Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий музыкального концерта для детей 10 - 12 лет

Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 4-5 классов
Сценарий концерта по теме «Музыка и литература»
Автор: Магдеева Гульнара Эньверьевна, учитель музыки МБОУ «СОШ №76», г. Ульяновск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий концерта музыкального кружка внеурочной деятельности по теме «Музыка и литература» (возраст участников 10-12 лет). Данный материал будет интересен учителям музыки, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям ДМШ и школ искусств. Данное мероприятие направлено на закрепление знаний по теме «Музыка и литература» по программе 5 класса, развитие актерского мастерства, воспитание эстетического вкуса.
Сценарий концерта по теме «Музыка и литература»
Оформление сцены:
портрет композитора К. Хачатуряна, портреты сказочных героев,
карточки с названиями музыкальных средств выразительности
Цель данного мероприятия является выявление связи двух видов искусств – музыки и литературы, важности знания одного искусства при изучении другого.
Задача :
- раскрыть суть сказки посредством слова и музыки
- развитие у детей творческой фантазии, мышления
- определение важности роли слова и музыкальных средств выразительности в раскрытии образов сказочных персонажей.
Введение.
1-й ведущий:
Сегодня в рамках «Недели музыки» мы предлагаем прослушать музыкальную сказку «Чиполлино» и принять участие в обсуждении темы : «Музыка и литература. Что объединяет эти виды искусства?»
Мы обратимся к наиболее известной оркестровой музыке армянского композитора Карена Суреновича Хачатуряна. Среди огромного количества сочинений этого композитора для театра и кино есть музыка к мультипликационному фильму «Чиполлино» по сказке итальянского писателя Джанни Родари. Она написана ярко, образно, с большой любовью к маленьким героям сказки, где вымысел переплетается с реальностью, мечта с действительностью, возможное с невозможным. На основе этой музыки был затем создан балет с одноимённым названием. Создавался он в 1972-1973 годах по заказу Новосибирского театра оперы и балета, либретто писал Геннадий Рыхлов.
В основе драматургии балета, также как и в сказке, противопоставление резко различных планов. Давайте вместе вспомним героев сказки: сердечная доброта, преданность дружбе, искренность Чиполлино, его престарелого отца Чиполлоне и их друзей контрастирует низменному миру алчности принца Лимона и его приспешника Помидора, но определяющим является всепобеждающая жизнерадостность и искреннее веселье. Сказочные персонажи получают свою индивидуальную характеристику.
На первом плане Чиполлино и его окружение: вы услышите и полный лирической грации танец Редиски, и с ярко выраженной театральностью медленный танец неудачника Тыквы, и музыкальный портрет жеманного меланхолика графа Вишенки, написанный с большим юмором. В зарисовке враждебных сил подчёркнуто вульгарные интонации появляются в музыкальных номерах, рисующих надменного принца Лимона, свиту лимончиков, коварного Помидора и полицейских. Музыка разоблачает их тупость, ограниченность и самодовольство. Большой удачей К. Хачатуряна являются народные сцены, в которых заметно проступает колорит итальянской народной музыки, например, темпераментная, стремительная тарантелла, открывающая сказочное представление…
2-й ведущий:
«… В далёкой солнечной Италии, где под самым небом зреют апельсины и лимоны, на грядке рядом с капустой и укропом вырос весёлый мальчик- луковка Чиполлино.
Жил Чиполлино в фантастической огородно-фруктовой стране на луковой окраине. Сказочным государством правил самодур принц Лимон, который вместе с другими богатеями грабил, объедал бедняков.
Однажды жители сказочной страны- овощи и фрукты собрались на главной площади города…»
Звучит музыкальный номер «Тарантелла» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«…Но на площади неожиданно появляются полицейские во главе с синьором Помидором. Они расталкивают мирных жителей и расчищают путь правителю страны принцу Лимону».
1-й ведущий:
«Он был одет во всё жёлтое с ног до головы, а на жёлтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик.»
2-й ведущий:
« Принц Лимон объявил новый налог - на солнце, на воздух и на дождь. Жители возмущены …В суматохе Чиполлино наступает на ногу принцу Лимону…
…Бунтовщика необходимо арестовать! Но он исчезает. Вместо него полицейские хватают Чиполлоне – отца и волокут в тюрьму…
Чиполлино, утешаемый друзьями, на лесной поляне решает построить дом одинокому куме Тыкве».
1-й ведущий:
«…Старику с рыжеватой бородкой, грустно поглядывающего на окружающих. Казалось, он был чем-то озабочен…»
Звучит музыкальный номер «Танец Тыквы» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«Но вдруг строительству домика мешают…Давайте послушаем, кто это может быть?»
1-й ведущий:
«Из подкатившей кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во всё зелёное. Его красные пухлые надутые щёки казалось, вот-вот лопнут. Как перезрелый помидор…»
Звучит музыкальный номер «Помидор» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«Вы, конечно же, догадались?» (ответы детей)
«Да, это синьор Помидор с двумя стражниками пытается помешать друзьям. Но не так-то просто справиться с ловким Чиполлино…»
1-й ведущий:
«Синьор Помидор, поняв, что бедный мальчик-луковка издевается над ним, взбесился и побагровел. Он вцепился обеими руками в волосы Чиполлино…»
Звучит музыкальный номер «Галоп» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«Наконец, посрамлённый помидор вынужден отступить. А друзья достраивают дом и весело танцуют.»
Звучит музыкальный номер «Марш Чиполлино» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«Но появляется гвардия принца Лимона, вызванная Помидором, и сметает всё на своём пути. Рушится и домик Тыквы. Уже второй раз Чиполлино и его друзья сталкиваются с жестокостью принца.
…Тюрьма, в которой томятся Чиполлоне и другие заключённые, находится в подвале графинь Вишен. А перед дворцом расположен прекрасный сад, где растут различные цветы»
1-й ведущий:
«Цветы были аккуратно рассажены по грядкам и клумбам»
Звучит музыкальный номер «Вальс цветов» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«По саду прогуливается воспитанник графинь - юный Вишенка. Не милы ему надоевшие игры и занятия. Скучные наставники развлекают его.
И вот в сад тайком проникают Чиполлино и Редиска».
1-й ведущий:
«Редиской была девочка лет десяти. Волосы у неё были заплетены в косичку, которая была похожа на хвостик редиски…»
Звучит музыкальный номер «Вариации Редиски» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«Весёлый Чиполлино сразу завоёвывает симпатию Вишенки: немного времени и они уже друзья. Добрый Вишенка проникает сочувствием к горю Чиполлино и обещает помочь освободить отца.
Но Помидор не дремлет. Разгадав план Чиполлино, он пытается схватить его».
1-й ведущий:
«Во время погони неуклюжий Помидор теряет ключ…»
Звучит музыкальный номер «Погоня» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«А в это время во дворце идёт бал. Гости во главе с принцем Лимоном исполняют каждый свой танец».
1-й ведущий:
«Открывает серию придворных танцев изящный, грациозный менуэт…»
Звучит музыкальный номер «Менуэт» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
2-й ведущий:
«Во время танца Вишенка симулирует головокружение и передаёт ключ от темницы Чиполлино, который притаился в кустах. Чопорные танцы гостей продолжаются, а в это время Чиполлино открывает дверь тюрьмы и освобождает отца и других узников…Друзья счастливы и рады!
Недоволен лишь принц Лимон, он решается на крайние меры: силой оружия хочет он заставить покориться народ!
Вооружённые до зубов гвардейцы принца вкатывают пушку на главную площадь, наводят её на народ… стреляют…
Но что такое? Вместо смертоносного ядра из пушки вылетают воздушные шары, цветы и площадь становится очень нарядной!И это ещё не всё!Отдача пушки так сильна, что сметает с лица земли и принца Лимона , и всю его гвардию!
А причина всему – проказник Чиполлино.Это он подменил чдро. Жители сказочной страны веселятся и танцуют!
А как же кум Тыква? Весёлый Чиполлино приглашает всех друзей принять участие в построении нового дома для Тыквы. Теперь все довольны и счастливы!»
Звучит музыкальный номер «Финал» композитора Карена Хачатуряна в исполнении ансамбля учащихся музыкального кружка
Заключение
1-й ведущий:
- Понравилась ли вам наша музыкальная сказка?
- Какие персонажи вам показались наиболее яркими?
- Какие музыкальные средства использовал композитор для характеристики героев балета?
- Помогла ли музыка рассказать сказку?
В заключении слушателям предлагается выразить свои эмоции до концерта и после него посредством фишек «Театральные маски» (подсчёт фишек)

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки | Конспект урока музыки во 2 классе. Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Опубликовано: 3401 день назад (27 декабря 2014)
Просмотров: 3765
0
Голосов: 0
Тамара Николаевна Тишкова # 2 января 2015 в 22:39 0
Спасибо большое за сценарий. Детям очень интересно и познавательно совместно со сказочными героями послушать музыкальные произведения.