Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон»
Автор: Яппарова Роза Закиевна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Набережные Челны
Описание материала: предлагаю вам конспект урока для детей 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон». Данный материал будет полезен учителям музыки. Это конспект направлен на воспитание интереса к музыке и к другим видам искусства.
Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон»
Цель: Овладение образным языком музыки с целью постижения ее имманентной сущности, взаимосвязи музыки со смежными видами искусства – литературой и живописью.
Задачи:
- Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания.
- Активизация способностей художественного обобщения.
- Осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность (импровизацию).
- Развитие голосового аппарата, мелодического слуха и ритмического чувства.
План урока:
1. Организационный момент:
вход под увертюру к балету "Шурале" Ф. Яруллина – 2 мин.
приветствие – 2 мин.
повторение пройденного – 3 мин.
2. Исполнение "Шурале":
узнать по исполненной мелодии – 2 мин.
исполнение в соответствии с данной динамикой – 3 мин.
работа над точностью исполнения – 8мин.
3. Слушание:
беседа о способах, средствах художественного восприятия образов – 5 мин.
слушание и анализ темы "Царевны Лебедя" и дуэт "Царевича Гвидона и царевны Лебедя" Н.А.Римского – Корсакова – 10 мин.
4. Разучивание русской народной песни "По улице мостовой" – 10 мин.
5. Подведение итога – 3 мин.
Оборудование:
Магнитофон, кассеты, баян, таблица "Музыкальные краски", таблица "Певческие голоса", портрет писателя Г.Тукая, портрет Н.А. Римского – Корсакова, текст песни "Шурале", рисунки к песне, нотный текст русской народной песни "По улице мостовой", книга "Сказки А.С.Пушкина", иллюстрация В.Л.Боровиковского "Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г.Гагариных".
Конспект урока.
1. Вход под увертюру к балету "Шурале" Ф. Яруллина, слушание музыки.
Музыкальное приветствие "Музыка, здравствуй!"
а) распевание
б) посадка.
2. Ребята, а сейчас я узнаю, кто у нас сегодня самый внимательный.
(ответы учащихся)
Вам было дано задание нарисовать этого сказочного героя. Кто выполнил задание?
(собрать рисунки показывая учащимся)
Молодцы!
Давайте вспомним к какому народу относится этот сказочный герой?
(ответы учащихся)
Как зовут писателя написавшего сказку об этом герое?
(ответ учащихся)
Давайте проговорим слова песни. (Смотрят на доску и проговаривают слова шепотом.)
Ребята, как мы исполняем песни стоя или сидя?
(ответы учащихся)
Какими частями тела берем дыхание?
(ответы учащихся)
Приготовились к исполнению, слушаем друг друга и баян.
(исполнение, следить за точностью исполнения, дикцией)
3. Ребята, я хочу вам показать книгу "Сказки А.С.Пушкина" русского писателя. Какая сказка А.С.Пушкина начинается с этих слов, попробуйте отгадать:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
"Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря".
(ответы учащихся)
Назовите главных героев этой сказки?
(ответы учащихся)
Перед вами иллюстрация портрета "Царевны Лебедя" художника Михаила Врубеля.
(показывая одновременно читать текст из сказки описание царевны Лебедя)
Говорят, царевна есть,
Что, не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А вот иллюстрация к сказке с изображением царевича Гвидона художника Ивана Билибина. А.С.Пушкин написал "Сказку о царе Салтане", а Н.А.Римский – Корсаков русский композитор (показывая портрет композитора) сочинил оперу на сюжет этой сказки.
Послушаем тему царевны Лебедя из этой оперы. Обратите внимание, какие музыкальные краски использовал композитор.
(слушается тема царевны Лебедя)
- Какой характер был у этой темы?
(ответы учащихся)
- Какие музыкальные краски использовал композитор?
(ответы учащихся)
Ребята, следующий фрагмент из этой оперы дуэт царевны Лебедя и царевича Гвидона.
Дуэт – ансамбль двух исполнителей вокальный, инструментальный или вокально – инструментальный. Дуэт мы послушаем вокальный. Давайте вместе вспомним, какие мы знаем певческие голоса? (по таблице "Певческие голоса" повторяют их) Приготовились к слушанию дуэта. Сели удобнее, руки положили на колени, ноги поставили прямо. Слушая музыку обратите внимание какие певческие голоса у царевича Гвидона и у царевны Лебедя?
(слушают и отвечают, какие певческие голоса)
Ребята, можно ли назвать на картинке с каргапольскими игрушками и репродукции Владимира Боровиковского эти ансамбли дуэтами и почему?
(ответы учащихся)
Молодцы! Вы хорошо знаете теперь значение слова дуэт. А сейчас мы с вами по играем. Я буду вам называть героев сказок и мы будем изображать их движениями тела и мимикой лица в следующем порядке: Незнайка, Колобок, Буратино, царевна Несмияна, Оловянные солдатики.
4. Ребята, обратите внимание на репродукцию Ивана Билибина. Мы здесь видим кроме царевича Гвидона и царицы Миметрисы красивый город, а город строится из улиц. В наше время наши улицы покрыты асфальтовыми и бетонными дорожками, а в давние времена их вымещали камнями. Послушайте русскую народную песню "По улице мостовой". Обратите внимание на музыкальные краски.
(исполнение песни)
- Какой лад?
- Какой темп?
- Какой регистр?
А сейчас разберем ритмический рисунок. Короткие звуки отмечаем точкой длинные черточкой.
(учитель играет мелодию ученики выходят к доске)
Сейчас разберем мелодический рисунок, т.е. движение мелодии вверх или вниз.
(ученики выходят к доске)
Ребята, музыкальные краски и рисунки мы разобрали. Сейчас разберите нотный текст песни. Я исполняю первую фразу, а вы повторяете за мной
(разучивание песни, следить за точностью интонирования, дикцией, ритмом)
Мы сегодня еще раз убедились в том, что рисовать можно не только красками, но и музыкальными красками.
5. Время нашего урока заканчивается. Сегодня мы слушали и пели, играли и очень много говорили. Пусть каждый подумает и попробует рассказать, что же нового узнал сегодня на уроке. Сказку можно рассказать, петь и играть. Музыка помогает лучше представить себе сказочных героев, нарисовать их в собственном воображении.
Д.З. придумать театральный костюм для царевны Лебедя.
- До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока ООМ для 1 класса УМК "Школа России"
Праздник «День Независимости». Сценарий
Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность"
Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки
Похожие статьи:
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Конспект урока музыки в 3 классе
Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика