Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированный урок "Музыкальный портрет России" в 3 классе

План – конспект интегрированного урока музыки в 3 классе по теме «Музыкальный портрет России».
Автор: Васильченко Татьяна Константиновна, учитель музыки МКОУ Рамонская СОШ № 2, посёлка ВНИИСС, Воронежской области, Рамонского района.
Краткое описание: Предлагаю мастер-класс по теме «Музыка моего народа» в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Данный материал будет полезен учителям музыки, учителям дополнительного образования.
Тема урока: «Музыкальный портрет России». Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Цель: создать единый музыкальный образ России на различных примерах искусства.
Задачи:
- познакомить обучающихся с песнями местных композиторов и поэтов, в творчестве которых важное место занимают произведения о Родине, о родном селе,
- развивать умение размышлять о прослушанной музыке, понимать её интонационно-образное начало, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, применять для общения на уроке различные виды речи (монолог, диалог с учителем и одноклассниками,
- учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
- совершенствовать навыки работы с учебником: работу с иллюстрациями и рисунками, вокализацию музыкальных фрагментов, исполнение песен и вокальных фрагментов музыкальных произведений с помощью печатного текста.
Оборудование: мультимедиа проектор, аудио записи, ноты.
Карта урока.
Музыкальный ряд - М. Блантер «С чего начинается Родина»,Д. Тухманов « Счастья тебе, земля», И.Дунаевский « Песня о Родине», вступления к опере «Хованщина» М. П.Мусоргского.
Исполнение - «Песня о березке» слова С. Есенина, музыка Г. Струве.
Литературный ряд -Стихи учеников школы: В. Лунина «Рамонская Симфония», С. Яценко «Здесь в Рамони живёт Моя Русь!»
Стихотворение местного поэта Ф.Карасёва «У неё глаза, как небо».
Художественный ряд - выставка работ местного художника Е. Мухина "Родная природа"
Творческое задание - Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
Ход урока.
Организационный момент.
Построение перед классом. Вход в класс под песню И. Дунаевского «Песня о Родине». Видео о достижениях нашей страны.
Ритмические упражнения под музыку.
Музыкальное приветствие.
«Родина моя».
Родина моя – российская земля.
Дружно здесь живем, весело поем.
Добрый день, добрый день,
Добрый день все!
Вопрос учителя: Ребята, можем мы предположить после прослушивания песни и просмотра видео, какую тему урока мы будем изучать?
Сегодня тема нашего урока: «Музыкальный портрет России».
Работа по теме урока.
Неповторимые образы родины: леса, реки, нивы и хозяин - гордый человек российский. Ни поэты, ни музыканты, ни художники не могли остаться в стороне от этой красоты. Музыкант рассказывает нотами, художник – красками, писатели – литературным языком.
Сегодня наш урок объединит все виды искусства по одной теме. Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать портрет Родины.
Просмотр слайдов природы нашего края.
Вопрос учителя: Узнали ли вы места в фильме? Кто бывал там? Какие чувства вас переполняют?
- Чем для нас является Россия? (Родина, Отчизна, Отечество)
Ответы: Мы граждане страны России. Мы россияне.
Учитель: А кто же такой гражданин?
Ответы: Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой. Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.
В записи стихотворение звучит местного автора «Синеокая Рамонь».
У неё глаза, как небо,
Волос вьющийся, как хмель!
Ветер катит волны хлеба,
С ней заводит карусель.
И сады шумят листвою.
Серебрится вся река.
Под высокою горою
В ней ныряют облака
И под солнышком лучистым
Зазвенит, лишь только тронь,
Песней звонкой, голосистой
Это стихотворение написал поэт Ф. Карасёв.
Знакомство с творчеством местного поэта.
На столах учащихся его сборники стихов, вырезки из газет, статьи.
- Откуда же появились истоки поэзии у Ф. Карасёва?
Ответы на вопросы учащиеся находят из материала статей.(Цитируют… В первую очередь в моей памяти навсегда останется имя старшего брата Ивана. Он научил меня в 5 лет читать газеты и книги, сочинять детские считалки и песенки. Сам он работал редактором курской молодежной газеты и там же печатал свои стихи. К великому сожалению, после тяжелой болезни Ваня умер, оставив мне несколько ящиков с книгами и газетами»)
переходим на музыкальный ряд.
Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Вопросы перед прослушиванием.
Вопрос учителя: Подумайте, что изображает музыка? Какое время суток?
Какую картину рисует?
Слушание и анализ вступления к опере «Хованщина» М. П.Мусоргского.
Ответы учащихся : Утро, рассвет, лучи солнца, музыка как бы светлеет, становится громче, все просыпается, бескрайние просторы Родины, широкое раздолье.
Вопрос учителя: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ рассвета? (динамика, регистр, тембр)
Близка ли эта мелодия к народной песне? Это вступление к опере М. П.Мусоргского «Хованщина» называется «Рассвет на Москва - реке».
Вопрос учителя: А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?
Ответы учащихся : Москва, березы, родной дом, природа, люди). Сейчас вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины. Но одно из первых было слово береза.
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
Исполнение. «Песня о березке» слова С. Есенина, музыка Г. Струве (вспомнить правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; настроение и характер песни)
Молодцы! Вы хорошо передали песенный, светлый характер музыки.
А теперь мы добавим художественный ряд.
Анна Лунина , автор стихотворения, читает «Рамонская Симфония».
Декабрь. Зима. Рамонь. Прекрасный замок-
Шедевр малой родины моей.
Не слышно воробьев и криков галок –
Всё замерло в цепи студёных дней.
Таинственный , величественный, чудный,
Жемчужина родных рамонских мест..
Кто красоту твою заметил мудро,
Взметнул её почти что до небес ?!
Продлись, продлись симфония из камня,
В сердцах духовным чувством пробудись!
Путь к прошлому ведёт о предках память:
Любовью в будущем к потомкам возвратись!
Вопрос учителя: - Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория. Единый язык, законы. А так же в каждой стране есть государственные символы.
Учитель: – Родина начинается с символов страны. Что такое символы? Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А, люди знают , что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё отечество. Гражданин гордится родиной, значит, готов помогать ей, защищать её.
- Что относится к символам? (Флаг, герб, гимн)
Рассматривают рисунки.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особенных случаях, во время национальных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
- Каждое утро в России начинается с государственного гимна, который звучит по радио 1 минуту 9 секунд. Перед вами текст гимна России. О новые слова были написаны С. Михалковым в 2000г. , композитор – А. Александров ( 1038г.)
А теперь прочитайте гимн и найдите слова, которые отражают любовь к родине – России, красоту .
Примеры исполнения гимна музыкантами, певцами.
Обобщение.
Наша встреча подошла к концу. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что вам особенно ярко запомнилось?
Учащиеся подходят к выставке художника Е.Мухина "Родная природа".
Слушание песни И. Блантера «С чего начинается Родина».
Рефлексия
1 пример задания Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями
• Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
• Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.
• О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

2 пример задания .Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам:
• Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?
• Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
• Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать?
• Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
Итог урока.
Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине. Яценко Светлана, автор стихотворения, читает:
Здесь в Рамони живёт Моя Русь!
Пусть банальными фразы покажутся
И не каждый их сможет понять.
Ты Рамонь моя, малая родина,
Краше сердцу нельзя отыскать!
Я люблю твою реку с туманами,
От заката до ранней зари.
Колокольного звона раскатами
Ты сегодня, Рамонь, говори!
Летом ты нас особенно балуешь,
Нам курорты совсем не нужны.
Всё для самого лучшего отдыха
Есть у нас от родимой земли.
Ты прекрасна в своих добрых жителях,
И прославлена сотней имен.
Вклад в историю твой удивителен,
Ты жемчужина царских корон!
Для меня ты предмет к подражанию,
Красотою твоей я горжусь,
Молчаливая, добрая, милая,
Здесь в Рамони живёт Моя Русь!

Сначала мы появляемся на свет. Потом узнаём, что наша Родина зовется Россия. Что она — самая большая страна в мире. Что Россия — страна с древней историей.
С первых дней нашей жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды к нам приходит понимание, что кроме наших домов, двора, улицы, района, города, есть еще Моя Страна.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы с нами. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чём-то зависим друг от друга.
Пятьдесят пять лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Общая земля. Общая история. Общие законы. Вера.
Исполнение песни В. Тухманова « Счастья тебе, земля»
Спасибо за работу. Урок окончен.
До свидания, друзья!

Автор фотографий: Васильченко Татьяна.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Конспект НОД по теме: «Русские тряпичные куклы» в старшей группе детского сада
Опубликовано: 3167 дней назад (21 апреля 2016)
Просмотров: 3017
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!