Автор: Печенева Ольга Александровна, преподаватель МБОУДОД ДМШ г. Ярцево Смоленской области
Описание статьи: Данная статья предназначена для родителей, которые стоят на пороге выбора организации свободного времени своего ребенка. Информация, представленная ниже, может быть использована преподавателями для обоснования актуальности, значимости и важности обучения в музыкальной школе. Аргументы, приведенные в статье, отражают важную роль занятий в музыкальной школе в формировании гармоничной личности ребенка.
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика
В век информационных технологий и компьютерных игр дети часто задают вопрос о необходимости обучения в музыкальной школе. При выборе между спортивной секцией, музыкальной и художественной школой, некоторые родители склоняются в пользу спорта или рисования. В данной статье я бы хотела отразить актуальность, значимость и востребованность музыкальных школ как образовательных структур, позволяющих сформировывать, воспитывать и подготавливать полноценную личность для современного общества.
Музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности. Музыку мы можем слышать и слушать каждый день, что оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и большое воздействие на формирование внутреннего мира и восприятие окружающей среды. Опираясь на педагогический опыт, в своей статье я хочу рассмотреть, как занятия музыкой повлияли на становление характера, формирование взглядов, жизненных позиций.
В процессе работы были проведены наблюдения, начиная от формирования личности учащегося дошкольного возраста (5 лет) и заканчивая учащимися возраста 16-ти лет.
Пройдя многолетнее обучение в музыкальной школе, ученик приобретает решительный характер, воспитывает силу воли, утонченность восприятия, развивает умение через музыку выражать своим эмоции, настроение, учиться слушать и слышать себя и окружающих, сочетать и сопоставлять звуки музыки с природой.
Во время разбора и работы над музыкальным произведением, в зависимости от темпа, ритма, характера, было выявлено влияние музыки на личность ребенка. Например, при игре произведения контеленного характера, например, Г. Лохин «Лучше, чем вчера», Г. Беляев «Орхидея», Б. Самойленко «Добрый молодец Иван», А. Куклин «Хоровод», у учащегося вырабатывается гибкость мышления, плавность, мелодичность речи, чувство такта.
Игра полифонических произведений таких, как «Маленький канон» А. Гольденвейзер, «Менуэт» В.А. Моцарт, «Песня в стиле фугетты» В.Масленников, «Пастораль» А. Коробейников, «Прелюдия» Д. Самойлов, «Фуга» А. Холминов, «Прелюдия № 2» И.С. Бах, «Менуэт» И.С. Бах, способствует развитию связного мышление, уравновешенности, спокойствию, что положительно влияет на психику ребенка.
Часто учащиеся и их родители задают вопрос о необходимости изучения гамм, этюдов. С позиции преподавателя по классу аккордеона, баяна, могу объяснить, что данные упражнения для развития техники способствуют не только оттачиванию штрихов, деталей в музыкальных произведениях, но и помогают ребенку развивать моторику движения рук, пальцев, скорость мыслительных процессов.
Нельзя не отметить взаимосвязь характера, интересов учащихся и выбираемых ими произведений. Темп, ритм, характер музыкальных произведений может не только влиять на формирование личности ребенка, но и служить инструментом самовыражения его внутреннего «Я». Произведения подвижного характера способствует формированию собранности, активности, быстрой реакции на воздействия окружающей среды.
При разборе и изучении музыкального произведения учащемуся приходится пропевать вслух фразы, предложения, что позволяет освободиться от накопленных эмоций, отвлечься от повседневной действительности. Данный метод изучения музыкального произведения (пение) позволяет не только формировать гармоничную личность, но и улучшить состояние здоровья ребенка. Например, русская народная песня «Я на горку шла» в обработке А. Шлепнева, вариации на тему русской народной песни «Там за речкой» В. Жигалова, «Волжские напевы» в обработке А. Мирека, вариации на темы русских народных песен «Среди долины ровныя», «Светит месяц» И. Паницкого, вариации на тему русской народной песни «Не будите меня, молоду» В. Иванова способствовали гармонизации психоэмоционального состояния ученика.
При правильном подходе, опыте и грамотности преподавателя музыка может развить, обогатить и сохранить в наше время хрупкий внутренний мир ребенка.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащегося. Здесь нельзя не отметить особенности темперамента и характера ребенка. Не следует путать два понятия: темперамент и характер. Психологи четко разделяют эти два определения. Традиционно в психологии выделяют четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Если преподаватель хочет добиться успехов в педагогической деятельности, увидеть высокие результаты своего труда, то знать особенности нервной системы, быстроту реакции, эмоциональный фон каждого ребенка необходимо.
Вспомним краткую характеристику каждого типа темперамента. Холерик характеризуется высоким уровнем нервно-психической активности, энергией действий, резкостью движений, импульсивностью. Флегматик представляет собой человека, обладающего медлительностью действий, ярко выраженным спокойствием, глубиной и постоянством чувств, эмоций. Сангвиник характеризуется эмоциональностью, впечатлительностью, высокой нервно-психической активностью. Для меланхолика позволителен малый уровень нервно-психической активности, сдержанность в проявлении эмоций. Знание подробной характеристики каждого типа темперамента, детальное изучение психологических аспектов понятий темперамента и характера являются фундаментальной основой для организации продуктивного процесса обучения ребенка. С учетом особенностей нервной системы преподаватель музыкальной школы выбирает стиль общения с ребенком, тембр, мелодику своей речи, характер произведений, рассматриваемых на занятиях, вид учебной деятельности ученика и учителя. Только с учетом данных особенностей личности преподаватель музыкальной школы сможет внести огромный вклад в формирование гармоничной личности ребенка.
При правильном подходе преподаватели музыкальных школ развивают индивидуальные особенности ребенка и формируют гармоничную личность, способную не только добиваться поставленных целей, но и находить свое предназначение в современном мире.
Список использованной литературы:
1. Небылицын В. Д. Темперамент Психология индивидуальных различий.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет
План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
Конспект урока музыки в 3 классе
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе