Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированное мероприятие (музыка и литература) с презентацией, 5 класс

Конспект интегрированного мероприятия (музыка и литература) "Музыка в поэзии Н.Некрасова"
Тема урока: «Музыка в поэзии Н.Некрасова»
Описание материала: Предлагаю конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса по теме «Музыка в поэзии Н.Некрасова». Данный материал будет полезен для учителей музыки, литературы, педагогов дополнительного образования.
Цели урока:
• Способствовать развитию навыков выразительного чтения поэтического текста; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.
• Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта; расширение знаний ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.
Задачи урока: способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.
Оборудование: интерактивная доска, ТСО, ИКТ
Материал к уроку:
•компьютерная презентация (слайды);
•аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники»;
•записи на доске;
•портретная галерея;
•выставка книг.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово.

Учитель музыки:
Ребята, сегодня у нас интегрированный урок музыки и литературы. Он посвящен лирической поэзии Николая Некрасова и музыкальности его творчества.
Учитель литературы:
Тема урока «Музыка в поэзии Н.Некрасова»
Эпиграфом к уроку служат слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему».
3. Работа по теме урока.
Учитель литературы:
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Его лирика – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.

Презентация «Творчество Н.Некрасова»
Слайд 4.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать – Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка. Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь поэт провел свое детство.
Слайд 5,6
Отец Некрасова был человеком деспотичным и жестоким. От его крутого нрава страдали как крестьяне, так и домочадцы. В дальнейшем об этом будет писать поэт в своих стихах.
Слайд 7, 8,9
Свое детство и юность поэт провел на великой русской реке Волге, которую он очень любил. Но именно её он потом назвал рекой скорби. Здесь юный Некрасов увидел тяжелый, непосильный труд русского крестьянина-бурлака.
Слайд 10.
Он был певцом народа-пахаря… И видел Некрасов, как тяжела его жизнь, слышал как стоном стелется его бесприютная тоска над нескончаемым простором полей и лугов…
Слайд 11.
Для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец.
Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».
Ученица зачитывает наизусть стихотворение Н. Некрасова «Тройка».

Учитель музыки. Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Вы услышали повторы, напевность, а это все присуще народной песне.
А сейчас послушайте романс «Что ты жадно глядишь на дорогу...» в исполнении великой певицы Людмилы Зыкиной.
Звучит аудиозапись романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»
Слайд 12.
Стихотворение «Тройка» (отдельные строки).
Анализ этого стихотворения.
Вопросы классу:

1.Какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало?
2.Какова тема этого стихотворения?
3.Какие литературные приемы использует автор?
4.Как вписывается стихотворение в творчество Некрасова в целом?

Учитель музыки:
О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.
Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с выраженной социальной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше - ко второй. Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др.
Впрочем, романс - не единственный из музыкальных жанров, проникших в творчество Некрасова. Наиболее тесно его стихи связаны с жанром песни, причем на эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений.
В его стихах слышны интонации протяжных песен:
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать
(“В полном разгаре страда деревенская…”);

отголоски свадебных обрядовых песен:
Выди навстречу проворно –
Пава-невеста, соколик-жених! -
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!
(“Мороз, Красный нос”);

ритмы плясовых:
Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: “есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты?..”
Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!
(“Буря”).

Ученица читает стихотворение «Элегия».

Учитель музыки. У Некрасова много стихотворений под названием «Элегия», но темы у них разные. Я хочу вам предложить послушать романс «Элегия», который посвящен теме любви.
Его написала и исполнит современный композитор О.Горбовская из г. Иркутска, написан он в жанре современного романса.

Звучит романс «Элегия» (аудиозапись романса).

Учитель литературы:
Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях.
Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно, это и сыновье почитание, и любовь к другу, и просто твёрдая уверенность в том родном и близком, что мы зовем родиной:
О, матушка Русь! Ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!
Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Поэт с жадностью и упоением ловит эти звуки, тишина для него – часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.
Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе. Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.
***
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.

4. Блиц – опрос по жизни и творчеству Н.А. Некрасова.
1.Основные темы, идеи лирики Некрасова (отметьте лишнее):
а) тема родины и народа;
б) жизнь светского общества;
в) идеал общественного деятеля;
г) любовная лирика.
2.Всё своё творчество Некрасов посвятил:
а) журналу «Современник»;
б) народу;
в) друзьям.
3.Какой теме посвящено стихотворение «Тройка»:
а) женского счастья;
б) семейного благополучия;
в) тяжелой женской доли.
4.Некрасовская муза:
а) радующаяся, обличающая народ, не зовущая к борьбе, смирившаяся, не сочувствующая народу;
б) страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу;
в) угнетающая, зовущая к смирению, обличающая народ, не понимающая народ.
5.Н.А. Некрасов – это поэт, который творил:
а) по внутреннему свободному побуждению;
б) по требованию правящих кругов;
в) по решению редакции журнала «Современник».
6.Н.А. Некрасов и для современников, и для потомков прежде всего великий:
а) философ и мыслитель;
б) прозаик-реалист;
в) поэт-реалист.

5. Итог урока.
Учитель литературы:
Подводя итоги урока, необходимо вновь отметить значимость всего поэтического наследия великого русского поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира. Лирика Н.А. Некрасова - это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.
Учитель музыки:
О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами.
В завершении урока звучит песня на слова Н.Некрасова «Коробейники»в исполнении великого баритона Дмитрия Хворостовского.
Слайд 13.
6. Вручение благодарственных писем за активное участие на уроке.
Презентация на тему: Музыка в поэзии Н.Некрасова

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5 классе Сценарий спортивно – познавательной программы для 5-7 классов Посвящение в пятиклассники. Идеи по проведению праздника Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Конспект урока музыки во 2 классе с презентацией. Театр оперы и балета
Опубликовано: 2412 дня назад (18 сентября 2017)
Просмотров: 2367
+1
Голосов: 1
Сирануш Агоповна Притула # 4 октября 2017 в 06:32 0
Очень понравилась разработка, детям всё необычное конечно доставляет радость. Урок музыки сам по себе несёт ощущение праздника, а объединённый с литературой думаю внесёт не мало восторга. Интегрированный урок говорит о Вашей не ординарной, ищущей и творческой душе педагога. Поздравляю с наступающим Днём учителя! Пусть у Вас всё сложится как Вы задумали. С уважением и теплом С.А.
Анна Владимировна Молокова # 12 октября 2017 в 15:47 0
Нина Ивановна! Вы выбрали нелёгкую тему, ведь Некрасов - непростой поэт для детского восприятия. Но Вам удалось раскрыть главную тему урока. Я тоже люблю проводить интегрированные уроки (музыка с литературой и живописью). С удовольствием голосую.