Конспект урока музыки, 2 класс. Симфоническая сказка "Петя и волк". УМК "Перспектива"
Урок музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и волк"
Технологическая карта урока
1. ФИО учителя: Ляхова Дарья Алексеевна. 2. Образовательная программа: Перспектива. 3. Класс: 2. 4. Дата: 5. Предмет: музыка. 6. Тема урока: Симфоническая сказка «Петя и Волк». 7. Цель: познакомить учащихся с симфонической сказкой «Петя и волк». 8. Задачи Образовательные: способствовать усвоению знаний об инструментах симфонического оркестра; Развивающие: способствовать развитию умения анализировать музыкальные образы героев сказки; Воспитательные: способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку. 9. Тип урока: открытия новых знаний. 10. Наглядно – демонстративный материал Литературный ряд – загадки, стихотворение «начинается урок». Музыкальный ряд – тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, И. С. Бах «Шутка», марш (флейта, барабан). Зрительный ряд – портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов, плакат "Состав инструментов симфонического оркестра". Оборудование и материал для учителя: учебник, презентация. Оборудование и материал для учащегося: учебник, тетрадь.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Алексеевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.
Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. Все ли на месте: пенал, учебник, тетради.
Отлично, теперь мы можем начать наш урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»! Учитель: Ребята, скажите, вы любите сказки? Учащиеся: Да. Учитель: А какие сказки вы знаете? Учащиеся: называют. Учитель: А кто пишет сказки? Учащиеся: Писатели, авторы. Учитель: А если сказку напишет композитор, что он будет использовать вместо слов? Учащиеся: Музыку. Учитель: Значит, как можно назвать сказку, в которой используется музыка? Учащиеся: Музыкальная. Учитель: Молодцы. Так о чем мы с вами сегодня будем говорить? Учащиеся: О музыкальной сказке. (слайд 1) Учитель: Да. Но сказка это необычная. Герои этой сказки будут говорить с помощью музыки, а не слов. Исполнять музыку будет много разных музыкальных инструментов. Учитель: Скажите, а как называется такой состав , когда играет много-много музыкальных инструментов? Учащиеся: Оркестр. Учитель: Молодцы. Но этот оркестр необычный, он называется симфонический. Учитель: Итак, у нас будет музыкальная сказка в исполнении симфонического оркестра, заменим слово музыкальная. И что получится? Учащиеся: Симфоническая сказка. Учитель: Молодцы. Тема нашего урока симфоническая сказка «Петя и Волк». Учитель: Вы знаете эту сказку? Учащиеся: Нет. Учитель: Так какую цель мы с вами поставим?
Познакомиться…
Узнать … (А вы знаете, какие инструменты входят в симфонический оркестр? Тогда что нам нужно узнать?)
Научиться… (У каждого героя сказки свой музыкальный инструмент. Значит нам нужно научиться что делать?) Учащиеся: Познакомиться с сюжетом симфонической сказки «Петя и Волк». Узнать какие инструменты входят в симфонический оркестр. Научиться определять героев сказки по звучанию инструментов.
Учитель: В состав симфонического оркестра входят струнно-смычковые, деревянные и медные духовые инструменты, ударные. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них. (слайд 2) Учитель: Что значит струнные? Почему эта группа называется струнно-смычковые? Чем извлекается звук? Учащиеся: Струной. Учитель: Чтобы струна дала звук, что нужно сделать? Учащиеся: Провести смычком. (слайд 3,4) Учитель: Что значит деревянные духовые? Из чего они сделаны? Учащиеся: Из дерева. Учитель: А почему духовые? Учащиеся: Нужно подуть, чтобы извлечь звук. Учитель: Молодцы ребята. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, теми, которые участвуют в нашей сказке.
Сказку «Петя и Волк» Прокофьев написал всего за 4 дня. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Учитель: Ребята, кто такой Петя? Учащиеся: Мальчик, пионер, школьник. Учитель: События происходят летом, а что летом у школьников? Учащиеся: Каникулы. Учитель: Куда отправился Петя? Учащиеся: В гости к дедушке. Учитель: Кем был дедушка? Он был лесником. Где он жил? Учащиеся: В лесу. Учитель: Дедушка был недоволен и ворчлив. Он закрывал калитку. Чтобы Петя не вышел на поляну. Почему? Учащиеся: Там могли быть звери, волки или лисы. Учитель: Верно. Но Петя ослушался и вышел.
Петя нашел друзей. Кто же были его друзья? Птичка, утка, кошка.
Что же однажды приключилось? На поляну, где жил Петя пришел голодный волк. А раз он голодный, с какой целью он пришел? Учащиеся: Кого-то съесть. Учитель: Верно. Кошка тоже искала себе добычу. За кем могла охотиться кошка из наших героев? Учащиеся: За птичкой. Учитель: А волк? Учащиеся: За уткой. Учитель: Увидев все это Петя решил помочь своим друзьям. Получилось у них поймать волка? Учащиеся: Да. Учитель: Получилось. Волка поймали. Что же случилось дальше? В лесу появились охотники. Куда же дели волка? Учащиеся: Предполагают. Учитель: Куда отводят диких животных, чтобы они там жили и о них заботились? Учащиеся: В зоопарк. Учитель: Верно. Волка отвели в зоологический сад. Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с первым героем сказки , с Петей. Тему Пети исполняют 2 скрипки, альт и виолончель. Как вы думаете, почему это называется темой? Наши герои будут разговаривать? Учащиеся: Нет. Учитель: А что будет место слов? Учащиеся: Музыка. Учитель: Да, будет звучать мелодия, у каждого героя своя. Поэтому это называется тема.
После прослушивания вы ответите мне на вопросы: какой характер был у музыки, что вы представили во время прослушивания? (Слушание) Учитель: Какой характер у музыки? Учащиеся: Легкий, озорной, жизнерадостный. Учитель: Каким вы представили Петю? Учащиеся: Веселым, неунывающим. Учитель: Скрипки легкие, игривые, прыгучие. Что делает Петя? Учащиеся: Бежит вприпрыжку, веселится, отдыхает. Учитель: Молодцы. Учитель: Как вы знаете, у Пети было много друзей. Выйдя на опушку он встретил одного из них, и сейчас прослушав следующий фрагмент мы с вами узнаем этого Героя. Подумайте, как звучала музыка, на что она похожа по звучанию, что можно представить, слушая ее. (Слушание) Учитель: Какой характер у музыки? Учащиеся: Нежный, веселый, легкий, прыгучий. Учитель: Что изображает музыка? Какого героя? Учащиеся: Птичку. Учитель: Как вы это поняли? Учащиеся: Музыка звучала как пение птички. Учитель: А как поет птичка? Покажите.
Какая группа инструментов может так звучать? Учащиеся: Духовые. Учитель: Молодцы. Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта. Учитель: Какой характер у птички, как у героини? Учащиеся: Веселая, беззаботная, игривая. Учитель: А почему именно флейта изображает тему птички? Могла бы это быть труба? Почему? Учащиеся: Труба звучала бы грубо, низко. Учитель: А как звучит флейта? Какой у нее звук? Низкий? Учащиеся: Нет. Легкий, высокий. Учитель: Молодцы.
Учитель: Сейчас мы познакомимся со следующим героем, уткой. Тему утки играет гобой. Посмотрите на утку. По сравнению с птичкой она какая? Учащиеся: Большая, крупная. Учитель: Посмотрите на ее ножки, какие они? Учащиеся: Маленькие, короткие. Учитель: А утка сама какая? Учащиеся: Объемная, округлая. Учитель: Как она ходит, с такими коротенькими ножками? Учащиеся: Неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Учитель: Да, ребята. Утка ходит вразвалочку.
Сейчас мы прослушаем тему утки. И вы ответите мне на вопрос какой характер у этой музыки? Какой вы представили утку? (Слушание) Учитель: Итак, ребята. Как звучит мелодия? Учащиеся: Неторопливо, неуклюже, плавно. Учитель: Какой вы представили утку? Учащиеся: Важной, медленной. Учитель: Что она делает? Что вообще делают утки? Учащиеся: Крякает, плавает. Учитель: Да, она как будто идет, переваливаясь с бока на бок и покрякивает.
Как звучит гобой? Громко, радостно?
Учащиеся: Нет, тихо, низко. Учитель: Верно, даже немного гнусаво. Молодцы ребята.
Итог урока Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, как звучала тема нашего урока?
Кто композитор сказки?
С какими героями сказки мы познакомились?
Какой инструмент изображал тему Пети?
Птички?
Утки? Учащиеся: Отвечают на вопросы. Учитель: Ребята, если у вас все получилось и работать было легко, поднимите зеленый кружок. Если было сложно и непонятно поднимите красный. Молодцы ребята. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо вам за работу на уроке. До свидания!
Презентация на тему: Симфоническая сказка «Петя и Волк»