных решений выступает в качестве психологической особенности ее нравственного воспитания. Для принятия нравственных решений необходимо осознание и развитие нравственных качеств нравственное самоопределение и наличие нравственной позиции личности, развитие личной ответственности и дисциплинированности. Принятие нравственных решений в процессе нравственного воспитания подчеркивает важность следования по пути от телесного к духовному, и далее душевному. Серьёзным подспорьем в этом пути являются нравственные законы. Поэтому в нравственном воспитании человека принятие нравственных решений актуализирует и предполагает важность заботы о душе своей и других людей.

Список используемой литературы:
1. Веселова Е.К. Духовно-нравственное развитие личности и онтологическая идентичность // Интегративный подход к познанию психологии человека: В.Н. Панферов, В.В. Знаков, Е.Ю. Коржова и др. / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – C. 145-158. 296 с. 89-117
2. Представление русских о нравственном идеале / М. И. Воловикова ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М. : Ин-т психологии РАН, 2004 - 312с.
3. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая рос. энцикл., 1997. - 1434,[20] с.
4. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками : автореферат дисс. на соискание степени кандидата психологических наук : 19.00.13 / Брюхова Наталья Геннадиевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. - Астрахань, 2007. – 155 с.
5. Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека/ Кемеровский государственный институт культуры, 2021.-С.289-301.
6. Лазарев С.Н. Выздоровление души.-СПб., Изд-во «Диля».- 2016.-192с.
7. Лазарев С.Н. Здоровье человека. Встреча науки и религии .-СПб., Изд-во «Диля».- 2016.-224с.
8. Журавлев Л.А. , Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования/Психологический журнал.-2010.-Т.31 №2-с.5-19.
9. Ожегов, Сергей Иванович.
Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : ООО "Сезам-маркетинг", 1997. - 511 с.;
10. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.-240с.

Рекомендуем посмотреть:

Притча для младших школьников «Как Человек разрушил Землю» Внеклассное мероприятие на нравственную тематику, 2 - 3 класс Сказка о цене времени для детей 6-10 лет Нравственное воспитание школьников на примерах русской классической литературы
Родительское собрание в начальной школе «Терроризм-угроза 21 века». Конспект | Классный час «Осенняя пора», 2 класс
Опубликовано: 808 дней назад (7 октября 2022)
Просмотров: 516
Рубрика: Мои статьи
0
Голосов: 0
Дмитрий # 7 октября 2022 в 14:33 0
Очень интересная статья👍👍👍
Настя # 7 октября 2022 в 14:37 0
спасибо за статью, было полезно почитать
Валентина Сергеевна # 7 октября 2022 в 15:04 0
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования- нравственного воспитания. Название статьи ёмко отражает саму ее суть. Представленная статья носит научный характер. Автором обоснованно сделан вывод о том что, нравственная воспитанность - это то, что является важнейшим атрибутом для урегулирования отношений между людьми.