Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока музыки, 2 класс. Симфоническая сказка "Петя и волк". УМК "Перспектива"

Урок музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и волк"
Технологическая карта урока
1. ФИО учителя: Ляхова Дарья Алексеевна.
2. Образовательная программа: Перспектива.
3. Класс: 2.
4. Дата:
5. Предмет: музыка.
6. Тема урока: Симфоническая сказка «Петя и Волк».
7. Цель: познакомить учащихся с симфонической сказкой «Петя и волк».
8. Задачи
Образовательные: способствовать усвоению знаний об инструментах симфонического оркестра;
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать музыкальные образы героев сказки;
Воспитательные: способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку.
9. Тип урока: открытия новых знаний.
10. Наглядно – демонстративный материал
Литературный ряд – загадки, стихотворение «начинается урок».
Музыкальный ряд – тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, И. С. Бах «Шутка», марш (флейта, барабан).
Зрительный ряд – портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов, плакат "Состав инструментов симфонического оркестра".
Оборудование и материал для учителя: учебник, презентация.
Оборудование и материал для учащегося: учебник, тетрадь.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Алексеевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.
Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. Все ли на месте: пенал, учебник, тетради.
Отлично, теперь мы можем начать наш урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
Учитель: Ребята, скажите, вы любите сказки?
Учащиеся: Да.
Учитель: А какие сказки вы знаете?
Учащиеся: называют.
Учитель: А кто пишет сказки?
Учащиеся: Писатели, авторы.
Учитель: А если сказку напишет композитор, что он будет использовать вместо слов?
Учащиеся: Музыку.
Учитель: Значит, как можно назвать сказку, в которой используется музыка?
Учащиеся: Музыкальная.
Учитель: Молодцы. Так о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Учащиеся: О музыкальной сказке.
(слайд 1)
Учитель: Да. Но сказка это необычная. Герои этой сказки будут говорить с помощью музыки, а не слов. Исполнять музыку будет много разных музыкальных инструментов.
Учитель: Скажите, а как называется такой состав , когда играет много-много музыкальных инструментов?
Учащиеся: Оркестр.
Учитель: Молодцы. Но этот оркестр необычный, он называется симфонический.
Учитель: Итак, у нас будет музыкальная сказка в исполнении симфонического оркестра, заменим слово музыкальная. И что получится?
Учащиеся: Симфоническая сказка.
Учитель: Молодцы. Тема нашего урока симфоническая сказка «Петя и Волк».
Учитель: Вы знаете эту сказку?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Так какую цель мы с вами поставим?
Познакомиться…
Узнать … (А вы знаете, какие инструменты входят в симфонический оркестр? Тогда что нам нужно узнать?)
Научиться… (У каждого героя сказки свой музыкальный инструмент. Значит нам нужно научиться что делать?)
Учащиеся: Познакомиться с сюжетом симфонической сказки «Петя и Волк». Узнать какие инструменты входят в симфонический оркестр. Научиться определять героев сказки по звучанию инструментов.

Учитель: В состав симфонического оркестра входят струнно-смычковые, деревянные и медные духовые инструменты, ударные. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
(слайд 2)
Учитель: Что значит струнные? Почему эта группа называется струнно-смычковые? Чем извлекается звук?
Учащиеся: Струной.
Учитель: Чтобы струна дала звук, что нужно сделать?
Учащиеся: Провести смычком.
(слайд 3,4)
Учитель: Что значит деревянные духовые? Из чего они сделаны?
Учащиеся: Из дерева.
Учитель: А почему духовые?
Учащиеся: Нужно подуть, чтобы извлечь звук.
Учитель: Молодцы ребята. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, теми, которые участвуют в нашей сказке.
Сказку «Петя и Волк» Прокофьев написал всего за 4 дня. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Учитель: Ребята, кто такой Петя?
Учащиеся: Мальчик, пионер, школьник.
Учитель: События происходят летом, а что летом у школьников?
Учащиеся: Каникулы.
Учитель: Куда отправился Петя?
Учащиеся: В гости к дедушке.
Учитель: Кем был дедушка? Он был лесником. Где он жил?
Учащиеся: В лесу.
Учитель: Дедушка был недоволен и ворчлив. Он закрывал калитку. Чтобы Петя не вышел на поляну. Почему?
Учащиеся: Там могли быть звери, волки или лисы.
Учитель: Верно. Но Петя ослушался и вышел.
Петя нашел друзей. Кто же были его друзья? Птичка, утка, кошка.
Что же однажды приключилось? На поляну, где жил Петя пришел голодный волк. А раз он голодный, с какой целью он пришел?
Учащиеся: Кого-то съесть.
Учитель: Верно. Кошка тоже искала себе добычу. За кем могла охотиться кошка из наших героев?
Учащиеся: За птичкой.
Учитель: А волк?
Учащиеся: За уткой.
Учитель: Увидев все это Петя решил помочь своим друзьям. Получилось у них поймать волка?
Учащиеся: Да.
Учитель: Получилось. Волка поймали. Что же случилось дальше? В лесу появились охотники. Куда же дели волка?
Учащиеся: Предполагают.
Учитель: Куда отводят диких животных, чтобы они там жили и о них заботились?
Учащиеся: В зоопарк.
Учитель: Верно. Волка отвели в зоологический сад.
Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с первым героем сказки , с Петей. Тему Пети исполняют 2 скрипки, альт и виолончель. Как вы думаете, почему это называется темой? Наши герои будут разговаривать?
Учащиеся: Нет.
Учитель: А что будет место слов?
Учащиеся: Музыка.
Учитель: Да, будет звучать мелодия, у каждого героя своя. Поэтому это называется тема.
После прослушивания вы ответите мне на вопросы: какой характер был у музыки, что вы представили во время прослушивания?
(Слушание)
Учитель: Какой характер у музыки?
Учащиеся: Легкий, озорной, жизнерадостный.
Учитель: Каким вы представили Петю?
Учащиеся: Веселым, неунывающим.
Учитель: Скрипки легкие, игривые, прыгучие. Что делает Петя?
Учащиеся: Бежит вприпрыжку, веселится, отдыхает.
Учитель: Молодцы.
Учитель: Как вы знаете, у Пети было много друзей. Выйдя на опушку он встретил одного из них, и сейчас прослушав следующий фрагмент мы с вами узнаем этого Героя. Подумайте, как звучала музыка, на что она похожа по звучанию, что можно представить, слушая ее.
(Слушание)
Учитель: Какой характер у музыки?
Учащиеся: Нежный, веселый, легкий, прыгучий.
Учитель: Что изображает музыка? Какого героя?
Учащиеся: Птичку.
Учитель: Как вы это поняли?
Учащиеся: Музыка звучала как пение птички.
Учитель: А как поет птичка? Покажите.
Какая группа инструментов может так звучать?
Учащиеся: Духовые.
Учитель: Молодцы. Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.
Учитель: Какой характер у птички, как у героини?
Учащиеся: Веселая, беззаботная, игривая.
Учитель: А почему именно флейта изображает тему птички? Могла бы это быть труба? Почему?
Учащиеся: Труба звучала бы грубо, низко.
Учитель: А как звучит флейта? Какой у нее звук? Низкий?
Учащиеся: Нет. Легкий, высокий.
Учитель: Молодцы.

Учитель: Сейчас мы познакомимся со следующим героем, уткой. Тему утки играет гобой. Посмотрите на утку. По сравнению с птичкой она какая?
Учащиеся: Большая, крупная.
Учитель: Посмотрите на ее ножки, какие они?
Учащиеся: Маленькие, короткие.
Учитель: А утка сама какая?
Учащиеся: Объемная, округлая.
Учитель: Как она ходит, с такими коротенькими ножками?
Учащиеся: Неуклюже, переваливаясь с боку на бок.
Учитель: Да, ребята. Утка ходит вразвалочку.
Сейчас мы прослушаем тему утки. И вы ответите мне на вопрос какой характер у этой музыки? Какой вы представили утку?
(Слушание)
Учитель: Итак, ребята. Как звучит мелодия?
Учащиеся: Неторопливо, неуклюже, плавно.
Учитель: Какой вы представили утку?
Учащиеся: Важной, медленной.
Учитель: Что она делает? Что вообще делают утки?
Учащиеся: Крякает, плавает.
Учитель: Да, она как будто идет, переваливаясь с бока на бок и покрякивает.
Как звучит гобой? Громко, радостно?
Учащиеся: Нет, тихо, низко.
Учитель: Верно, даже немного гнусаво. Молодцы ребята.

Итог урока
Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, как звучала тема нашего урока?
Кто композитор сказки?
С какими героями сказки мы познакомились?
Какой инструмент изображал тему Пети?
Птички?
Утки?
Учащиеся: Отвечают на вопросы.
Учитель: Ребята, если у вас все получилось и работать было легко, поднимите зеленый кружок. Если было сложно и непонятно поднимите красный. Молодцы ребята. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо вам за работу на уроке. До свидания!
Презентация на тему: Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки во 2 классе с презентацией. Театр оперы и балета Урок музыки с презентацией, 2 класс. Музыка учит людей понимать друг друга
Опубликовано: 736 дней назад (9 ноября 2022)
Просмотров: 2927
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ольга Борисовна Шамсудинова # 13 декабря 2022 в 14:42 0
Спасибо! Интересно и познавательно! За иллюстрации особое спасибо!