Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока музыки с презентацией, 3 класс. Музыкальные инструменты

Конспект урока в 3 классе «Музыкальные инструменты»
Тема: «Музыкальные инструменты»
Описание материала: предлагаю конспект урока для обучающихся 3класса по теме Музыкальные инструменты»
Урок разработан с учётом авторской программы «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина (2-е изд., издательство «Просвещение», 2013.)
Цель урока - знакомство учащихся с музыкальными инструментами: флейтой и скрипкой.
Планируемые образовательные результаты:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; понимать смысл инструкции учителя.
Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального произведения.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; рассказывать о прослушанном муз. произв.
Предметные: познакомить с историей создания флейты и скрипки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: интегрированный.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, презентация «Музыкальные инструменты», портреты композиторов (К.Глюк, И.Бах, П.Чайковский, А.Вивальди)
Музыкальный материал:
• К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»;
• И.С.Бах «Шутка»;
• П. И. Чайковский. «Мелодия»;
• А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года».

План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
(Дети выполняют)
Видите, от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняш-него урока с новыми впечатлениями.

2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.

Итак, мы отправляемся в путешествие в мир музыки.

3. Работа по теме урока.
Сейчас я вам расскажу замечательную народную молдавскую сказку.
- У одного виноградаря было два сына. Старший, Иван, играл на флейте, а младший, Василий - на скрипке. Однажды хозяин озера взял, да и прикрыл канаву, по которой текла вода на поле виноградаря. И виноградник начал сохнуть. Тогда сыновья виноградаря, прихватив флейту и скрипку, отправились к хозяину, а тот навстречу идёт и еле свой толстый живот тащит, охает.
Хочешь, помогу избавиться от живота? - спросил Иван, - Только уговор: пустишь воду на наш виноградник.
Будь по-твоему, - буркнул хозяин. Как только Иван заиграл на флейте,
хозяин пустился в пляс. Долго плясал, и, в конце концов, растряс свой живот - и следа от него не осталось.
Хозяин, — сказал Иван, - теперь твоя очередь выполнить обещание.
Некогда мне! - отмахнулся хозяин.
В это время Марица, дочка хозяина, подавилась вишнёвой косточкой.
Люди добрые! — завопил хозяин, — Помогите!
«Выполни сначала своё обещание, тогда и поможем», — сказали братья.
Пришлось хозяину уступить: пустил он воду на виноградник. Тогда Василий заиграл на скрипке, да так, что струны запели соловьями. А Марица не выдержала, открыла рот и запела. И косточка пулей вылетела из горла...
Когда собирали урожай на винограднике, всё село пело и плясало под звуки задорной флейты и певучей Скрипки. И по сей день ни один праздник на селе не обходится без этих музыкальных инструментов.

-Скажите, а зачем народ сложил эту сказку?
-Как помогает музыка?
-О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке?
-Вы хотите узнать о них подробнее?

Итак, тема нашего урока…сформулируйте ее сами, пожалуйста. «Музыкальные инструменты: флейта и скрипка».

Слайд 1.
Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они поя-вились, как устроены и как они звучат. Откройте учебник на странице 96. Откройте тетрадочки, запишите тему урока.
Первый инструмент - флейта.

Слайд 2.
У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. О происхождении флейты сложены легенды. Вот послушайте одну из них.
Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она очень боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.
Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в отверстие вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом.
А теперь послушаем, как звучит флейта.

К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». (3.36)
-Ребята, знакома ли вам эта мелодия? Какой композитор написал эту музыку?

Слайд 3.
-Какая история происходит в опере «Орфей и Эвридика»?

Слайд 4.
-В какой момент звучит мелодия? (Композитор Глюк рассказывает с помощью музыки о несчастной любви. Мелодия звучит в момент поиска Орфеем своей жены в подземном царстве).
-Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (Музыка вы-зывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви).
-Как звучит флейта? Какой у неё голос? (Нежный, прозрачный, светлый, легкий тембр).

Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби и любви мелодию.
А теперь послушайте и определите, как звучит голос флейты в следующем музыкальном произведении.

И.С.Бах «Шутка». (1.20) Видеоролик.
- В каком темпе звучит сейчас этот инструмент? (в оживлённом, игривом, в быстром темпе)
- Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое?( беззаботное, шутливое)
-А как бы вы назвали это произведение?

Произведение, которое вы прослушали, так и называется – «Шутка». Его написал немецкий композитор 18 века Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад.

Слайд 5.
При жизни Баха почти никаких из его сочинений не были изданы, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти сто лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут и сочинил свою «Шутку» - пьесу, которую вы только что прослушали. Чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки Бах избрал очень быстрый темп, и поэтому его «Шутку» исполнить не так-то очень просто. Как вы уже знаете, с ней может справиться только настоящий виртуоз.

Я для вас сегодня приготовила сюрприз. Давайте посмотрим, как выглядит этот инструмент. Я вам покажу настоящую флейту. Ученица 4 класса нашей школы Удалова Лиза исполнит на флейте небольшую пьесу «Как под горкой, под горой».
Следующий инструмент о котором мы будем говорить – это скрипка.
Слайд 6.
Самая изящная из струнных - это красавица скрипка. Родина скрипки — Италия. Очень затейливая форма у скрипки. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён.
Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Давайте послушаем ее голос и найдем слова, которые подходят к ее тембру.
Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи. Мы послушаем сейчас «Мелодию» композитора П.И. Чайковского.
Слайд 7.
Послушайте и подумайте, о чём нам рассказывает скрипка своим необыкновен-ным голосом?

П. И. Чайковский. «Мелодия». (0.40) Видеоролик.
- О чем же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили?
-Какое настроение она нам передает? (Настроение оживления, волнения, пробу-ждения, поэтичности, мечтательности). Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты.

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года». (1.30) Видеоролик.
- Как бы вы назвали это произведение?
Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».
Слайд 8.
- Как звучала эта музыка? (Напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно,..).
Я хочу вам предложить посмотреть еще один фрагмент этого же произведения в исполнении великолепной британской (английской) скрипачки Ванессы Мэй (по национальности она китаянка).
Слайд 9.
На Олимпиаде в Сочи она принимала участие в дисциплине – слалом (горнолыжный спорт).

А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года»в исполнении Ванессы Мэй. (3.15)
Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.
Несмотря на то, что музыка Глюка, Вивальди, Чайковского была написана очень давно, и сегодня она трогает наши сердца! С помощью замечательных инструментов флейты и скрипки мы переживаем печаль и радость, любовь и волнение. Во все времена, пока живет на земле человек музыкальные инструменты будут жить рядом с ним, потому что музыка делает жизнь людей ярче и интересней.

А сейчас мы споем песню «Волшебный смычок».
Расскажите, а что за история в этой песне.

4. Итоги урока. Творческая деятельность обучающихся.
Мне понравилось, как вы работали на уроке. Для закрепления и подведения итога урока я приготовила для вас карточки с заданиями «Четвёртый - лишний».

Разделимся на 2 группы.
Задание для 1 группы:
Портрет какого композитора лишний? Зачеркните.
Задание для 2 группы:
Какое произведение лишнее? Зачеркните.
Для следующего задания приглашаются по одному участнику от каждой команды. Он выбирает карточку с фотографией музыкального инструмента. С помощью жестов (пантомимы) будет изображать игру на этом инструменте, какого характера исполняемое произведение, а другой участник должен будет по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте играл его соперник.
5. Рефлексия.
Ребята, перед вами на парте лежит солнышко. Дорисуйте, пожалуйста, у солнышка очертания рта (радость, грусть, безразличие) и глазки, тем самым я увижу ваше настроение от урока.
На этом урок окончен. Домашнее задание будет следующим – нарисовать музыкальный инструмент.
Презентация на тему: Музыкальные инструменты

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок "Музыкальный портрет России" в 3 классе Музыкальный кроссворд «Скрипичный ключ» для учащихся 3 класса ДШИ Урок музыки в 3 классе на тему: «Духовой оркестр» Конспект урока музыки, 3 класс. Музыка Германии

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по музыке 3 класс

Конспект урока музыки во 2 классе с презентацией. Театр оперы и балета
Опубликовано: 2599 дней назад (23 сентября 2017)
Просмотров: 27952
+1
Голосов: 1
Сирануш Агоповна Притула # 4 октября 2017 в 06:15 0
Нина Ивановна, с удовольствием ознакомилась с Вашей работой, очень хорошая разработка обязательно использую некоторые фрагменты на своих уроках. С теплом и уважением С.А.
Анна Владимировна Молокова # 12 октября 2017 в 15:26 0
Нина Ивановна! Урок замечательный!Очень насыщенный по содержанию и интересный по композиции. Хорошо, что Вы использовали сказку и древнегреческий миф. Очень интересен рассказ о скрипке. Ценно, что девочка исполняет песню на флейте. Голос!