Интегрированное мероприятие (музыка и литература) с презентацией, 5 класс
Конспект интегрированного мероприятия (музыка и литература) "Музыка в поэзии Н.Некрасова"
Тема урока: «Музыка в поэзии Н.Некрасова» Описание материала: Предлагаю конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса по теме «Музыка в поэзии Н.Некрасова». Данный материал будет полезен для учителей музыки, литературы, педагогов дополнительного образования. Цели урока:
• Способствовать развитию навыков выразительного чтения поэтического текста; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.
• Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта; расширение знаний ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова. Задачи урока: способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе. Оборудование: интерактивная доска, ТСО, ИКТ Материал к уроку:
•компьютерная презентация (слайды);
•аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники»;
•записи на доске;
•портретная галерея;
•выставка книг.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово. Учитель музыки:
Ребята, сегодня у нас интегрированный урок музыки и литературы. Он посвящен лирической поэзии Николая Некрасова и музыкальности его творчества. Учитель литературы: Тема урока «Музыка в поэзии Н.Некрасова»
Эпиграфом к уроку служат слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему». 3. Работа по теме урока. Учитель литературы:
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Его лирика – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.
Презентация «Творчество Н.Некрасова» Слайд 4.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать – Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка. Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь поэт провел свое детство. Слайд 5,6
Отец Некрасова был человеком деспотичным и жестоким. От его крутого нрава страдали как крестьяне, так и домочадцы. В дальнейшем об этом будет писать поэт в своих стихах. Слайд 7, 8,9
Свое детство и юность поэт провел на великой русской реке Волге, которую он очень любил. Но именно её он потом назвал рекой скорби. Здесь юный Некрасов увидел тяжелый, непосильный труд русского крестьянина-бурлака. Слайд 10.
Он был певцом народа-пахаря… И видел Некрасов, как тяжела его жизнь, слышал как стоном стелется его бесприютная тоска над нескончаемым простором полей и лугов… Слайд 11.
Для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец.
Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли». Ученица зачитывает наизусть стихотворение Н. Некрасова «Тройка».
Учитель музыки. Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Вы услышали повторы, напевность, а это все присуще народной песне.
А сейчас послушайте романс «Что ты жадно глядишь на дорогу...» в исполнении великой певицы Людмилы Зыкиной. Звучит аудиозапись романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…» Слайд 12.
Стихотворение «Тройка» (отдельные строки). Анализ этого стихотворения.
Вопросы классу:
1.Какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало?
2.Какова тема этого стихотворения?
3.Какие литературные приемы использует автор?
4.Как вписывается стихотворение в творчество Некрасова в целом?
Учитель музыки:
О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.
Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с выраженной социальной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше - ко второй. Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др.
Впрочем, романс - не единственный из музыкальных жанров, проникших в творчество Некрасова. Наиболее тесно его стихи связаны с жанром песни, причем на эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений.
В его стихах слышны интонации протяжных песен:
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать
(“В полном разгаре страда деревенская…”);
отголоски свадебных обрядовых песен:
Выди навстречу проворно –
Пава-невеста, соколик-жених! -
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!
(“Мороз, Красный нос”);
ритмы плясовых:
Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: “есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты?..”
Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!
(“Буря”).
Ученица читает стихотворение «Элегия».
Учитель музыки. У Некрасова много стихотворений под названием «Элегия», но темы у них разные. Я хочу вам предложить послушать романс «Элегия», который посвящен теме любви.
Его написала и исполнит современный композитор О.Горбовская из г. Иркутска, написан он в жанре современного романса.
Звучит романс «Элегия» (аудиозапись романса).
Учитель литературы:
Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях.
Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно, это и сыновье почитание, и любовь к другу, и просто твёрдая уверенность в том родном и близком, что мы зовем родиной:
О, матушка Русь! Ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!
Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Поэт с жадностью и упоением ловит эти звуки, тишина для него – часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.
Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе. Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.
***
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.
4. Блиц – опрос по жизни и творчеству Н.А. Некрасова.
1.Основные темы, идеи лирики Некрасова (отметьте лишнее):
а) тема родины и народа;
б) жизнь светского общества;
в) идеал общественного деятеля;
г) любовная лирика.
2.Всё своё творчество Некрасов посвятил:
а) журналу «Современник»;
б) народу;
в) друзьям.
3.Какой теме посвящено стихотворение «Тройка»:
а) женского счастья;
б) семейного благополучия;
в) тяжелой женской доли.
4.Некрасовская муза:
а) радующаяся, обличающая народ, не зовущая к борьбе, смирившаяся, не сочувствующая народу;
б) страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу;
в) угнетающая, зовущая к смирению, обличающая народ, не понимающая народ.
5.Н.А. Некрасов – это поэт, который творил:
а) по внутреннему свободному побуждению;
б) по требованию правящих кругов;
в) по решению редакции журнала «Современник».
6.Н.А. Некрасов и для современников, и для потомков прежде всего великий:
а) философ и мыслитель;
б) прозаик-реалист;
в) поэт-реалист.
5. Итог урока. Учитель литературы:
Подводя итоги урока, необходимо вновь отметить значимость всего поэтического наследия великого русского поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира. Лирика Н.А. Некрасова - это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости. Учитель музыки:
О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами.
В завершении урока звучит песня на слова Н.Некрасова «Коробейники»в исполнении великого баритона Дмитрия Хворостовского. Слайд 13. 6. Вручение благодарственных писем за активное участие на уроке.
Очень понравилась разработка, детям всё необычное конечно доставляет радость. Урок музыки сам по себе несёт ощущение праздника, а объединённый с литературой думаю внесёт не мало восторга. Интегрированный урок говорит о Вашей не ординарной, ищущей и творческой душе педагога. Поздравляю с наступающим Днём учителя! Пусть у Вас всё сложится как Вы задумали. С уважением и теплом С.А.
Нина Ивановна! Вы выбрали нелёгкую тему, ведь Некрасов - непростой поэт для детского восприятия. Но Вам удалось раскрыть главную тему урока. Я тоже люблю проводить интегрированные уроки (музыка с литературой и живописью). С удовольствием голосую.