Конспект урока музыки во 2 классе с презентацией. Театр оперы и балета
Конспект урока во 2 классе "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"
Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера" Описание материала: предлагаю конспект урока для обучающихся 2 класса по теме "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера".
Урок разработан с учётом авторской программы «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина (2-е изд., издательство «Просвещение», 2012.) Цель урока: создать условия для формирования целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока. Планируемые образовательные результаты: Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Предметные: Познакомить детей с оперными театрами мира, закрепить понятия опера, балет, уметь узнавать изучен¬ные музыкальные про¬изведения и называть имена их авторов, проводить сравнительный анализ музыки, исполнять в хоре во-кальные произведения. Метапредметные:
• регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу;
• познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;
• коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета. Новые понятия и термины: театр оперы и балета, симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, презентация «Театр оперы и балета». Музыкальный материал:
• «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
• «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского;
• «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
• Итальянская песня в исполнении Энрико Карузо.
План урока: I. Мотивирование к учебной деятельности.
Организационный момент. Активизация внимания.
-Здравствуйте, ребята. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!».
-Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.
-Урок музыки мы начнем с прослушивания музыкального произведения.
Звучит «Танец Феи Драже» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
-Скажите, что за музыка прозвучала, кто написал ее? (Ответы детей).
-И почему мы начали урок с этого произведения? Где звучит эта музыка? (В музыкальном театре).
-Что такое музыкальный театр? (Ответы детей).
-Да, музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.
-Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
-Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? (Оперы и балеты).
-Что такое опера? (Опера - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра).
-Ребята, с персонажами каких опер мы познакомились на предыдущих уроках?
(С персонажами оперы «Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила»)
-Кто написал эти оперы?
-А что такое балет? (Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют)
-А с балетами какого композитора вы уже знакомы? (П.Чайковского).
-Ребята, мы уже сказали, что в музыкальном театре ставят оперы и балеты, там еще проходят различные концерты, представления.
-А как вы думаете, как называется театр, где ставят только одни оперы и балеты?
-Да, театр оперы и балета. И тема сегодняшнего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка». Откройте тетради и запишите тему урока. А что такое волшебная палочка мы выясним чуть позже.
Слайд 1
-Урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Санкт-Петербурга и Москвы. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.
3. Открытие новых знаний.
-А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.
Давайте попробуем его изобразить:
1 ряд – «чух-чух», 2 ряд – «пых-пых».
-Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон»
1 куплет – поет 3 ряд.
Игра «Поезд».
Слайд 2
-И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.
Слайд 3
Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы».
-А где же появились первые оперные театры?
Первые театры появились на родине оперы в Италии. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.
Слайд 4
-Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. А сейчас вы послушаете известного итальянского оперного певца Энрико Карузо. Звучит итальянская песня в исполнении Энрико Карузо
-Из Италии мы отправляемся в Россию, в Санкт-Петербург. Игра «Поезд».
Слайд 5
- Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?
Звучит «Марш Черномора"
-А кто автор этой поэмы? (Марш Черномора, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин). Расскажите, о чем эта опера?
-Следующая наша остановка в городе Москва. Игра «Поезд».
Слайд 6
-Останавливаемся в центре Москвы. Вот он знаменитый Большой театр, с величественными коллонадами. Основан он в 1776 году. Площадь перед ним названа Театральной.
В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского.
Слайд 7
-Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры. Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
-Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра).
Слайд 8
-Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? (Симфонический оркестр).
-Что такое симфонический оркестр?(Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения).
-А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).
-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?
(Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно).
-Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…
(Палочку).
-Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
- А кто стоит во главе симфонического оркестра?(Дирижёр).
Слайд 9
-Кто такой дирижёр?(Это руководитель оркестра).
-А как он руководит оркестром? С помощью чего?(С помощью жестов и дирижёрской палочки).
-Правильно, язык дирижерских жестов понятен всем музыкантам. Ребята, посмотрите на фотографию, как вы думаете, по жестам дирижера можно определить как звучит музыка? Тихо или громко? (Громко).
-Почему вы думаете, что именно так звучит музыка? Что вам подсказало? (Движение рук, выражение лица).
-Какие у него движения? (Широкие, размашистые). –Значит музыка громкая, веселая. Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.
-А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Если музыка громкая-движения широкие, тихая-маленькие, аккуратные.
Слушаем «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. 4. Творческая деятельность учащихся.
-А сейчас мы сами покажем маленький спектакль. Вы все будете артистами. Выберем артистов на главные роли. Остальные будут петь хором, как в опере.
Инсценировка «Два веселых гуся».
-Давайте с вами попоем любимые песни. Разделимся на три группы. Для этого мы сядем ровненько, удобно. Любимая песня у первой группы, второй, третьей.
5. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, где мы с вами побывали.
Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает
Карточки: 1) Ла Скала
2) Мариинский театр
3) М.Глинка
4) Большой театр
5) П.Чайковский
6) Дирижер
-А сейчас поделимся впечатлениями о нашей поездке, что вам понравилось.
-Оцените свою работу на уроке (покажите смайлики).
-За что бы вы похвалили себя? А одноклассников?
-Ну что ж, ребята, вы замечательно проявили свои таланты на уроке, и я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театры. На этом урок окончен. Домашнее задание будет следующим - нарисовать музыкальный инструмент.
Презентация на тему: Театр оперы и балета. Волшебная палочка
Очень доступный и интересный материал, обучающий и развивающий. Думаю с таким учителем на уроке не соскучишься. Новых находок и творческого подъёма. С теплом и уважением С.А.