Беседа для 3 класса. Тема: Как возникает музыка. Мы музыканты
Цель: учить детей слышать и слушать музыку, способствовать формированию эстетической культуры и вкуса.
Ход занятия
I. Введение.
Вступительное слово учителя.
Мне всегда было непонятно и интересно, как возникает музыка, о чем думает композитор, когда ее сочиняет.
Думаю, что надо быть особенным человеком, с необычным мышлением и яркой индивидуальностью, светлой и доброй душой, своего рода волшебником. Потому что только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.
Ведь сколько звуков, шумов нас окружают в повседневной жизни, какие-то нас раздражают, к каким-то мы просто привыкли и не замечаем.
II. Основная часть занятия.
1. Мы - композиторы.
- Давайте проведем с вами, ребята, небольшой эксперимент. Каждый из вас попытается стать композитором. И неважно, что вы не можете еще знать ноты, не сможете записать услышанные звуки, преобразовав их в ноты и превратив в музыку. Вы ведь еще не волшебники, вы еще только учитесь... Вы сможете звуки воспроизвести, это совсем нетрудно.
Закройте на минутку глаза и посидите тихонько, прислушиваясь к окружающим нас звукам, шумам...
- Что вы услышали? Очень много звуков, верно? Это и шаги прохожих, шелест листьев на деревьях, пение птиц, скрип двери, голоса детей, весело играющих на улице... и многое-многое другое. Попробуем все это воспроизвести на наших музыкальных инструментах: деревянных ложках, треугольнике, металлофоне, погремушках и т. п.
А сейчас отложим в стороны инструменты и попытаемся записать услышанное, изобразить на бумаге.
Для этого понадобятся чистый лист бумаги, карандаши или краски. Ваши рисунки должны быть не простыми, а говорящими, то есть звучащими.
2. Говорящие рисунки.
Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае.
Мы тоже не знаем нотной грамоты, а кто-то уже знает, но ему пока не по силам записать свою музыку нотами. Поэтому мы и воспользуемся пиктографией. Рисунки должны быть простыми и понятными, только тогда они станут говорящими.
Например, идет маленький мальчик, ест мороженое - рисуем идущего человечка или его следы. Куда он идет? Наверное, домой - рисуем дом, показываем стрелочкой.
Каким инструментом можно изобразить шаги идущего мальчика? Допустим, коробочкой. А вот птички поют на деревьях или слышим шелест листьев - тоже это изображаем, показывая стрелочкой.
Остановился наш человечек перед деревом, заслушался, даже про свое мороженое забыл. Но вдруг, где-то еще пока вдали, загромыхал гром, потом упали первые капли дождя. «Сейчас пойдет дождь, надо успеть добежать до дома», - подумал человечек и весело побежал домой.
Каким инструментом можно воспроизвести услышанные звуки? Шелест листьев - маракасом, пение птиц - на гликен - шпиле (пение кукушки) или на блокфлейте (пение соловья). Гром - с помощью бубна или тарелочек, дождик - на маленьком треугольнике, металлофоне, фортепиано.
Запись получается схематичной, полностью отражающей все, что произошло. Освоив такое письмо, можно будет загадывать друг другу нарисованные истории, чтобы один рисовал, а другой, «прочитав», мог не только рассказать ее содержание, но и воспроизвести на инструментах.
З. Игра в музыкантов.
- А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в музыкантов. Но прежде давайте с вами немного поговорим о тех музыкальных инструментах, на которых вам предстоит играть, а также познакомимся с краткой историей их возникновения.
Начнем же знакомство с самого простого инструмента, который известен каждому цивилизованному человеку, независимо от возраста, национальности и места проживания. Этим инструментом мы пользуемся в день по несколько раз, только в другом применении. Догадались, о каком инструменте идет речь? Конечно же, о ложках. Вы, ребята, еще не умели ходить, а мамы уже учили вас правильно пользоваться ложкой.
В музыке вы на данный момент делаете, вернее, пытаетесь делать свои первые шаги. Поэтому знакомство с музыкальными инструментами мне хочется начать с того, что более доступно и понятно вам, то есть с самого простого.
Когда появилась первая ложка, история скромно умалчивает. Известно лишь, что очень давно и вначале ложки делали из дерева. Ложка считается ударным инструментом. Хотя довольно трудно представить данное оружие труда в роли ударного инструмента. Тут же вспоминается один детский анекдот: сидят за столом дедушка и внук, едят. Дед вдруг ни с того ни с сего бьет внука ложкой по лбу.
- За что, дедушка? - ошарашенно говорит внук, потирая ушибленное место рукой.
- А ты не чавкай за столом, - отвечает дед, продолжая спокойно есть. Через некоторое время дед опять вдруг неожиданно бьет мальчика ложкой по лбу.
- Больно же, дед! А сейчас за что ударил? - с обидой и слезами на глазах спрашивает внук у деда.
Дед, немного помолчав, ответил, вздохнув:
- Да вот вспомнил, как ты чавкаешь во время еды.
Ложки считаются исконно русским народным музыкальным инструментом. Две обычные деревянные ложки ударяются одна о другую выпуклыми сторонами, в результате чего появляется четкий, звонкий звук.
4. Творческое задание: музыкально-ритмическая импровизация.
- Давайте попытаемся исполнить на ложках русскую народную мелодию «Я на горку шла».
III. Итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Театрализованное представление для младших школьников
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников