Викторина по музыкальной литературе «Умники и умницы»
Тема «Людвиг ван Бетховен. Жизнь и творчество»
Автор: Хуснутдинова Резеда Сайдашевна, МБОУ ДОД г.Казани «Детская музыкальная школа №8», преподаватель
Данный материал будет интересен для преподавателей музыкальной литературы в детской школе искусств (музыкальной школе), учителей музыки. Возраст детей – 11-12 лет.
Викторина являются обобщением темы «Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена». Я предлагаю детям выполнить задачи разной сложности, где они должны быть умными, рассудительными, внимательными. В представленном сценарии викторины имеются задания, где каждый игрок должен продемонстрировать свои знания, а так же задания, где ответы рождаются в результате коллективного обсуждения. Кроме того, я приглашаю детей к совместному творчеству. Например, проявить свои артистические возможности, разыгрывая “сцены из жизни”, что позволяет нам погружаться в эпоху жизни композиторов («сцены из жизни» сочинены автором работы, однако все представленные сведения, вложенные в уста «действующих лиц», опираются на литературные источники).
Цель: закрепление и обобщение знаний о жизни и творчестве Л.Бетховена
Задачи:
1. Определение места Л.Бетховена среди венских классиков
2. Выявление новаторских замыслов, идей в содержании, творчестве, музыкальном языке композитора
3. Развитие навыков восприятия и анализа музыкального материала
4. Активизация речевой и познавательной деятельности учащихся, умения работать в коллективе, принимать совместно решения
5. Развитие внимательности, наблюдательности
6. Расширение знаний учащихся и погружение в историческую эпоху
7. Выявление творческих, артистических возможностей учащихся
8. Формирование интереса к музыкальным дисциплинам
9. Формирование эстетических вкусов и потребностей
Методы:
1. Интеграция различных видов искусств
2. Игровые методы
3. Ролевая игра
4. Метод проектов
Оборудование:
1. Мультимедийная аппаратура и презентация к уроку
2. Фортепиано
3. Карточки
При подготовке к викторине в классе создается творческая группа учащихся, которая помогает преподавателю не только в создании наглядных пособий (презентация, карточки), но и разыгрывает «театрализованные вопросы».
Учащиеся делятся на две команды и выбирают капитанов. В течение всей игры команды борются за баллы. Условия накопления баллов просты: за каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры преподаватель подсчитывает количество баллов и определяет победителя.
Структура викторины:
1.«Угадай мелодию»
2.«Мозаика вопросов»
3.«Театрализованные вопросы»
ВИКТОРИНА «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»
У каждого игрока команд перед собой на столе набор карточек с названиями музыкальных фрагментов из «Патетической» сонаты №8, симфонии №5, увертюры «Эгмонт». Для облегчения работы карточки подготовлены в разной цветовой гамме. Например, карточки сонаты – зелёные, симфонии – красные, увертюры – чёрные.
Игроки поднимают карточки соответственно звучащей музыке. Если фрагмент угадан правильно, то карточка остаётся у учащегося, если нет - возвращается преподавателю. Таким образом, каждый игрок своим правильным ответом делает вклад в копилку баллов своей команды. Одна карточка равняется 1 баллу.
Порядок проведения музыкальной «угадайки»:
1. Соната № 8. I часть. Главная партия.
2. Симфония №5. I часть. Главная партия.
3. Соната № 8. II часть. Первый раздел (А)
4. Увертюра «Эгмонт». Вступление.
5. Симфония №5. III часть. Средний раздел (В)
6. Симфония №5. II часть. Первый раздел (А)
7. Увертюра «Эгмонт». Главная партия.
8. Соната № 8. I часть. Побочная партия.
9. Увертюра «Эгмонт». Кода.
10. Соната № 8. III часть. Первый раздел (А)
11. Симфония №5. III часть. Первый раздел (А)
12. Симфония №5. IV часть. Главная партия.
13. Увертюра «Эгмонт». Побочная партия.
14. Соната № 8. I часть. Вступление.
ВИКТОРИНА «МОЗАИКА ВОПРОСОВ»
На экране демонстрируются категории и номера вопросов. Всего четыре категории:
1.«Капитаны»
2.«Картина»
3.«Иллюстрация и музыка»
4.«Венские классики»
В каждой категории по 3 вопроса.
Команды поочерёдно выбирают категорию и номер вопроса и отвечают.
Содержание вопросов к викторине «Мозаика вопросов»
«Капитаны»
Конкурс между капитанами. Первым начинает отвечать капитан, чья команда выбрала данную категорию.
1. Кто больше назовёт произведений Бетховена?
Капитаны поочередно называют по одному произведению композитора (повторяться нельзя). Количество правильных ответов равняется количеству баллов.
2. Рассказ из серии «Летопись жизни и творчества Л.Бетховена».
Рассказать нужно об одном эпизоде жизни композитора.
3. Определить какой музыкальный фрагмент принадлежит Гайдну, а какой Бетховену? (Звучат незнакомые отрывки из музыки Гайдна и Бетховена).
Капитаны на листочке пишут ответы и затем показывают преподавателю и другим участникам викторины.
В последующих викторинах игроки команд имеют право совещаться, капитан отвечает сам, либо предоставляет возможность ответить на вопрос любому игроку из своей команды.
«Картина»
(демонстрируется портрет или картина и задаётся вопрос (иллюстрации могут быть разного характера: репродукция, кадр из фильма; картина другого автора и т.д.))
1. Портрет Бетховена. Расскажите каким был внешне композитор?
2. Картина «Бетховен среди друзей» (Худож. А. Грёфель) Каким был Бетховен среди друзей?
3. Картина «Свобода» Э. Делакруа. Какая связь между этой картиной и Бетховеном?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика
Конспект урока музыки в 3 классе
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»