Конкурсы

Конспект урока музыки в 3 классе

Конспект урока музыки в 3 классе «Тайны нотного королевства»

Автор: Сорвачёва Оксана Федоровна, учитель музыки, КГУ «Школа-гимназия №10»,  г. Усть-Каменогорск

Это урок–творчества, который поможет учителям музыки  использовать его на заключительных уроках в конце четверти. На уроке используются разнообразные творческие  и музыкальные задания, которые развивают мышление, память, воображение, музыкальные  и творческие способности детей.
Урок рассчитан для учащихся 3 класса.

Тема урока: «Тайны нотного королевства»

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся  с элементами творческих заданий, нотной грамоты.

Задачи  развития:

- ассоциативного мышления учащихся, воображения, памяти

- музыкальных и творческих способностей учащихся

- вокально-хоровых навыков пения через песенный материал

- исполнительской и слушательской культуры

воспитания:

· эмоционального интереса и отклика на музыку

· нравственно-духовных аспектов - доброжелательность, любовь и   уважение к музыке, друг другу, сопереживание

· инициативного отношения к предлагаемым заданиям

обучения:

· закрепление знаний по музыкальной грамоте

· закрепление   знаний  по темам   I  четверти

· знание музыкальных инструментов

· исполнение песен «Музыкант», Семь нот», «Звуки       музыки», «Нотный стан» с использованием музыкальных инструментов 

Методы обучения:

· репродуктивный

· наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, наглядно – практический

· частично-поисковый

· контрольно-практический

· словесно-практический

Форма деятельности:  индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Наглядность:

· дидактический материал

· компьютерная презентация

Оборудование: 

· компьютер

· магнитофон 

·  фонограммы песен

·  музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, треугольники)

·  мультимедийный  проектор

Ход урока

Звучит музыка «Маленькая страна». Дети входят и садятся по командам( на столах музыкальные инструменты)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать в нотное королевство и узнаем все его тайны.

Дети читают стихи.

«Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан

И на нём все ноты-точки

Разместили по местам.

Скрипичный ключ:

«Открывает нотный стан

Музыкальный капитан

Капитан отличный

Славный ключ …(хором –скрипичный)

Учитель: Ребята, вы видите, что к нам на праздник пришёл сам король нот–скрипичный ключ и принёс с собой нотную лесенку–чудесенку с заданиями. Он будет смотреть и оценивать ваши знания, а затем наградит ту команду, которая наберёт наибольшее количество баллов.

Первое задание, которое приготовил скрипичный ключ - исполнить песню «Нотный стан»

Скрипичный ключ: А сколько нот вы знаете?

Все хором:

Семь всего лишь нот на свете

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Ты запомни ноты эти

И в сердечке сохрани.

Исполнение песни «Звуки музыки» с игрой на музыкальных инструментах.

Скрипичный ключ:  Молодцы, ребята! Посмотрим, как вы справитесь со вторым заданием, которое называется «Музыкальные ребусы».

Учитель: во время звучания музыки  вы отгадываете слова, в которых встречаются ноты. Как только музыка перестанет звучать, участники под номером 1 от каждой команды  выходят к доске и отвечают. За правильный ответ команда получает 2 балла.

1 команда- дорога, берет

2 команда- домик, фамилия

3 команда- фасоль, соль

4 команда- коляска, спасибо

5 команда- помидор, сирень  

Учитель: Молодцы! Следующее задание, которое предлагает нам скрипичный ключ –нужно разгадать кроссворд «Нотный стан».

Задание: от каждой команды ко мне выходят участники под номером 2 ,отвечают на вопросы, а ответы вписывают в пустые клеточки. Если участник не справляется с заданием, помогает команда. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1 команда

1) Назовите русский народный инструмент, похожий на   гармонь? (баян)

6) Как называется словесное состязание акынов на домбре? (айтыс)

2 команда

2) Какой лад имеет светлый характер? (мажор)

7) Какая нота пишется на 3-ей линейке нотного стана? (соль)

3 команда

3) Как называется чередование длительностей нот? (ритм)

8) Как называется скорость движения в музыке? (темп)

4 команда

4) Какой лад имеет печальный характер? (минор)

9) Назовите героя героического эпоса? (алпамыс)

5 команда

5) Как по-казахски называется «эпос»? (жыр)

10) С помощью чего композиторы пишут произведения? (нот)

Учитель: Молодцы! Ребята, а как называют людей, которые зная все ноты, сочиняют музыку?

Дети: Композиторы, музыканты.

Скрипичный ключ: Вы хотели бы стать музыкантами? А какую знаете песню про музыканта?

Дети исполняют песню «Музыкант» с игрой на инструментах.

Скрипичный ключ: Теперь я хочу узнать, какие вы знаете музыкальные инструменты? 

Учитель: В этом задании надо соединить красиво точки-цифры друг  за другом последовательно, чтобы получился музыкальный инструмент. Участник под номером 3 покажет свой рисунок  назовёт этот инструмент. Задание оценивается в 2 балла.

Звучит музыка «Светит месяц».

Учитель: Хорошо  вы ребята рисуете и угадываете музыкальные инструменты. А любите  ли вы отгадывать загадки про инструменты?

В этом конкурсе работает вся команда. За правильно отгаданную загадку команда получаете 1 балл.

1 команда

«В лесу выросла, на стене вывисла

На руках плачет, кто слушает-скачет» (балалайка)

2 команда

«Зубы чёрные и белые выстроились в ряд,

Их не бойся - не кусаются,

А если тронешь - зазвучат» (рояль, аккордеон)

3 команда

«Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, ребят созывает» (барабан)

4 команда

«То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит» (баян)

5 команда

«У него есть язык,

Он болтать им привык,

Но, когда болтает он,

Слышно не слова, а звон» (колокол)

Учитель: Отлично поработали. Но, чтобы с лёгкостью преодолеть ещё 2 ступеньки лесенки, проведём музыкальную разминку «Топай друг».

Переходим к конкурсу «Живые картинки» в музыке.

Задание: звучит музыкальное произведение, команда слушает и определяет композитора, название произведения, а участник под номером 4 выходит к доске, показывает картину, которая соответствует  данному произведению и называет это произведение.

Задание оценивается в 2 балла.

1 команда  – «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н. А.Римский-Корсаков

2 команда – «Народный танец» из балета «Легенда о белой птице» Г. Жубанова

3 команда – Эпос «Алпамыс»

4 команда – «Военный марш»

5 команда – «Дождик»

Учитель:  Последний конкурс называется  «Высказывание о музыке».

Задание:  та команда, которая быстрее  всех  соберёт в  правильной  последовательности полоски  с  буквами,  чтобы  получилось  высказывание  русского  композитора  о  музыке,  получает  3 балла.  Участник  под  номером  5  зачитывает  высказывание.

(«Музыка – душа  моя» М.И.Глинка)

Учитель: Ребята, мы с вами прошли все ступени нотного королевства. Семь нот, с которыми мы путешествовали, будут и дальше сопровождать нас в течении всей жизни. Так давайте завершим наше путешествие весёлой песней «Семь нот».

Исполнение песни «Семь нот».

Скрипичный ключ, какой из команд ты добавил бы дополнительный балл за смекалку, отличные знания, быстроту, умение дружно работать?

Настал момент, когда скрипичный ключ подсчитывает набранные баллы и награждает победителей подарками.

Звучат фанфары.

Учитель: Ребята, вы все сегодня отлично поработали, показали свои знания и умения по музыке. Спасибо вам за урок! Спасибо тебе скрипичный ключ, что пришёл к нам в гости и открыл нам тайны своего королевства. Всем до свидания! До новых встреч в нотном королевстве!

Дети выходят под музыку «Маленькая страна».

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Ольга Копленко # 23 июля 2013 в 06:17 +1
Прекрасный урок! Отличное закрепление полученных ЗУН. Думаю, ребятам понравилось увлекательное путешествие в "Нотное королевство".
Мария Громова # 7 ноября 2013 в 22:07 +4
Впечатление спорное. Композиционно удачное построение, но тайнами королевства не пахнет. Фальшь в названии очень портит впечатление. По выбору материала - допускаю, что "Колыбельная Волховы" и цитаты М.Глинки в 3 классе могут быть уместны, местный колорит включён уместно, возможно, учитель работает по незнакомой мне программе. Но песня "семь нот" - произведение не того уровня,чтобы учитель музыки рекомендовал его к исполнению(особенно, под "родную" фонограмму)только не том основании, что в песне упоминается словосочетание "семь нот". Безвкусицы и плохого пения у нас и так полно. Это - мои "ложки дёгтя". Скорее всего, в хорошем темпе такой предканикулярный урок-викторина прошёл, как праздничный утренник.
Зоя Ивановна Затульная # 12 января 2014 в 13:30 0
Какой интересный урок. Вы очень творческий человек. Видна большая подготовка к уроку. Материал просто захватывает. Я обязательно возьму его себе на заметку.
acgul # 18 января 2014 в 05:57 0
Урок насыщенный,интересные задания, показан колорит. Предложенный материал можно использовать на внеклассном уроке.
Лилия Сергеевна Карбышева # 20 января 2014 в 12:47 +2
Можно взять в свою педагогическую копилку представленные в этом уроке загадки, задания, кроссворды. Но, как мне кажется, данный урок ими перенасыщен и совсем мало живого творчества.
юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 19:07 0
Урок интересный, познавательный. Неординарный творческий подход автора сразу заметен. Что-то возьму для работы на своих уроках.
Елена Александровна Крупнова # 24 октября 2014 в 01:09 0
Хороший и интересный урок для закрепления пройденного материала. Задания возьму к себе в копилочку!
Ирина Геннадиевна Соколова # 25 октября 2014 в 07:49 0
Урок разнообразный, однако успели ли дети выполнить качественно ВСЕ предложенные автором задания?!
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:47 0
Класс! Много наглядного материала!!! Возьму на заметку!
Ассоль Юрьевна Земисева # 8 ноября 2014 в 17:55 +1
Отличный урок! Много интересных заданий. Дети в третьем классе, очень любят решать кроссворды, рисовать по линиям. Загадки обязательно буду использовать в работе! Предложенный материал можно использовать для обобщающего урока. Огромное спасибо!
Людмила Леонидовна Терентьева # 26 ноября 2014 в 16:21 0
Спасибо автору! Очень приятная и занимательная работа, обязательно воспользуюсь в своей деятельности smile
Елена Ивановна Япрынцева # 8 февраля 2015 в 13:13 0
Замечательный урок. Множество разнообразных видов деятельности. Интересные задания, кроссворды. Вообще, есть что взять себе на вооружение!
Валерий Григорьевич Вершинин # 14 февраля 2015 в 21:02 +2
Уважаемая Оксана Фёдоровна! В вашем уроке много интересных заданий, игровых моментов, но мне не хватает самой музыки. Для чего нужно "Нотное королевство"? В нём могут быть такие мастера, которые создают музыку для нашей души и жизни. Ни в цели, ни в задачах урока нет намёка на слушание музыки. Не такое, как всегда: включил запись и сел к столу, дети занимаются своими делами. Это должен быть серьёзный, продуманный разговор, настрой перед слушанием Если бы вы что-то заменили в своём уроке с тем же королевством на кусочек настоящей музыки- не только песни - цены бы не было вашему уроку.
Екатерина Сергеевна Горелова # 18 февраля 2015 в 20:50 +1
Здравствуйте, Оксана Федоровна! Урок хорош по отбору теоретического материала, развивает кругозор, но кругозор в отношении теоретических "точечных" знаний. Мне не хватило заданий, которые побуждают детей высказаться о музыкальном произведении, как не хватило и музыкальных произведений. Ведь предмет прежде всего гуманитарного направления и музыкальные образцы должны быть подобраны тщательнее. Успехов!
Людмила Ивановна Атаманова # 16 августа 2015 в 20:55 0
Очень много конкурсов, викторин, кроссвордов. Я бы использовала их по отдельности
Светлана Александровна Ренёва # 20 сентября 2015 в 15:07 0
Музыка школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки в жизни.Очень много материала,подготовка к уроку проведена большая.
Ольга Николаевна Пинчук # 25 сентября 2015 в 17:55 0
Мне урок понравился.Именно такой урог может быть итоговы.Интересная идея с музыкальной лестницей.Спасибо.
Оксана Николаевна Однобурцева # 16 июля 2016 в 19:02 0
Я прочитала Ваш урок. Вроде всё здорово, много сюрпризных моментов. Но на уроке музыки, хочется ещё и много музыки и музыкально-игровых движений под неё, тем более в 3-м классе. А разноплановость загадок и кроссвордов у Вас превосходна, просто поражает!
Салозграф Ирина # 2 сентября 2016 в 00:45 0
Здравствуйте, Оксана! Очень интересный и насыщенный разнообразными разноплановыми заданиями итоговый урок, охватывающий теоритическую базу музыкального образования. Согласна с коллегами, что хочется больше музыки и движения. Возможно, я бы разбила данный материал на две-три тематические части и добавила музыкальной составляющей. А вам, Оксана, огромное спасибо за проделанную работу и за то, что делитесь своими наработками. Обязательно возьму задания для своих ребят.
Ирина Александровна Лаптева # 10 января 2017 в 12:27 0
Много интересных заданий! Их можно также использовать в сценариях праздников Посвящения в музыканты. Согласна с предыдущими комментаторами - стоит добавить игровые музыкально-ритмические задания, вокальные, музицирование (шумовой оркестр).