Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Автор: Магдеева Гульнара Эньверьевна, учитель музыки МБОУ "СОШ№76" г. Ульяновска

Описание работы:предлагаю вашему вниманию статью "Как повысить мотивацию к обучению  школьников на уроках музыки". Данная работа может быть интересна учителям музыки, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования.В ней раскрываются вопросы развития мотивации школьников на уроке музыки с 1 по 7 класс
Цель: привлечь внимание к проблемам преподавания музыки в современной школе
Задачи:раскрыть возможности  использования учебных ситуаций на образно-эмоциональной основе.
Как повысить мотивацию к обучению  школьников на уроках музыки
Каких-то пол столетия назад ученики на уроках внимали каждому звуку, шедшему от учителя. И думать о том, как удержать это внимание, особо-то и не приходилось. Достаточно было попросить не отвлекаться. Иное дело теперь, когда каждый учитель на своём предмете буквально борется за учеников, за их внимание, старается быть современным и плыть на одной волне с подрастающим поколением.
Как повысить мотивацию к обучению на уроках музыки? У каждого педагога есть свои секреты, особенно если это опытный учитель. Но музыка это тот предмет , где немалую роль играет эмоциональное восприятие материала.
Я хочу рассказать об учебных ситуациях на образно-эмоциональной основе как средстве повышения мотивации к обучению, которые я использую в своей практике.
Очень часто ребята переступают порог кабинета со скучными безразличными, а может уставшими лицами. И бывает тяжело завести их на нужную волну. И уговоры быть активными порою бесполезны. Нужен какой-то щелчок, который привлечёт и внимание, и интерес детей. Таким щелчком может быть необычная интеграция на уроке или нестандартно начатый урок.
Однажды второклассники пришли на урок музыки и были удивлены присутствием там предметов живописного искусства: краски , кисточки, мольберт, картины. А вопрос учителя «любите ли вы рисовать?» заставил даже самых ленивых и равнодушных поднять глаза и сосредоточиться. И дальнейшее сравнение красок художественных и музыкальных заставляло учеников находиться в постоянном активе, размышлять и анализировать. А  заключительное творческое задание на создание собственного шедевра с использованием художественных красок, но основываясь на музыкальных запомнится им надолго. На данном уроке я использовала учебную ситуацию на образно-эмоциональной основе: дети видели образ , воссоздающий художественную мастерскую, который подталкивал их на размышления; а также включила в план урока собственную презентацию по музыке Петра Ильича Чайковского. А по окончании урока я провела анализ эмоционального состояния на начало и конец занятия: подсчёты были в пользу положительных эмоций.
Такие учебные ситуации можно создавать как в начале урока, таким образом ставя перед детьми задачу(контрольный вопрос, ответ на который они должны дать в конце занятия) или на протяжении всего урока.
Вот ещё один пример из личной практики.
Первый класс, тема «Моя Россия».
Тема достаточно сложная для малышей, поэтому нужен был особый подход в преподношении материала. И этот урок я начала с просмотра фрагмента мультфильма. На предложение учителя вместе посмотреть мультик ребята отреагировали бурными аплодисментами. Но я преследовала свои цели. Герой фильма исполнял песню о родимой стороне, и, просматривая кадры, дети прониклись сочувствием к нему, его тоске  вдали от родины. Следующий вопрос: «а вы грустите, когда уезжаете далеко от дома, от родных мест?» заставил малышей задуматься , а что такое  родные места? И какие ещё можно составить слова с корнем «РОД». Исполнение песни о родине, участие в игре «Родники и река» подвели нас к беседе о красоте своего края. На данном уроке ребята использовали домашнюю заготовку: я попросила нарисовать на альбомном листе самое дорогое и любимое. Кто-то рисовал маму, кто-то любимую игрушку, а кто-то достопримечательные места города: свою улицу, двор, друзей. У каждого человека своё понятие родины и малыши не всегда могут правильно сформулировать это для себя. И я попробовала с помощью коллажа составить портрет «СВОЕЙ РОДИНЫ». И в конце урока мы увидели на доске карту России, заполненную рисунками ребят, ведь родина это то, что нам дорого.
На данном занятии первоклашек было эмоциональное включение в урок путём просмотра  фрагмента любимого мультика в самом начале встречи и составление собственной карты родины в завершающей части урока.
Как ещё можно зажечь огонёк в глазах детей?
Во многих школах не сохранились музыкальные инструменты, в том числе и народные. Но когда учитель может использовать на занятиях игру на шумовых инструментах, радости детей просто нет предела. Они с великим удовольствием берут в руки  народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. Очень переживают, если инструментов не хватает всем желающим. И хорошо ,что сейчас в продаже появляются народные инструменты, пусть даже виде детских игрушек, но это хоть какие - то наглядные пособия. Такие уроки детям запоминаются надолго.
Очень любят  ситуации на эмоциональной основе старшеклассники. Это и просмотр фрагментов опер, балетов, выступлений эстрадных групп , картин великих художников и создание собственных презентаций. Взрослые ребята с удовольствием создают музыкальные презентации и фильмы по творчеству композиторов и особенно любимых эстрадных групп.
Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность.
Чего я жду, используя такие учебные ситуации - это найти эмоциональный отклик в душе ребёнка на созданный образ, а уж затем развитие познавательного интереса и потребности в учебной деятельности. Такие ситуации способствуют поддержанию положительной эмоциональной атмосферы на уроке и развивают у детей стремление к самостоятельному поиску новой информации.
В завершении хочется сказать, что педагог творческий , пытливый, ищущий всегда, независимо от спущенных сверху указаний, искал свои пути к детским сердцам и душам. И многое, что сейчас преподносится как установка к действию, было для него нормой всегда, потому что педагогика и творчество «шагают» рядом, потому что дети это очень тонкая субстанция: можно зажечь , а можно и погасить огонёк в глазах.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" | Сценарий музыкального концерта для детей 10 - 12 лет
Опубликовано: 3979 дней назад (30 декабря 2013)
Просмотров: 6984
Рубрика: педагогика
+3
Голосов: 3
Мила Кузьмина # 30 декабря 2013 в 23:55 +1
Спасибо за интересную статью. Познакомившись с  вашими учебными ситуациями, должна сказать, что на таких  уроках будет  мотивация к обучению музыки. Радостно, когда в школе работают  творческие люди, которые умеют открывать  детские сердца.Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек! Голосую!
гульнара эньверьевна магдеева # 7 января 2014 в 14:43 0
спасибо за столь высокую оценку."Музыка- универсальный язык человечества"
Лилия Сергеевна Карбышева # 21 января 2014 в 21:42 +1
С удовольствием прочитала Вашу статью. Здорово учиться у постоянно ищущего, неравнодушного педагога.
Действительно, очень активизирует детей возможность самим пошуметь на инструментах (у меня в классе много киндер-сюрпризов, наполненных горохом. Манят они детей и красивым ярким дизайном -  обклеены всевозможными блестяшками, лентами и т.д.).
Присутствуют у нас игрушки - с ними можно инсценировать песенку, создать игровую ситуацию.
Практически все изучаемые произведения обязательно слушаем с видеорядом - особенно это важно на уроках, посвященных знакомству с видами оркестров, оперными и балетными постановками.
гульнара эньверьевна магдеева # 21 января 2014 в 22:30 0
спасибо администрации сайта, которая даёт такую уникальную возможность пообщаться с коллегами по всей России и высказаться по волнующим нас вопросам.
Ирина Зайнудиновна Ахмедова # 28 января 2014 в 15:54 0
Спасибо за интересную статью! Я согласна с вами, что педагогика и творчество "шагают" рядом. Так как творческие задания развивают художественный и музыкальный вкус.Успехов в вашем творчестве!
Ирина Геннадиевна Соколова # 25 октября 2014 в 08:14 0
Нестандартные уроки музыки, где каждый урок ребенок делает открытие - есть залог формирования высокой внутренней мотивации к обучению. Успехов Вам в нашем нелегком деле.
Нина Ивановна Привалова # 17 сентября 2017 в 11:30 0
Мой голос за Вас! Интересный, веселый и развивающий для детей Ваш подход! С большим удовольствием познакомилась с материалом. Творческих успехов Вам!